14 мая в ГАТОБ им. Абая состоялся сольный концерт Народной артистки РК Жании Аубакировой. Выдающаяся казахстанская пианистка с мировым именем, Лауреат Государственной Премии Республики Казахстан и других престижных премий и наград, Ж.Аубакирова выступила в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РК под управлением Каната Омарова.
Концерт открыл симфонический оркестр, в исполнении которого прозвучала поэма Е. Брусиловского «Дударай». «Дударай» — это классика казахской симфонической музыки. Созданная Е.Брусиловским в 1950 году, на заре становления казахского симфонизма, поэма пленяет яркостью музыкальных образов и совершенством формы. Всенародно любимая мелодия казахской лирической песни «Дударай», положенная в основу тематического развития, придаёт произведению лирико-эпический характер. В исполнении прославленного коллектива симфоническая поэма прозвучала по-особенному тепло и эмоционально, доставив огромную радость многочисленным почитателям классического искусства.
Подлинной «жемчужиной» творческого вечера стало выступление Жании Аубакировой. Поклонники её таланта не перестают восхищаться неиссякаемой творческой энергией артистки. Только за последние два года прославленная казахстанская пианистка сыграла более 50 концертов с сольным и камерным репертуаром, представила 7 разных программ, в том числе – концертов с оркестром, дала ряд мастер-классов в разных странах мира, организовала 6 крупномасштабных международных и казахстанских проектов.
На сей раз Жания Аубакирова представила публике Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Второй концерт (до-минор, соч.18, 1900 год) принадлежит к числу самых совершенных, гармоничных и цельных произведений великого русского композитора. Обилие редких по красоте мелодий, богатство ритмики, сочность гармонического языка и подлинно симфонический размах – во всём выразилась зрелость дарования автора. Жизнеутверждающая направленность художественной концепции концерта последовательно раскрывается в трёх его частях – лирико-драматической первой, лирико-созерцательной второй и особенно ярко проявляется в коде финала, звучащей как гимн красоте и величию человеческого духа.
«Музыка Сергея Рахманинова, и особенно его Второй фортепианный концерт, давно стали достоянием культуры всего человечества, – говорит Жания Яхияевна, — Мне доставляет особенное удовольствие ощущать восточные мотивы в его сочинениях; вспоминаю, как мама, слушая в детстве мои репетиции, напевала казахские мелодии, находя в них общие интонации с музыкой великого композитора».
Исполнительская трактовка Жании Аубакировой, на мой взгляд, была безупречной. Редкостные пианистические данные и яркая артистичность помогли пианистке передать драматургический замысел произведения в его целостности. Ей удалось всё – и напряжённая конфликтность первой части, и тонкая поэтичность по-тютчевски опоэтизированного Адажио, и энергичная ритмика финала, и ослепительная кульминационная кода. Оркестр также блестяще справился со своей задачей, был полноправным партнёром солистки.
По окончании концерта специально для представителей СМИ прошла закрытая презентация авторской книги Жании Аубакировой – «Вариации на темы…».
«Вариации на темы…» — это книга, на страницах которой автор ведет открытый и легкий монолог о самых запоминающихся и ярких эпизодах жизни, размышляет о музыке и профессии, делится трогательными и забавными историями из административной и концертной работы, создает «живые» портреты людей, которые когда-то встречались на пути.
В целом творческий вечер оставил самые приятные впечатления. Остаётся пожелать нашей замечательной Жание Яхияевне новых свершений в её беззаветном служении музыке, о котором она так удивительно просто и мудро сказала: «Могу точно сказать об общем знаменателе, о том, что объединяет все, придавая смысл, красоту и энергию. И это – музыка. Она оправдывает затраченные силы, вдохновляет в минуты усталости, окупает порой разбитые пальцы, озаряет дополнительным светом самые счастливые моменты. Если не бояться ложного пафоса, то смысл моего мира – в ней».
Наталья ТРУТНЕВА