Здравствуйте! Сегодня у нас в гостях лауреат второй степени XII Всероссийского конкурса исполнительского мастерства (с международным участием) «Таланты Евразии», в номинации фортепиано (соло), (г. Екатеринбург, 2021 г.) студентка 4 курса, пианистка Александра Сидорова. (класс доцента Г.Т. Курамбаевой)
— Александра, расскажите о себе, как вы пришли в музыку, почему вы выбрали именно фортепиано?
— Здравствуйте. Я из семьи музыкантов, моя бабушка и мама пианистки, папа трубач, многочисленные родственники тоже музыканты, и вот так вот вышло, что я пианистка в третьем поколении. У нас по этому поводу даже есть смешная история: когда мама меня родила, одним из первых вопросов врачу было – сколько у меня пальцев на руках? И когда тот, недоуменно ответил: «эм, пять, а что?», то она сказала: «Будет музыкантом». В 3 года моим первым учителем стала бабушка, обучила азам музыкальной грамоты.
В 7 лет я пошла в школу, как в общеобразовательную, так и в музыкальную, закончила их на отлично, но честно вам скажу, что, учась в школе я не воспринимала музыку всерьёз, тем не менее, являюсь лауреатом международных, городских, областных и республиканских конкурсов. Имею звание «Лучший ученик 2012 года» (в общеобразовательной школе). Закончив музыкальную школу, с музыкой, так скажем, распрощалась. Но когда позднее встал вопрос о профессии, после долгих раздумий, по совету, и в последствии, уже по своему желанию, решила идти в музыкальный колледж. В колледже меня зачислили в класс профессора Олега Владимировича Плицына.
После окончания обучения (красный диплом) в 2019 пришло время поступления в консерваторию. Над этим вопросом мы рассуждали достаточно долго, так как вариантов было два: Астана или Алматы. В итоге остановила выбор на Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и была распределена в класс Гульнары Толегеновны, которая является для меня примером для подражания – очень высокой планкой, к которой я стремлюсь. И, собственно, сейчас, когда я близка к завершению своего обучения, могу с уверенностью сказать, что не жалею о выборе музыкальной сферы, так как действительно это моё. Хотя, как и у любого студента, в переломные моменты бывали сомнения. Я счастлива, что всегда крепко держалась и продолжала идти к намеченной цели – стать профессионалом в своей сфере.
— Спасибо, у вас был долгий и очень интересный путь. Александра, мы знаем, что вы являетесь лауреатом Всероссийского конкурса, который к тому же проходил в необычном формате – онлайн. Расскажите пожалуйста, какие впечатления и эмоции вы испытали. Как проходил конкурс? Много ли участников было?
— Я могу сказать, что для меня это не первый онлайн конкурс. Будучи еще ученицей музыкальной школы, столкнулась с таким форматом и имею, и первые, и вторые места. Как-то в один из учебных дней Гульнара Толегеновна сказала: «Давай поучаствуем в онлайн конкурсе», тем более запись уже была, ее нужно было лишь отправить. Я согласилась. Участников было много, большинство составляли местные россияне, из других стран их было намного меньше.
— Получается вы послали запись, члены жюри прослушивали, ставили оценки, а потом вам просто объявили результаты?
— Да, к установленному организаторами конкурса сроку высылаете заявку с оплатой и записью, через определенный промежуток времени (кажется, 2 недели), за который жюри должно было прослушать, оценить и выставить результаты в таблицы. Каждый участник получил место, что мне очень нравится.
— То есть, вы с участниками не виделись и их игру не слушали, верно?
— Верно, не виделись, не знакомы и даже послушать не было возможности.
— Как вы думаете, современные конкурсы дают какой-то толчок в росте пианиста, как профессионала?
— Конечно, любой конкурс даёт стимул расти дальше, и даже своего рода упрямство, идти к своей цели, достичь как можно большего и высшего результата. Онлайн конкурсы, которые сейчас становятся популярными, практически наравне с очными конкурсами, имеют свои плюсы: это экономия денег, к примеру, вы можете отправить запись в любую точку мира и занять место или получить диплом, не менее действительный, как на очном конкурсе. Также, вы можете сделать неограниченное количество дублей своей записи и довести ее до идеала. Но, с другой стороны, это тяжело, с каждым разом появляются какие-то новые ошибки и порой кажется, что проще уже один раз выйти на публику и сыграть, чем так заморачиваться.
— Ваше обучение пришлось на период, когда весь мир был в изоляции, учеба проходила дистанционно, и наша консерватория находилась в заочном обучении долгих два года. Сказалось ли это на ваших навыках? Как нам известно, сейчас распространена практика онлайн репетиторства, множество учителей, таким образом, преподают за рубежом. Как вы думаете есть ли будущее в таких онлайн занятиях?
— Хороший вопрос. Ну касаемо навыков, нет, я не особо их растеряла. Еще с колледжа (да характер у меня такой) привыкла работать самостоятельно. В классе Олега Владимировича Плицына заведено так: вы сразу получаете программу (то есть не ждете сентября месяца) и уже на первый урок обязаны показывать знание текста наизусть, хоть с ошибками и неточностями, чтобы уже можно было начинать работать. Такая же методика (что мне очень нравится) и у Гульнары Толегеновны. Точно так же мы приходим на самый первый урок (у нас это как зачет) и играем наизусть выбранную в прошлом семестре программу. Если не играете наизусть, и это ваш выбор, то на первый рубежный контроль получаете минус 10 баллов к оценке, в дальнейшем это становится показателем вашего отношения к специальности. Так что, для меня дистанционное обучение – это еще большая свобода и самостоятельность. Хотя могу сказать, что тяжело, когда нет рядом педагога. Должен быть контакт с преподавателем, особенно первые шаги, когда идет элементарная постановка рук, дальше, конечно, может быть и попроще, там уже можно будет переходить на онлайн формат.
— В чем уникальность Гульнары Толегеновны как педагога, как она влияет или формирует в вас профессионального исполнителя?
— Знаете, я бы сказала, что она – сказочница, волшебница. Она волшебница звука, и я бы очень хотела так же владеть звуком, как она. Гульнара Толегеновна гипнотизирует своей музыкой. Мне очень нравится ее манера общения и приятная речь. Гульнара Толегеновна старается каждого своего ученика раскрыть, как эмоционально, так и образно, ей удается на любую музыку найти образ и это очень подталкивает к исполнению. Мне очень ценны и дороги те связь и доверие, которые у нас образовались, и я ни за что и никогда не позволю себе это разрушить, для меня это будет огромной потерей.
— Я восхищена вашей связью, мне кажется именно такие отношения и должны быть с педагогом по специальности. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас какой-то композитор, сочинения которого вам нравится больше всего исполнять? Или стиль, который вы предпочитаете?
— Знаете, всё своё детство и весь колледж, я всё время твердила: «Как я люблю Шопена…». Во время обучения в консерватории моя любовь поутихла и появилась другая – Ференц Лист. Здесь мои любимые масштабность и звучание, лиризм, и в чем-то бравурность. Если говорить про стиль, то я предпочитаю романтизм. Очень люблю исполнять программную музыку, в которой есть хотя бы название и уже можно от этого фантазировать.
— Включали ли вы в свой репертуар современную фортепианную музыку XX века?
— Да, безусловно. И первый опыт, который я помню, был в седьмом классе, где впервые выступала с оркестром, в рамках школьного юбилея. Я исполняла тогда Шостаковича, Первый фортепианный концерт, первую часть. Кроме того, играла полифонические произведения Шостаковича, Щедрина, Прокофьева. На первом курсе исполнила с оркестром рапсодию в стиле блюз Дж. Гершвина.
— Александра, мы были бы очень рады если бы вы сыграли.
— С радостью. Бела Барток, Румынский танец № 1 (играет).
— Устраивает ли вас сегодняшняя методика преподавания, есть ли у вас какие-то размышления по этому поводу?
— Знаете, я бы поспорила с болонской системой, в которой по спец. дисциплинам нам выделяется всего 2 раза в неделю по 50 минут. В то время, когда общеобразовательным дисциплинам по 2-4 часа в неделю, таким как религиоведение, основы права, культурология и так далее (хоть я и понимаю, что это нужные предметы, которые несомненно пригодятся нам в жизни, да и всесторонне развивает, что мне импонирует), но, извините, сидеть на таких предметах по 3 часа, когда специальность всего 2 раза в неделю и по 50 минут – это неправильно. Еще одна большая проблема – нехватка кабинетов. Стандартно всем студентам дают строго 2 часа позаниматься в кабинете, к сожалению, этого времени нам не хватает.
— Тяжелая ситуация. Ну и напоследок, нам хотелось бы узнать, что бы вы посоветовали себе, юной первокурснице, как выпускница консерватории? На что вы бы больше обратили своё внимание, а на что нет?
— Я бы сказала себе: заботиться о себе и обращать больше внимания на себя, на свое здоровье, не гоняться за баллами, всесторонне развиваться, продолжать изучать новые языки. Наслаждаться тем, чем занимаешься в данный момент и иди к своей мечте, стань профессионалом своего дела, наверное, как-то так.
— Да, нам бы всем не помешало это… И на этой хорошей ноте, мы хотели бы вас попросить сыграть нам еще что-нибудь, пожалуйста.
— С удовольствием. Я хотела бы вам исполнить сцену из балета А. Хачатуряна «Спартак», 3 акт, Адажио Спартака и Фригии, которую буду играть на экзамене по предмету «концертмейстер балета» (играет).
— Большое вам спасибо за такое познавательное интервью, нам интересно было узнать вашу историю, послушать ваше исполнение, которое оставило приятный и теплый след в наших сердцах. Желаем вам творческих успехов, постоянного развития ваших навыков, достижения новых желанных вершин, и, пусть в вашей профессиональной жизни всё будет прекрасно!
Интервью записала Таисья ЖАНУЗАКОВА, музыковед, 4 курс