Рецензия
5 октября 2018 года в большом зале филармонии им. Жамбыла состоялось открытие 80-го юбилейного сезона Государственного Академического Симфонического Оркестра РК.
Заслуженный деятель искусств РК, музыковед Юрий Аравин по традиции открыл вечер вступительной речью. В связи с юбилейной датой Юрий Петрович рассказал об истории этого коллектива, интересные моменты из прошлого, перечислил всех крупных музыкантов, работавших за все эти долгие годы в оркестре.
Далее он представил программу вечера – Девятая Симфония Ф. Шуберта и Второй Концерт для фортепиано с оркестром С.Рахманинова – и рассказал об этих произведениях весьма ёмко, лаконично, информативно, конечно же, в своём фирменном стиле и с долей юмора.
За дирижерским пультом в этот вечер был главный дирижёр – Канат Омаров.
Маэстро открыл вечер симфонией Шуберта №9, op.944, До мажор. Прежде я никогда не был знаком с этим произведением, тем не менее слушал его очень внимательно. Да, музыка очень красивая, изящная, свежая. Но лично мне не хватило ощущения грандиозности и величия, праздника и монументальности! Всё-таки это был юбилейный вечер, и можно было бы, на мой сугубо индивидуальный взгляд, подобрать более соответсвующий репертуар. Например Четвёртую симфонию Чайковского, или ту же Седьмую Бетховена.
Во втором отделении, которое привлекло большинство слушателей, пришедших в филармонию в этот вечер, выступил приглашённый солист – Амир Тебенихин. Он проживает в Германии, но очень часто приезжает на родину и даёт различные концерты, зал на которых всегда полон. Он исполнил Второй фортепианный концерт Рахманинова. С этим концертом я, к счастью, знаком слишком хорошо, так как сам в 2011 году исполнял его с этим же оркестром под руководством Вага Папяна, в связи с чем мне было крайне интересно послушать его снова, спустя долгое время, так сказать «свежими ушами». Встретив солиста бурными овациями, зал буквально замер в ожидании тех знаменитых восьми аккордов во вступлении, и наконец-то зазвучал до-минор. Массивные раскаты аккордов, имитирующие биение колокола, звучали очень благородно, по-русски, печально, но в тоже время торжественно. Оркестр, вступив с главной партией, зазвучал очень могуче, благородно, сразу же создалось то напряжение, которое так необходимо на протяжении всей Первой части, и которое так легко потерять.
Больше всего меня тронула и порадовала вторая часть. В высшей степени лирично, выразительно и проникновенно звучало соло рояля, а оркестр очень тонко и изящно дополнил этот невероятно воссозданный Амиром образ. А чего только стоила кода, настолько сконцентрированная энергией, мощью и стремлением к жизни в этих аккордах с неимоверной гармонией! Это было настолько близко к моему пониманию этого концерта, и, возможно, всего зала, что вторую часть сыграли на бис!
Третья часть была исполнена с невероятной мощью, блеском, очень убедительно, вызвав очень глубокие эмоции у слушателей. Особенно красиво была сыграна побочная партия, имеющая восточные мотивы, которая так близка нашей публике, волнительная разработка и мощнейшая кода, апофеоз всего концерта, который прозвучал «именно так», как нужно! Весь этот порыв длился до самых последних «до, до-до до»! Зал моментально взорвался искренними аплодисментами и устроил овации солисту, дирижёру и оркестру.
Наверное, теперь понятна моя логика в выборе симфонии Чайковского или Бетховена, которые могли бы очень достойно составить компанию Второму концерту Сергея Васильевича.
Выходя из зала, я ненароком услышал разговоры о том, что солист играл по нотам. Есть мнение, что все нужно играть наизусть. Да, нужно. Да, так принято. Но какая вам разница, если вы, в первую очередь, пришли наслаждаться музыкой, а не партитурой!
Bravo Amir! Bravo Kanat! Bravi orchestra!
Нарын, фортепиано3 курс