Не так давно отгремел третий сезон «Жұлдызды жекпе-жек» – проекта канала «Хабар», своего рода казахстанского аналога российского «Музыкального ринга». На этот раз мерялись силами популярные исполнительницы эстрадной песни Ерке Есмахан и Айри (сценическое имя Айгерим Ракишевой). Участницы реалити-шоу в финальной части проекта исполнили лирические вещи: Айри – песню композитора-мелодиста Алтынбека Коразбаева «Ақ қайың», Ерке же выбрала «Зәуреш» народного композитора Мухита Мералиулы.
Обе композиции, как и задумывалось, оказались вишенками на торте, став образцами настоящей, живой музыки. Особенно «Зәуреш». Ерке, бережно пропевавшей каждый звук, удалось передать глубинные подтексты произведения, построенного по законам классической трагедии с её эпичностью и накалом страстей, – пронзительную мелодию, щемящие сердце строки реквиема убитого горем отца, потерявшего единственную, горячо любимую дочь. Зал и жюри с замиранием сердца прислушивались, следуя неведомому для себя наитию: по сцене-студии, сталкиваясь волнами, ходило дыхание людей, которые вдруг, неожиданно оказались на первозданной благодати степных просторов, быть может, невольно вздрогнув, подумали, какая же эта сила жизни сберегла свою чистоту от преступного безумия мира?! И почему в таких моментах в подсознании неявно начинают плескать невыразимые волны, в памяти оживает образ вековечного дальнего предка, подспудно теребя в душе дремлющий, казалось бы, вкус к чистой и первозданной народной классике?!. Истинное, согретое в душе произведение легко отличить от мёртвого слепка.
Имя этому явлению — традиционное искусство, неисчерпаемый родник, незамутненный источник крепкого народного духа.
В том проекте Ерке Есмахан была признана лучшей. Не ошибёмся, если скажем, во многом благодаря неповторимому очарованию «Зәуреш», которая, по сути, была исполнена в манере классической эстрады, тем самым находя закономерное понимание со стороны достаточно искушённой аудитории. Другими словами, они стали свидетелями одной из успешных форм адаптации традиционной песни к современным условиям.
По большому счету слияние традиционной музыки с современной было всегда. В том числе фольклор и поп-музыка с незапамятных времён взаимопроникают друг в друга.
Следует заметить, первые советские вокально-инструментальные ансамбли 1960-1970-х годов, такие как «Песняры», «Самоцветы», «Сябры», «Калинов Мост» смогли добиться невероятного успеха и широкой популярности благодаря включению в музыку ассоциаций с традиционной песней, исполняемой в рок- и поп- аранжировке. Предвестником данного направления, точнее этнопопа в Казахстане стал легендарный ВИА «Дос-Мұқасан», традиция которого была продолжена группой «Арай». В последние десятилетия мир стремительно менялся, меняя и нас. Соответственно изменялись и культурные предпочтения людей. В новых исторических условиях традиционное исполнительство потеряло часть своей аудитории. С началом 90-х его представители со свойственной Традиции степенностью старались не бежать вперёд, сохраняя связь с корнями, в результате их голос оказался почти не слышим на фоне нарастающей популярности так называемой «попсы». В такой ситуации вполне естественным выглядит переход некоторых традиционных исполнителей в современную популярную музыку. Таковыми являются Рамазан Стамгазиев, Омиркул Айниязов, Айгуль Косанова, одинаково «вкусно» исполняющая «Әдемі қыз» и «Ағады Жайық», Клара Толенбаева, которая наряду с песнями Нартая и Майры Уаликызы нежно поёт «Жібек сезім» современного автора Медета Салыкова. Носители традиции, поступающие подобным образом, вынуждены идти на эстраду, но даже при этом они стараются сохранить связь с традицией, не идя на поводу у изменившегося слушательского вкуса. С одной стороны, они остаются глубоко вросшими в корни национального искусства, с другой – выступают носителями новых универсальных устремлений. Точно также позиционируется большинство исполнителей, начинавших с «попсы», но активно включающих в репертуар традиционную песню.
На этом фоне немалую пищу для размышления даёт бурно развивающийся в последние годы в стране сплав народной и популярной музыки, музыка народного возрождения (фолк-ривайвл) и смешанные музыкальные стили. Яркими представителями этого триединого новояза – модернового этностиля – можно назвать такие творческие коллективы как казахская этно-рок-группа «Ұлытау», «Тиграхауд», группа Aldaspan, этно-группа «Алашұлы», поп-группа Damu, этно-фольклорный ансамбль «HasSak», «Тұран», The magic of Nomads, трио Made in Kazakhstan и другие. Творческая активность этих коллективов во многом обуславливает рождение масштабных этноарт-проектов вроде The Spirit of Tengri – пожалуй, один из самых крупных фестивалей этнической музыки в регионе, который, представляя в стране всемирно известные группы «Ят-Ха», «Хуун Хур Туу», Speed Caravan, тем самым вносит свою лепту в интеграцию казахской этнической музыки в лоно мировой музыкальной культуры.
Однако на этот счёт имеется и другое мнение. В их творениях слишком явно, порой филигранно высвечиваются завораживающие пиротехнические и звуковые эффекты, получаемые всевозможными устройствами, вплоть до наигрывания сэмплами на синтезаторе, что может быть любо для тугоухого слушателя из кухни, поможет собрать народ на зрелище, но для сведущего в этномузыке это однозначно неприемлемо.
Как известно, присутствие в этномузыке электронных инструментов исключает само это понятие в чистом виде, поскольку этнические традиции изначально исполнялись в естественных акустических условиях. Но здесь опять-таки дело в соотношении и в том, насколько данное смешивание дополняет, улучшает качество этномузыки как культурного продукта, какова вообще доля его участия в творческой переработке образцов народной музыки. Чтобы не быть голословным, приведём как пример сказанному деятельность The magic of Nomads, работающей в стиле фолк-ривайвл с наслоением стилизации – создании новых музыкальных вещей на этноматериале, в основном в аранжировке музыкального продюсера проекта Рената Гайсина. Группа в 2016 году побывала в Европе, дала несколько концертов, произвела в Старом свете фурор, став настоящим celebrity. По возвращении группа представила отчётный концерт, усилив состав эстрадно-симфоническим оркестром акимата Алматы под управлением Александра Белякова. В самой группе выступают три артиста – два домбриста и кобызистка, один из них вперемежку играет и на других национальных инструментах, не считая перкуссии. Кроме них имеется электронная музыка (гитара), что вкупе с эстрадно-симфоническим оркестром и определяет основную направленность коллектива – подачи казахской традиционной музыки и песни в современной обработке, в стиле джаз. Одним словом, налицо яркая направленность в стиле этномодерн, нахождение баланса между художественным решением и предпочтениями публики, отсюда – сильная обработка народной музыки, в результате которой музыка стала обладать способностью излучения направленной ассоциации, то есть создаётся художественный образ. Когда слушаешь, вернее, вслушиваешься в народную «Япурай» в исполнении Сакена Майгазиева в сопровождении оркестра и фолькгруппы Nomads, первое, что приходит в ум, так это две вещи несравненной Лили Ивановой, – мексиканская народная песня Camino («Свободная») и старинная песня болгарских тюрков «Булутлар», – поистине потрясающие вещи, пропущенные через вдохновенную певческую манеру Лиляны. Возможно, сие свойство и определяло успех Nomads за рубежом, а нам даёт понять, что великая когда-то культура всё это время жила несмотря ни на что, и, классичность этой сохранённой культуры будто спасает современное искусство от проклятья его вечной изощрённости.
Однако справедливости ради необходимо отметить, что и тут, в силу подвергания традиционной музыки довольно серьезной джазовой обработке, а также вкрапления хоть небольшой, но электронной музыки несколько размывается сама суть традиционного исполнительства, к тому же оно потеряло одно их своих главных условий – акустичность. А нельзя ли сохранить те исконные качества и завоевать предпочтения нового слушателя, и концентрации, дав ему возможность вживую насладиться полновесным, без примеси, искусством?!
Вновь созданный в Алматы центр сохранения и развития музыкального наследия – театр традиционного искусства «Алатау» с самого начала своей деятельности задался этой целью: как написано в Уставе предприятия, трансформировать традиционное искусство в новые условия, но при этом не менять свою миссию и культурной продукт ради аудитории, а искать такую аудиторию, которая может стать целевой ради культурного продукта. Способы создания культурного продукта – это соблюдение соотношения метода снятия (прямого следования) и метода концентрации (умеренные изменения), что в своё время привело к созданию современной народной эстрады – уникальному опыту советской музыкальной политики, которая, к сожалению, ныне, как правило, воспринимается как отживший и неплодотворный опыт. Самое главное – выработка динамичного, оптимистичного и систематизированного взгляда на интегрирование традиционной и современной музыки, через который необходимо попытаться создать образцы современной народной музыкальной культуры, опирающиеяся как на народные традиции, так и на новые напластования современности. В сущности, данное направление представляет собой третий тренд в деятельности культурного учреждения после возрождения репродуктивно-просветительской культурной системы и подготовки музыкально-сценических постановок. Данная задача красной нитью проходит в двух важных документах, разработанных с приходом в руководство театра известного традиционного исполнителя, учёного-фольклориста Берика Жусупа – Концепции деятельности и Стратегии развития ТТИ «Алатау». В первом документе указано, что новая деятельность коллектива должна развиваться в русле активного просветительства, в духе динамического консерватизма — сочетании традиции и новаторства, уважения к прошлому и позитивного отношения к современности: «Жизнь испытывает традиционное искусство на выживаемость, и он должен соизмеряться ими». В Концепции смысл естественной трансформации народной музыкальной культуры в соответствии к меняющимся условиями жизни отображены в использовании классических и современных форм подачи «почвенной» культуры (неоклассики и этноандеграунда – наше условные названия): мюзикла, водевиля, буффонады, мистерии, спектакля-пастиччо, ремиксов и поэтического состязания — айтыс в стиле рэп. У нас проведение айтыса как сценической постановки разрабатывается впервые, но он опирается на мировой опыт — американский рэп-дисс. Думается, такая новизна способствует привлечению молодежи к традиционному искусству вообще и к театру в частности.
В целом Концепция развития театра предусматривает также разработку полноценной художественной программы, репертуарного плана трупп, а также решения бюджетного финансирования Концепции, кадрового формирования, ресурсного обеспечения, что даёт в конечном счёте возможность реализации уставных задач, в том числе и по созданию образцов новой народной музыкальной культуры. Благодаря первостепенному вниманию учредителя — Управления культуры и архивов акимата г. Алматы эти вопросы планомерно находят свои решения, результатом которых может служить создание в театре танцевально-хореографической труппы и фольклорно-этнографического ансамбля «Алатау».
Руководитель ансамбля — лауреат Государственной молодёжной премии «Дарын», известный домбрист-музыкант, аранжировщик и музыковед Марат Нукеев, в своё время создавший совместно с гармонистом Алексеем Ефременко «Фольк-дуэт». Коллектив состоит из 15 молодых профессиональных исполнителей, выбранных через кастинг, которые играют на таких национальных инструментах как домбыра, прима домбыра, трёхструнный шертер, жетіген, қобыз, қылқобыз, сырнай, баян, флейта, кроме того есть инструментальная группа, состоящая из ударной установки, бас гитары и синтезатора. За короткий срок молодой музыкальный коллектив сумел подготовить около двадцати произведений, с которыми участвовали в своих дебютных выступлениях на концертах, посвященных 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая и 1 Июля, Национальному дню домбры. Последнее мероприятие, прошедшее в форме флешмоба – домбыра пати на оживленном месте алматинского Арбата собрало достаточно большое число людей. Во время флешмоба около пятисот домбристов в возрасте от 5 до 70 лет сыграли кюи Курмангазы и Нургисы Тлендиева. Особый интерес вызвала интеллектуальная музыкальная игра в форме «Угадай мелодию», где непосредственное участие принимал фольклорно-этнографический ансамбль «Алатау». Следует отметить, во время этого номера зрители продемонстрировали неплохое знание традиционной музыки, победители в качестве приза получили входные билеты в Кукольный театр, городской зоопарк и т.д.
«При создании репертуара ансамбля мы стараемся поровну охватить и народные песни, и инструментальные пьесы — кюи, — говорит Марат Болатулы. — Не забываем также произведения сказителей. На днях завершилась подготовка толғау Актамберди жырау «Шалқыма», на вербальную часть которого ранее была создана музыка, но она пролежала 21 год. Мною она была нотирована. Вещь очень сложная по своей структуре, может, поэтому никто не осмелился её исполнить».
Ансамбль не намерен ограничиваться с традиционным исполнительством. По инициативе его художественного руководителя, который вырос на легендарных Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Deep Purple, словом, во времена эпохи рок-н-ролл, и являющимся большим знатоком и поклонником этой бесподобной музыкальной эры, молодые исполнители ансамбля национальных инструментов постигают тонкости современных музыкальных стилей и направлений. Тогда и подключается инструментальная группа, но электронные инструменты и ударные не участвуют в номерах этнической музыки. Это незыблемый принцип коллектива, исходящий из общей художественной политики театра. Может со временем настанет день, когда коллектив попробует исполнять традиционные мелодии на национальных инструментах с дополнением характерных приёмов рок-н-ролл, но в разумных пределах, как это делают некоторые этноандеграундные группы, например, келтик-рок с использованием традиционной ирландской песни. Необходимо учесть, что хорошее качество не означает только качественную музыку и голос, это также и качество подготовки музыкального номера, и качество его продвижения. Желаем удачи коллективу в его новых начинаниях
Сегодня важно осознание того, что с ультраохранительным подходом к традиции покончено. Необходимы новые элементы народной музыкальной культуры, которые появляются сначала в определённой среде населения, и они есть результат изменившихся условий жизни народа, и новизна в этом деле является реакцией и результатом на развивающиеся и меняющиеся условия жизни. С другой стороны, народная музыка, находясь в непрерывной трансформации, сама актуализирует эту новизну в жизненном обиходе. Пик «попсы» уже пройден, идёт на спад. Во всяком случае, близок день, когда народ, пресытившись навязшей в зубах дешёвым звуком, вновь повернётся лицом вечно неувядающей классике, традиционной музыке. Важно вырулить из ситуации с наименьшими потерями и сохранить этническую музыку как реликт, незатронутый масскультурой и несущий в себе потенциал противостояния её напору.
P.S.: Закончив эти строки, открыла Youtube. Первая находка – песня о любви русской девушки казахскому парню «Дударай» в исполнении грузинского трио «Сакартвело» на казахском языке. Поистине, музыка не знает деления на языки — мечты, чаяния, нравы наших славных предков понятны всем!..
Гульмира ТАЖИЕВА,
магистр экономических наук,
PR-менеджер ТТИ «Алатау»