Современная картина культурного пространства представляет собой весьма многообразную, многоуровневую стилевую палитру. В этом смысле ХХI век пестрит красками сразу нескольких эпох, раскрывающихся последовательно и интенсивно. По мере глобального воздействия фольклорного пласта на общество следует указать на тот факт, что народная музыка сегодня является неотъемлемой частью музыкальной культуры современности, ее специфическим атрибутом. Расширив рамки своего активного воздействия, она является не «второстепенным» по значимости компонентом, а ее важнейшей, составной частью.
Следует указать на то, что глобализация в целом представляет сложный и противоречивый процесс, который не устраняет возможность вариативности. Мы находимся на определенном этапе развития тюркской музыкальной науки и искусства, когда комплексно изучая предмет и объект исследования, преследуются более глобальные цели, в широком аспекте заключенные в обозначении определенных кодов национальной специфики, в контексте взаимодействия с различными культурами, так и в выявлении казахской самобытности в заимствованных чуждых элементах других культур. Здесь, применимые выражения самостоятельности, качественная определенность и ценностные критерии общества, которые основаны на общности и своеобразии жизненных доминант, их социальных составляющих представляются весьма актуальными. Хочется верить в высказывания известного ученого-философа Джона Несбита, который еще два десятилетия назад в своих публикациях предсказал, что: «В мире появится глобальный образ жизни и одновременно множество культурных национализмов, и эти два понятия будут дополнять друг друга» [1, с.236].
Поиск истоков тюркского искусства напрямую ориентирует в сторону традиционной культуры и фольклорных жанров. Однако влияние и заимствование форм интерпретации данного продукта, стилевых направлений и жанрового многообразия тесно связано с разными культурами представленного ареала.
Немаловажную роль в развитии масштабной и глубоко востребованной культуры, в процессах межкультурного взаимодействия сыграли тесные связи тюркоязычных народов. История музыкальной культуры стран тюркоговорящего мира, территория которых расстилается от Центральной Азии, охватывая значительную часть Евразии – от Северо-Восточной Сибири до Средиземного моря на протяжении длительного времени подвергалась значительным изменениям и реформам. Потомки древних кочевников тюркские народы опирались преимущественно на фольклорные источники в интерпретации песенного и инструментального материала, что во многом отличает их исключительно оригинальную и самобытную подачу образов.
Богатый и разнообразный мир тюркской музыкальной культуры издавна привлекает пристальное внимание ученых. Современный пласт тюркской культуры, характеризующийся своеобразием и уникальностью отличается очевидностью генетического родства. На современном этапе история музыкальной культуры многих этнических групп, среди которых турки, азербайджанцы, киргизы, туркмены, казахи, узбеки, татары, хакасы и многие другие народы, изучена достаточно хорошо по музыкально-этнографическим материалам ХIX-XX вв. Следует указать на немаловажный факт, свидетельствующий о том, что к XX веку традиционное искусство тюркоязычных народов уже «представляло собой сильно разошедшиеся друг от друга разностадиальные музыкальные культуры» [2, с.162].
Как указывает известный учёный-тюрколог В.Ю. Сузукей «При этом бесспорно и то, что ни одна из существующих в мире культур не находится в изоляции и не подлежит сомнению то, что столкновение и взаимодействие культур в контексте глобализационных процессов неизбежны. При этом изучение закономерностей формирования традиционных ценностных ориентиров и вектора их модификаций является наиболее актуальным и расширяет возможности толкования структуры, положения и роли музыкальной культуры тюркских народов в мировом социокультурном пространстве. Новые тенденции развития региональных исследований являются следствием мировых цивилизационных процессов, ориентированных на свободное использование и дальнейшее развитие различных аспектов национальных культур в соответствии с потребностями их носителей, а также определяемые общей направленностью и достижениями гуманитарных наук в целом» [3, с.33].
Наряду с многочисленными научными работами следует отметить новую научную монографию туркменского ученого-этнографа Ш. Гуллыева, проживающего на территории Казахстана «Музыка тюркских народов», увидевшую свет в 2021 году, которая служит еще одним доказательством особого интереса к культурным процессам стран тюркского ареала [4].
Проводимые многочисленные, совместные музыкальные мероприятия – конкурсы, фестивали, конгрессы, симпозиумы, конференции, являются ярким свидетельством позитивного творческого процесса активного профессионального взаимодействия тюркоязычных культур.
20-25 апреля 2022 года в г. Бишкек Кыргызской Республики прошли масштабные мероприятия Международного формата. Вниманию широкой общественности были представлены в восемнадцатый раз Неделя традиционной музыки, посвящённой Дню традиционной музыки 25 апреля и IX Международный Конгресс Музыки и танца, прошедшие при поддержке Министерства культуры, информации, спорта и молодёжной политики Кыргызской Республики, Национальной академии наук Кыргызской Республики, Института Философии, права и социально-политических исследований им. А.А.Алтмышбаева, Института языка и литературы им.Чингиза Айтматова, и Фонда “Кыргызская традиционная музыка”.
Данные крупные, содержательные культурно-просветительские и сугубо научные события прошли под эгидой высоких целей сохранения, развития и распространения традиционного музыкального искусства устной традиции. В нем приняли участие большое количество фольклористов-исполнителей и музыковедов, из разных стран — Турции, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Каракалпакстана, российских регионов Якутии, Тывы, Хакасии и других стран.
В программе же конгресса, как и планировалось ранее прошло пленарное и несколько секционных заседаний по различным аспектам традиционного искусства. Особо отмеченными могут быть доклады музыковеда из Киргизии, доктора искусствоведения Дуйшалиева К.Ш., доктора искусствоведения, профессора Казахской Национальной консерватории С.А.Елемановой, профессора, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля культуры КР Субаналиева С., профессора, доктора (PhD) Яноша Сипоша из Венгрии, кандидата искусствоведения, доцента Недлиной В.Е. (Казахстан), преподавателя из Тувинского государственного университета, Народной хоомейжи Республики Тыва, Заслуженной артистки Республики Тыва Тумат Чодуры Семис-ооловны. Интересны по своей тематике научные доклады доктора (PhD), доцента Государственной консерватории университета Анкары Гюлер Демировой Гьерффи, доктора (PhD), доцента Государственной Консерватории университета Анкары Демет Гюрхан, доктора (PhD), профессора университета Адыяман Селин Оян, проректора по науке и творчеству Бакинской хореографичской академии, доктора (PhD), профессора Эльмиры Панаховой, ученого из Казахстана Нурлыбаевой Фатимы, доктора философии (PhD) по искусствоведению Дилором Кароматли. доктора культурологии, главного научного сотрудника Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований Сузукей Валентины Юрьевны, Заслуженного деятеля искусств Республики Хакасия, заведующего музыкальной частью Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген» Чебодаева Олега из Республики Хакасия, доктора (PhD), профессора Бакинской академии хореографии, ведущего научного сотрудника Бакинской музыкальной академии им. У.Гаджибейли Хабибы Мамедовой.
Конгресс усилили выступления проректора по научной работе Московской консерватории им. П.И.Чайковского, доктора искусствоведения, профессора Зенкина Константина Владимировича, доктора (PhD), профессора, Государственной консерватории Стамбульского университета, кафедры «Музыковедение, этномузыкология» Абдуллаха Аката, директора “OXUS Culture” Хусниддина Ато из Узбекистана, научного сотрудника Института искусствознания академии наук Республики Узбекистан, Курбанова Калмырзы, кандидата искусствоведения, директора колледжа Бакинской академии хореографии Тахира Эйнуллаева и многих других ученых из разных стран.
В рамках Недели традиционной музыки прошли и другие значимые мероприятия. Среди них — мастер классы: «Искусство устного сказания – наследие предков», посвященные творчеству Народного артиста Кыргызской Республики, лауреата Государственной премии имени Токтогула, профессора, поэта-импровизатора Замирбека Усенбаева, Заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, комузиста Саадабая Шабданова под названием «Язык жестов в комузовых кюях». Вместе с тем гости IX Конгресса имели возможность поприсутствовать на мастер-классе “Устаттан аманат…” и послушать кюи в исполнении учеников Заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, выдающего мастера, носителя традиционной музыки XXI века профессора Калыбека Жекшенова, в честь его 70-летия, концерт традиционной культуры в сказительском виде искусства Кыргызского Национального театра «Манас» вызвал огромное восхищение и доставил истинное наслаждение почитателям эпической культуры.
Гала-концерт мастеров музыкального искусства устной традиции, посвященный закрытию Недели традиционной музыки поразил своей широкой востребованностью среди слушательской аудитории. Известные исполнители из разных уголков тюркоязычного арела покорили сердца профессионалов и любителей традиционного искусства. Проведенный концерт, в котором выступили манасчи, дастанчи и акыны, продемонстрировал мастерство в сказительском искусстве комузистов, кыякистов, исполнителей на духовых (чоор, сыбызгы), варганных (темир ооз комуз, жыгач ооз комуз) инструментах и жетигене, представивших инструментальное искусство. Исполнители же традиционных песен, народных и авторских песнопений (в сопровождении национального инструмента), произведений мелодистов ХХ-ХХI веков в вокально-инструментальном направлении раскрыли новые грани своего таланта.
В рамках данного глобального культурного проекта прошли плодотворные встречи и диалоги, на которых ученые и исполнители традиционной музыки из разных стран познакомили участников и многочисленных слушателей с произведениями музыки тюркских народов. Мы и ранее отмечали в этом трудоемком процессе объединяющую роль очень ответственного человека, великолепного организатора и ярого болельщика за судьбу и пропаганду национальной культуры и науки, активного инициатора больших идей, систематически воплощаемых в Кыргызской Республике. Это Народная артистка Кыргызской Республики, Государственной премии им. Токтогула, доктор искусствоведческих наук в области кыргызской народной-профессиональной традиционной музыки Роза Асановна Аманова, перу которой принадлежит ряд монографий, большое количество интересных и продуктивных проектов. Необходимо отметить особую любовь кыргызского слушателя к ее творчеству в качестве исполнителя, воплощающей в своих песнях, жырах богатейшую палитру многочисленных эмоций, образов и природных зарисовок.
Цель Недели традиционной музыки, посвящённой Дню традиционной музыки 25 апреля — содействие в сохранении и популяризации богатого фольклорного наследия тюркских народов, развитие национального музыкального искусства, расширение культурных контактов.
Огромное впечатление, полученное от участия на столь интересных и продуктивных творческих событиях, является доказательством широкого интереса к глубоко жизнеспособному, содержательному, колоритному и объединяющему многие народы направлению в музыкальном искусстве – тюркологии, получившему важное место в композиторской деятельности и исполнительской культуре представителей тюркоговорящего ареала. Проведение в будущем подобных мероприятий и активное участие в них окажет плодотворное воздействие на развитие актуального направления и будет постоянно вносить определенный вклад в открытие новых ярких имен и их популяризацию на мировой арене.
Очевидно, что в современном музыкознании процессы, направленные на изучение различных аспектов музыкального искусства тюркских народов приобретают особую актуальность. Тюркология, как комплексное явление заявило о себе достаточно широко, о чем свидетельствуют труды ученых разных стран тюркского ареала. Главенствующая роль данного направления в музыкологии многих стран весьма очевидна. На примере таких Республик как Турция, Азербайджан, Узбекистан, Татарстан, Башкирия, Казахстан, Кыргызстан и многих других мы можем наблюдать за интеграционными процессами, связанными с сохранением культурного наследия каждого народа.
Активное межкультурное, межэтническое сотрудничество между народами тюркского ареала прослеживается на примере многочисленных мероприятий проводимых на разных точках планеты, направленных на пропаганду духовно-культурного наследия.
В период с 2015 года и до сегодняшнего дня в тюркоязычных странах были проведены многочисленные крупные мероприятия. Перечислим лишь некоторые из них: 43-я Международная конференция традиционной музыкальной культуры ICTM, инициированная Международной организацией тюркской культуры ТЮРКСОЙ (Астана), в 2016 году (г.Алматы) Международный V Симпозиум ICTM Музыка Тюркоязычного мира «От голоса к инструменту: Феномен звука в традиционном культурном наследии тюркоязычного мира», 12-15 апреля 2017 года в г.Казани Татарской Республики состоялась Международная научно-практическая конференция «Традиционная культура тюркских народов в изменяющемся мире», в 2017 году в г.Кызылорде Республики Казахстан прошел IV Международный фестиваль традиционного музыкального искусства тюркоязычных народов «Коркыт и мелодии Великой степи». Инициаторами и организаторами фестиваля выступили ТЮРКСОЙ и акимат Кызылординской области.
Музыкальный фестиваль также привлек внимание более 80 музыковедов, фольклористов и исполнителей из разных стран – Великобритании, США, Китая, Турции, Монголии, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, российских регионов Башкортостана, Саха-Якутии, Татарстана, Тывы. В рамках поездки музыканты посетили памятные места Казахстана — мавзолеи Ходжи Ахмеда Ясави, Арыстан-баба, мемориал Коркыт-ата.
Несмотря на пандемию, в 2020-2022 гг. только в дистанционном режиме были проведены дни традиционного искусства в Кыргызстане, и в дистанционном и традиционном форматах проводился Конгресс музыки и танца (VI-VIII).
Представленные научные встречи непосредственно нацелены на плодотворное содействие в ознакомлении с современным состоянием музыкального искусства и музыкознания тюркоговорящих народов. Ученые-музыковеды с большим интересом получили сведения о различных аспектах в исследовании духовной культуры разных национальностей.
Мусагулова Гульмира Жаксыбековна
Кандидат искусствоведения,
профессор Казахской Национальной
консерватории им.Курмангазы
Член союза композиторов Республики Казахстан
Список использованной литературы:
- Джон Несбит. Мегатренды. 2003 АСТ, Ермак Серия: Philosophy. – 780 с.
- Каракулов Б. О перспективах развития музыкальной тюркологии в Казах-стане // Тезисы I Международного симпозиума «Музыка тюркских народов». Алматы, 1994.
- Сузукей В.Ю. Культурологические парадигмы конца ХХ века и традиционная музыкальная культура Тувы // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал № 3 (ВАК). Барнаул, 2008, с. 33-35.
- Гуллыев Ш. Музыка тюркских народов. – Алматы: «СаҒа», 2021. – 208 с.