В феврале 2023 года в Дубае (ОАЭ), студент 4 курса Нуралы Кунгалиев и Заслуженный деятель РК, профессор кафедры духовых и ударных инструментов Жанат Рахметуллинович Ерманов участвовали в стипендиальной программе для кларнетистов «Yamaha Music Gulf», по итогам которого Нуралы Кунгалиев получил кларнет серии Yamaha Custom YCL-CXE. Сегодня перед нами открывается замечательная возможность окунуться в мир музыкальных талантов и молодого творческого духа. Данное интервью познакомит уважаемого читателя с Нуралы Кунгалиевым, с талантливым молодым казахстанским кларнетистом.
– Нуралы, обычно с детства мальчики мечтают быть космонавтами, футболистами, военными, путешественниками, а вы стали музыкантом. Что способствовало выбору профессии?
– Однажды в пятилетнем возрасте, гуляя с дедушкой в районе Байсеитовской школы, меня привлекли звуки инструментов, и я предложил дедушке зайти внутрь. По счастливой случайности, мы попали в период регистрации детей в нулевой класс, где сообщили о моих хороших музыкальных данных и моем абсолютном слухе. До пятого класса я учился играть на блокфлейте у Арыстана Камаловича Кармысова, который ведёт также класс гобоя. Во время учебы я проникся звучанием кларнета, и моя интуиция подсказывала, что мне надо идти на кларнет. Моим первым преподавателем стал Багдат Тайлаканович Шакенов, открывший для меня мир кларнетовой музыки. В дальнейшем будущем я перевелся к Олегу Владимировичу Левушину, который обучил меня не только классической музыке, но и джазовой импровизации. В школе царила творческая обстановка, благодаря которой я открыл мир разных направлений музыки.
– Сейчас вы занимаетесь в классе профессора Ж. Р. Ерманова, расскажите подробнее о процессе обучения и о кафедре.
– Мой педагог Жанат Рахметуллинович – профессионал своего дела. Его методика обучения направлена на развитие самостоятельности учеников. Каждый его урок служит пищей для размышления, направляет на рефлексию, самоанализ, понимание музыки исполняемого композитора, его идей. За время обучения в консерватории, я обогатил свой репертуар не только произведениями классических композиторов, но и современных авторов. В него вошли концерты В.А.Моцарта, Л.Шпора, К.М.Вебера, А.Луппова, сонаты Ф.Пуленка, К.Сен-Санса, О. Мессиана, пьесы «Деннериана» А. Блоха, «Конкурсное соло» А.Месаже, «Конкурсное соло» А.Рабо, «Кларибель» Э.Боззе, «Поэма» К.Кумисбекова.
Кафедра духовых инструментов у нас высокопрофессиональная, интеллигентная, нас учат быть эрудированными, ведь музыка находится в неразрывной связи с природой и деятельностью человека. Исполнители-духовики должны уметь петь, то есть сольфеджировать, так как мы буквально поем мелодию и используем технику, присущую вокальным исполнителям, ориентированную на дыхание и подачу звука.
– Что для вас означает быть кларнетистом?
– Во-первых – выражать себя через кларнет, передавать свои ощущения. Во-вторых, рассказывать с помощью инструмента истории, эмоции различных композиторов, пропущенные через призму своих чувств.
– В своем знаменитом «Большом трактате о современной оркестровке и инструментовке» Г. Берлиоз (1844) выделяет тембровые возможности вашего инструмента. Он пишет: «На кларнете звук зарождается, нарастает, ослабляется и совсем замирает, и создается впечатление отдаленности, эха, отзвука эха». Какие особенности и характеристики кларнета Вас наиболее удивляют и вдохновляют?
– Берлиоз очень тонко подметил специфику кларнета, который обладает большим динамическим диапазоном, а его звучание может приравниваться к самым тихим и самым громким инструментам, в зависимости от мастерства исполнителя. Кларнет, словно актёр, может имитировать различные тембры. Например, мягкое звучание флейты, яркое звучание трубы, бархатное звучание саксофона…
– Многие композиторы в своих произведениях пишут фрагменты и соло для кларнета. Интересно услышать от Вас, в каких известных произведениях лидирует кларнет?
– Вы знаете таких примеров очень много. Около 1690 года в результате различных экспериментов немецким музыкальным мастером И.К.Деннером был создан инструмент под названием кларнет. Кларнет в своих произведениях использовали множество композиторов с мировыми именами: Вивальди, Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Вебер, Мендельсон, Лист, Вагнер, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков и др. Среди современных композиторов – Малер, Дебюсси, Равель, Стравинский, Пуленк, Гершвин, Хиндемит, Мессиан, Шостакович, Денисов, Хачатурян, Пьяццолла. И даже в эстрадной музыке кларнет широко применяется в произведениях разных авторов.
Нуралы исполняет произведение Луиджи Басси «Концертную Фантазию на темы оперы Верди «Риголетто»» для кларнета и фортепиано:
– На сегодняшний день Вы являетесь лауреатом таких республиканских и международных конкурсов как, «Suoni di Pesaro» (Италия г.Пезаро. 2018), «Астана-Мерей» (Казахстан г.Астана 2019), дипломант конкурса «Шабыт» (Казахстан г.Астана 2023). Как проходит подготовка к выступлениям? Есть ли какие-то особые ритуалы или привычки, которые помогают вам удачно выступить и передать особенности стиля того или иного композитора?
– Готовясь к выступлениям, я больше слушаю чем играю, много читаю. Допустим, мне нужно исполнить Концерт для кларнета Вебера. Я слушаю не только это сочинение, но и популярные произведения того времени, композитора, а также узнаю информацию о произведении. На интуитивном уровне слух обогащается опытом, и помогает играть в соответствующем стиле.
– Я знаю, что Вы обладатель стипендиальной программы для кларнетистов «Yamaha music gulf». Расскажите о музыкальном проекте или конкурсе, который особенно запомнился вам?
– Есть два творческих мероприятия, которые мне очень сильно запомнились. Первое – это конкурс в Италии (2018 г), на котором я завоевал Гран-при. Было достаточно немалое количество участников из Европы. Я получил колоссальный опыт игры, послушал игру зарубежных кларнетистов, прошёл мастер-класс у Паоло Бельтрамини (первый кларнет швейцарской филармонии), а также расширил свой кругозор в понимании музыки и исполнительского мастерства.
Второе – это стипендиальная программа, прошедшая в Дубае «Yamaha music Gulf». Была огромная конкуренция среди 80 кларнетистов из 30 стран. От имени Казахстана выступал я и Әмен Бакыт (студент КазНУИ, 3 курс). В результате я стал одним из шести обладателей кларнета Yamaha серии Custom.
– Интересно узнать имена известных кларнетистов – зарубежных, казахстанских.
– Из зарубежных топ-1 в мире кларнетистов – это Мартин Фрост. Он из Швеции, это самый лучший в мире кларнетист, на его счету не только академическая музыка, но и Klezmer Dance с направлением в еврейскую музыку. Меня вдохновила его легкость и игривость игры на кларнете. Есть популярный альбом «Roots» (2016), который раскрывает его мастерское владение инструментом. Он также является дирижером Шведского камерного оркестра. Еще могу назвать такие имена известных кларнетистов, как Алессандро Карбонаре, Коррадо Джиуфредди, Никола Бальдеро и другие.
Из старшего поколения, конечно, это основоположник казахстанской кларнетовой школы Рустам Насырович Сабиров. По словам моих педагогов, он был выдающейся личностью, добродушным, справедливым, уважал границы каждого студента. Прекрасный профессионал воспитал целое поколение именитых кларнетистов – братья Ншановы, Г.И.Исмаилов, Т.Ж. Исенов, Ж.Р. Ерманов, Б.Т. Шакенов и другие, многие из которых в настоящее время работают зарубежом. Среди молодых кларнетистов выделил бы окончившего Berklee College of Music (Бостон, США) Дамира Буркитбаева.
– Как Вы относитесь к современной музыке, в том числе и произведениям для кларнета? Есть ли у вас в репертуаре пьесы авангардных авторов?
– Очень хороший вопрос. Имеется много именитых современных композиторов. Например, Э.Денисов, у которого есть Соната для кларнета, где используется микротоновое изложение музыкального материала. Я собираюсь исполнить на Государственном экзамене третью часть («Бездна птиц») из знаменитого квартета «На конец времени» О.Мессиана, выдающегося французского композитора. Меня впечатлила, во-первых, история создания квартета: композитор, попавший в плен в начале второй мировой войны, написал произведение в немецком лагере для военнопленных. Во-вторых, успешное исполнение этого уникального произведения: в мороз, зимой 1941 года, поднявшим дух пленных, и внушившим им надежду и веру. В-третьих – партия кларнета, требующая от исполнителя высокого технического мастерства. Нужно понимать, что имел в виду композитор. Если в классической музыке есть свои каноны, правила, то в современной музыке они уже не действуют. Необходимо иметь абстрактное мышление, чтобы самому понять специфичность музыки авангардистов. Должен сказать, что III часть – масштабное соло кларнета, она сложна по технике и в образном плане. Как говорил Мессиан, он построил эту часть на антитезе: Время, наполненное горестями и Птицы, как вестники света, надежды, свободы. Естественно, придется много работать чтобы воплотить хотя-бы частично замысел композитора.
– Как обогатилась исполнительская техника, какие появились новые приемы на вашем инструменте, нетрадиционные способы звукоизвлечения?
– В силу того, что в современной музыке нет рамок, ограничений, большую роль играет новаторство. Наряду с традиционными приемами игры – трели, глиссандо, арпеджио, появились новые интересные приемы – тембровое вибрато, фруллато, мультифоники, а также горловое пение, когда кларнетист должен петь и играть одновременно. Есть новые аппликатуры, с помощью обертонов можно сыграть аккорды, а также нестандартные приемы звукоизвлечения.
– Как часто Вы играете произведения казахстанских композиторов? Включаете ли в свой репертуар произведения молодых авторов?
– Должен сказать, что казахстанские композиторы активно пишут произведения для кларнета. Я бы отметил Концерт для кларнета с камерным оркестром Х. Сетекова, Концерт для кларнета, фортепиано и симфонического оркестра Р.Муксинова, Поэму для кларнета и струнного оркестра «Осенняя печаль» Б.Баяхунова, две пьесы для кларнета и фортепиано А.Раимкуловой, «Концертную пьесу для кларнета» Б.Далденбая. Среди молодых авторов, выделю потрясающего композитора, моего педагога по полифонии Д.Бержапракова, О.Хромову, А.Есиркеп, Д.Шина, Е. Ниязбека, являющихся авторами пьес для кларнета. Однако, я думаю, что ситуацию, сложившуюся в музыкальной практике, нужно менять: больше играть и пропагандировать произведения отечественных авторов, проявлять такое важное, но забытое качество как патриотизм, вносить небольшую, но конкретную лепту в развитие нашей национальной музыки.
– Спасибо большое за интервью. Желаем Вам успехов, удачной творческой судьбы! С нетерпением ждем приглашения на ваш сольный концерт.
Интервью провела студентка 4 курса
специальности «Музыковедение»
Анель Сарсентаева
(руководитель — профессор Т.К. Джумалиева)