«Ожидаемое и неожиданное» — с такими ощущениями я каждый раз иду на открытие фестиваля камерной музыки, который в 2019 году состоялся 1 апреля. Это всегда концерт ансамбля «D’EL’SA CONSORT». Были и приглашённые гости — певица из Чехии Дагмар Шашкова и известный исполнитель Рональд Мартин Алонсо (виола да гамба). Он давно живет во Франции, имеет свой ансамбль барочной музыки, соратник Дины Курманалиновой — они вместе учились.
Концерт очень похож на инкрустированную бонбоньерку. Но что внутри на этот раз?
Известные И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, которых называют музыкальными итогами барокко? Или А. Корелли, А. Вивальди. (последний гений итальянского барокко?)
Вполне ожидаемо- существует фраза «Струнная ансамблевая музыка барокко рождена под небом Италии».
Но что на этот раз внутри драгоценной конфетницы? Монпансье или пралине? А вот и нет. На сей раз французские и… английские композиторы. Да, было, что звучали в исполнении ансамбля и Ж.Б. Люлли и Г. де Машо. Но вряд ли широкая публика знакома с М. Ламбером, С. ле Камю. Откровением было исполнение Генри Пёрселла. По курсу истории музыки мы знаем его как создателя гениальной оперы «Дидона и Эней», абсолютно лирическая музыка, предвосхищающая романтизм. Вообще хотелось бы призвать всех “профессионалов и просто любителей музыки” вглядеться в Г. Пёрселла.
Исследователь музыкального искусства XVIII века Берни пишет о Перселле: «Англичане столь же вправе гордиться Перселлом в музыке, как Шекспиром в области театра, Мильтоном в эпической поэзии, Локком в метафизике, и сэром Исааком Ньютоном в философии и математике». Но только слава самого Перселла была не долговечна. Он был последним гением английской музыки, чью эстафету подхватили лишь композиторы XX века во главе с Б. Бриттеном.
Какое обширное поле деятельности представляет собой камерная музыка для любителей поиграть в 4 руки! Многообразие стилей, жанров, характеров, форм.
Хочется сравнить — на прошлогоднем фестивале под этой же рубрикой прошел концерт «фортепианных дуэтов». Но тогда в основном исполнялись пьесы, либо части из циклов. Да и за направленность говорят сами названия – «Блестящее аллегро» Ф. Мендельсона, «Фантазия на темы из Кармен», отдельные части из «Карнавала животных» К. Сен-Санса и даже джазовая сюита А. Цфасмана.
Совсем другой концерт на IV фестивале. Вроде под той же рубрикой. Конечно под конец концерта прозвучали два явно «бисовых» номера — «Трилистник» В. Ф. Э. Баха и «Севильская фантазия» для фортепиано в 6 рук Дж. Россини (как же не вспомнить его бессмертную оперу, написанную в том же «веселом» ключе.) Остальная часть программы — очень серьезная работа
Четко обрисованное указание позволило построить программу из произведений разных композиторских школ и национальностей — немецкий романтик Ф. Шуберт, прекрасный русский композитор А. Аренский и представители XX века — француз Ф. Пуленк, венгр Б. Барток.
Молодые, но уже зарекомендовавшие себя исполнители почти все работают в КНК им. Курмангазы — список длинен. Учатся переключаться в разные жанры- то играют в дуэте со струнником, то с вокалистом. Набираются не только опыта, но и смелости — дорогого стоит сыграть в компании с профессором Медеубаевой С.М.!
С особой гордостью хочется напомнить, что среди исполнителей есть педагоги нашей кафедры — А. Мельникова, С. Атагелдиева, А. Романенко, который еще и «подтянул» своего выпускника В. Островерхова.
Тут возникает еще один радостный аспект – «воспитательный». Великий казахский просветитель Ибрай Алтынсарин выдвинул очень важный на все времена лозунг «Кел, балалар оқылык».
Весомое подтверждение — участие двух учеников — ударников из РССМШИ им. А. Жубанова в исполнение сонаты Б. Бартока для двух фортепиано и ударных. Важно знать, что этот композитор очень любил ударные инструменты. Хорошо было бы, чтобы они со временем добрались до вершинного шедевра Бартока- «Музыка для струнных, ударных и челесты».
Третьим по счету был концерт из камерно-инструментальных сочинений композиторов Казахстана. Конечно, в программу не могли не войти ставшие уже апробированными произведения Г. Жубановой, А. Токсанбаева, А. Серкебаева. Появилось на афише нашего фестиваля и новое имя — Д. Бержапраков, хотя его «5 kazakh song» уже звучали в концерте ансамбля современной музыки «Иегеру». Но хочется отметить, что самым продуктивным является сотрудничество с такими композиторами, как Г. Узенбаева, которая не только прекрасно пишет, но и также прекрасно играет.
Наш «питомец» А. Жайым, имея опыт работы на кафедре, достаточно давно пишет не только аутентичные произведения, но и практикует переложения для струнного квартета. Оба они, зная насущные репертуарные проблемы кафедры держат руку на «пульсе» времени. Уже 2019 год! — вот и новинка — фортепианное трио «Gasesa». Плодотворный результат- их произведения исполняются не только на концертах, но и на гос.экзаменах, являя собой строго регламентируемую форму- «камерный ансамбль» либо струнный квартет.
Очень хочется, чтобы молодые композиторы следовали их примеру. Поверьте, есть кому играть! И, в конце концов, закон обратной связи никто не отменял!
Доцент КНК им.Курмангазы
Г.М.САПАРГАЛИЕВА