(интервью через континенты)
Сегодня вашему вниманию будет представлено интервью с замечательной пианисткой, лауреатом XII Международного конкурса им. Скрябина в Париже (2012 г.), лауреатом 1 премии XXXIV Республиканского конкурса пианистов в Алматы (2013), лауреатом 1 премии на Втором Международном конкурсе в Венеции «Citta di San Donna di Piave» (2014), выпускницей АМК им. Чайковского, студенткой австрийского музыкального Университета имени Антона Брукнера, Жанией Байназаровой.
Anton Brukner University – один из пяти музыкальных австрийских университетов и один из четырех музыкальных ВУЗов в Линце, культурной столице Европы, где обучаются студенты со всех уголков мира. В нём преподают около 200 профессоров, каждый из которых имеет мировое признание. Жания Байназарова учится в классе пианиста, профессора Университета им. Антона Брукнера Олега Маршева. Находясь в Австрии, она ведет активную концертную деятельность. 22 ноября 2016 года на сцене филармонии им. Жамбыла г. Алматы, юная пианистка блестяще исполнила произведения К.Дебюсси, Ф.Листа, Ф. Шопена.
— Добрый день, Жания! Зная, что у тебя очень плотный график – экзамены, репетиции, концерты – благодарю, что уделила нам время. В последние годы студенты из Казахстана получили возможность учиться за границей – во Франции, России, Германии, Австрии, Италии. Мы знаем талантливых студентов, наших соотечественников: пианисты – Сергей Ким, Ернар Нуртазин, Рита Кройтер, дирижёр Канат Омаров, скрипачка Малика Есетова, которые достигли высот в исполнительском искусстве и смогли поступить, заниматься и блистательно закончить престижные зарубежные музыкальные вузы. Тебе также удалось поступить в австрийский университет. Очень интересно узнать, с какими трудностями сталкиваются наши студенты-музыканты, поступающие в зарубежный ВУЗ?
— Добрый день! Спасибо за проявленный интерес и внимание к моей творческой деятельности как музыканта-исполнителя. Что касается сложностей, возникающих у студентов – это, в первую очередь, конечно же, языковой барьер. Также перед поступающими предстают другая культура, менталитет, совершенно иная система образования. Как только я поступила в университет, я сразу же начала преподавать частным образом. И мне это очень помогло: во-первых, улучшить знание языка, во-вторых, получить представление о жизни людей, живущих в Австрии.
— Жания, ты живёшь и учишься в городе Линце, недалеко от которого родился великий австрийский композитор, органист и педагог Антон Брукнер, занимающий особое место в истории музыкального романтизма. Расскажи, пожалуйста, звучат ли в концертных залах его знаменитые симфонии, Реквием, мессы? Как проводятся брукнеровские фестивали? Каково отношение к его музыке современного слушателя?
— Конечно, университет имени Антона Брукнера занимает важное место в музыкальной культуре Австрии. Например, в Brucknerhaus проводится большое количество концертов. Как раз сейчас в Линце проходит интернациональный Брукнер-фестиваль. В рамках этого фестиваля выступают мировые звезды, такие как выдающийся современный дирижёр В. Гергиев, оркестр имени Брукнера, также к нам приезжает филармония города Мюнхена с брукнеровским циклом. Естественно, что исполняются произведения Брукнера. Сейчас проходят многочисленные концерты в городе Ансфельден, где родился сам композитор. Так как Антон Брукнер родился 4 сентября, в период с 4 по 11 октября в рамках фестиваля, посвященного композитору, звучат его органные произведения, проводятся концерты в церквях с участием хора и оркестра. Исполняются его симфонии, мессы, и, конечно же, прозвучит Реквием. Этот фестиваль существует с 1977 года и по масштабности он такой же, как Венский фестиваль или моцартовские фестивали, которые проводятся в Зальцбурге. То есть, это большое музыкальное событие. Выступают известные пианисты, дирижеры такие, как Деннис Рассел Дэвис, венская филармония, филармония Монте-Карло. Каждый раз новая программа, и поэтому мы с удовольствием посещаем концерты и смотрим с большим интересом.
— Интересно узнать о системе профессионального музыкального образования в Австрии и как долго ты привыкала к ней? Как ты преодолела языковой барьер? На каком языке идет обучение в Университете им. Антона Брукнера?
— Система музыкального образования отличается от принятой в Казахстане. То есть, большим плюсом является то, что ты как студент, можешь сам распределять свой график. Есть определенное количество предметов, которые ты должен за 4 года пройти, и ты можешь их так распределить, как удобно. Образование по-своему интересное. Есть много предметов, которые не изучаются в Казахстане. К подобной системе я привыкала недолго, так как она достаточно простая. Немецкий язык учила еще в Казахстане, и, к моей радости, я не испытывала никаких языковых барьеров. Обучение идет только на немецком, но есть пара предметов, которые можно пройти на английском языке.
— Удалось подружиться с однокурсниками? Проявляется ли разница в менталитете?
— С однокурсниками мы хорошо общаемся. Конечно, вместе выступаем, всегда друг с другом видимся, стараемся вместе ходить на концерты. Я довольно общительный человек, мне нравится общаться с людьми, узнавать другую культуру. Разница в менталитете конечно есть. Но все стараются с уважением относиться друг к другу. Если проявить корректность к человеку, к его культуре, то и к тебе отношение будет соответствующее. Наш университет довольно интернациональный, и поэтому учиться очень интересно.
— Твой педагог – известнейший современный пианист Олег Маршев, с исполнительским искусством которого хорошо знакомы алматинцы. Огромное впечатление произвело его исполнение на сцене Казахской государственной филармонии имени Джамбула Второго концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова и Третьего фортепианного концерта С. Прокофьева. Помню, что, будучи ещё студенткой Алматинского музыкального колледжа им. Чайковского, ты имела прекрасную возможность посещать мастер-классы О. Маршева. Возможно, он повлиял на твоё решение поступить в Австрию?
— Я очень давно хотела уехать за границу, но еще не знала куда. И выбор стоял между Австрией и Германией. Но после мастер-классов с Олегом Вадимовичем, мне уже было ясно, у кого я хочу учиться. В какой-то степени, да, он повлиял на моё решение поступить в Австрию. Мой педагог – очень известная личность. Он выступает с концертами по всему миру. Одновременно, я бы хотела поблагодарить Валентину Михайловну Тимофееву – моего педагога по специальности в АМК им. Чайковского, которая дала мне путёвку в жизнь. Она пригласила О. Маршева в Алматы. Он давал у нас, в Казахстане, концерты и мастер-классы, где мне посчастливилось играть. Поэтому я очень благодарна Валентине Михайловне. И, конечно, я бы хотела отметить своих первых учителей –Людмилу Александровну Верткову и Татьяну Николаевну Красильщикову. Они дали мне базу, с которой я дальше пошла по жизни.
— Посещаешь ли ты концерты известных пианистов, дирижёров в Линце? Если да, то каких? Расскажи о своих впечатлениях? Успеваешь посещать театры, филармонии не как исполнитель, а как простой слушатель? Имеются ли у студентов свои льготы, можно ли присутствовать бесплатно на генеральных репетициях, театральных постановках?
— Концерты я стараюсь посещать, особенно, когда приезжают такие звезды, как Валерий Гергиев, Хатия Буниатишвили, Даниил Трифонов, Марта Аргерих, которая для меня стала одной из самых любимых пианисток. Также я стараюсь ходить на концерты симфонической и хоровой музыки. После всех концертов у меня были только эмоции. Под огромнейшим впечатлением я стараюсь потом сама заниматься. Имеются студенческие льготы. Например, в Музикферайне (Вена) есть стоячие места, но когда приезжают большие звезды, они очень быстро заполняются.
— В концертной практике исполнителей случаются различные курьёзы, порой носящие даже драматический характер. Например, молодой пианист Алексей Султанов, в будущем победитель конкурса имени Вана Клиберна, в 1986 году на VIII Международном конкурсе имени Чайковского, несмотря на перелом пальца, решил играть свою программу, а наш Аскар Кульшарипов, на VII Международном конкурсе пианистов, который проходил в ноябре 2015 года в Алматы в Большом зале КНК имени Курмангазы, к радости и восторгу зала, мужественно, проявив характер, продолжил своё выступление в полной темноте, так как в зале погас свет. Были ли у тебя подобные моменты?
— Курьёзные случаи были, наверное, как у всех. Однажды я готовилась к городскому конкурсу пианистов в Алматы. Меня готовила Т.Н. Красильщикова. Подготовка длилась более года. И за три дня до конкурса я сломала палец. Естественно, я не смогла выступать. Я очень расстроилась, и мой педагог, мои близкие, конечно же, тоже. Но, к счастью, я выступила на этом же конкурсе (только в следующем году) и выиграла его. И поэтому, я сейчас вспоминаю этот момент с улыбкой.
— Произведения каких композиторов сейчас исполняешь? Входят ли в программу опусы современных, в том числе и австрийских композиторов? Какая музыка больше звучит в концертных залах Линца?
— Я сейчас занимаюсь подготовкой к выпускному экзамену. Поэтому пока музыку современных композиторов я не исполняю. В мою программу входят произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, Й. Гайдна, Ф. Шопена, К. Дебюсси, А. Скрябина, С. Прокофьева, С. Рахманинова, М. Равеля, С. Франка, Ф. Мендельсона… В общем, очень много всего. В таких концертных залах, как Brucknerhaus, в основном звучит музыка А. Брукнера (особенно в рамках Брукнер-фестиваля), а также сочинения эпохи Ренессанса, Барокко, классическая музыка. Но также есть очень много современных постановок опер, вечеров джаза и.т.д.
— Пропагандируешь ли ты в Линце казахскую музыку – народные песни, кюи, сочинения казахстанских композиторов?
— Я стараюсь играть музыку отечественных композиторов. Например, в прошлом году я играла в посольстве РК. Мною была исполнена обработка казахской народной песни «Япурай» Адильжана Толыкбаева и «Скерцо» Адиля Бестыбаева. И публике очень понравилось, так как музыка для австрийцев очень самобытная и необычная. То есть, на публику эта музыка производит огромнейшее впечатление, она мне очень близка, так как моё сердце находится в Казахстане. Я бы очень хотела сотрудничать с современными казахстанскими композиторами и тем самым продвигать музыкальное искусство Казахстана. Я стараюсь следить за музыкальными событиями в нашей республике. Недавно смотрела VII конкурс пианистов, который проходил в КНК им. Курмангазы и всей душой болела за наших пианистов. Очень радует, что у нас такой высокий уровень, и что так здорово у нас ребята играют!
— Жания, ты – просто молодчина, и мы искренне рады твоему успеху. На сегодняшний день ты являешься лауреатом XII Международного конкурса им. Скрябина в Париже, II Международного конкурса в Венеции, XXXIV Республиканского конкурса пианистов в Алматы. Какой из этих конкурсов стал определяющим для твоей карьеры и есть ли в планах подготовка к участию в новых конкурсах?
— Конечно, огромное впечатление оказал на меня конкурс в Париже! Это была моя первая поездка за границу и мой первый серьёзный конкурс. Конечно, он мне больше всего запомнился. Там мне посчастливилось взять мастер-класс у профессора московской консерватории М. Воскресенского. Самые тёплые воспоминания у меня именно с этого конкурса в Париже – это очень трепетное волнение во время игры, а также большая радость после конкурса. Недавно я играла в Италии – в Милане и Ливорно. В настоящий момент я учу новую программу и готовлюсь к выпускным экзаменам. На следующий конкурс, возможно, поеду, но это пока в перспективе.
— Жания, спасибо за увлекательную беседу! Мы желаем тебе отличной учебы, творческих успехов и новых побед! Ждём с концертами в Казахстане.
Интервью провела Инна МИЛОВА,
музыковед 4 курса КНК им. Курмангазы