К 100-летию со дня рождения
Яркая и необычайно разносторонняя деятельность М.Ашрафи заслуживает большого внимания. Мухтар Ашрафович прославился как талантливый композитор, дирижер, педагог, крупный музыкально-общественный деятель. Но немногие знают, что Ашрафи был и музыкальным критиком. Та область его творчества, которая была связана с музыкальной критикой и публицистикой, зачастую затрагивалась вскользь или вовсе не упоминалась.
Невозможно понять и должным образом оценить Мухтара Ашрафи в отрыве от литературной стороны его разносторонней деятельности, потому что в многочисленных статьях и исследованиях композитора отразились его философские, общественные, эстетические, педагогические, историко-литературные интересы.
Мухтар Ашрафович был высокообразованным эрудированным человеком, владел одиннадцатью языками. Чтение было любимейшим занятием композитора, о чем свидетельствуют воспоминания его родных и близких, а также сохранившаяся в Мемориальном музее богатая библиотека М. Ашрафи, состоящая из книг по истории, философии, музыке, справочных и энциклопедических изданий, художественной литературы, книг на иностранных языках. Это, безусловно, отразилось на его литературном творчестве.
Основу литературного наследия Мухтара Ашрафи составляют более 80 статей, опубликованных в газетно-журнальной прессе и музыковедческих сборниках, а также его книги «Индийские дневники»[1] и «Музыка в моей жизни»[2]. Сюда можно отнести также хранящиеся в архиве музея многочисленные документы, письма, дневники, записные книжки композитора, в которых содержатся ценные мысли о том, что волновало композитора.
Как известно, XX век в Узбекистане – это время становления и расцвета профессиональной композиторской школы. Для него характерны постепенное формирование осознанного, профессионального отношения к композиторской деятельности, особая готовность композиторов обсуждать проблемы, связанные не только с замыслом будущих творений и с ходом работы над их воплощением, но и со становлением новых для национальной культуры жанров.
В своих статьях Мухтар Ашрафи предстает перед нами как один из самых активных деятелей эпохи, как неутомимый борец за передовые идеалы узбекской музыкальной культуры, что находило подтверждение во всех областях его творчества.
Книга «Музыка в моей жизни» представляет собой сборник избранных статей, фиксирующих важные моменты истории музыкальной культуры Узбекистана, статей, в которых отразились мнения и оценки видного композитора, дирижера, педагога, организатора музыкально-театрального дела.
Значительная часть опубликованного здесь материала представляет собой рецензии на постановки оперных спектаклей, музыкальные произведения своих коллег, конкурсы музыкантов-исполнителей, проблемные статьи о жизни узбекского театра, иногда статьи информационного характера, посвященные концертам, гастрольным выступлениям коллектива Большого театра оперы и балета. Следует особо отметить, что отсутствие в то время специальных музыкальных журналов и газет не сковывало критическое мышление композитора. Автор смело называл вещи своими именами, объясняя это тем, что «без критического подхода к достигнутому нет роста, нет творчества»[3]. Во всех газетно-журнальных публикациях М. Ашрафи ощущается его стремление вызвать у читателей серьезное отношение к узбекской музыке, пробудить внимание к важнейшим явлениям отечественной музыкальной культуры.
Ашрафи-композитор оставил ряд ценных статей о своих крупных произведениях, раскрывающих их замысел и задачи. При этом поражаешься его чрезвычайной скромности. Автор первой узбекской оперы, к примеру, пишет: «Мне посчастливилось вместе с моим учителем композитором С.Н. Василенко быть создателем первой узбекской оперы «Буран»…»[4].
Публикации М. Ашрафи являются одним из немногих достоверных источников, благодаря которым мы можем восстановить картину музыкальной жизни Узбекистана 1930-1975 годов.
Настоящие научные качества музыковеда-исследователя отразились в его книге «Индийские дневники». В ней автор запечатлел все то, что привлекло его внимание во время пребывания в Индии. И непросто запечатлел, а провел настоящее исследование по индийской музыкальной культуре. Здесь читатель найдет описание музыкального инструментария, музыкальных жанров, танцев, нотные образцы индийской раги, а также беседы композитора с крупнейшими знатоками индийской музыки. Автор во многом проводит аналогии с узбекской и таджикской музыкой, что говорит о высокой компетентности автора в вопросах музыкальных культур. Следует отметить, что аналитическое мышление автора нашло отражение не только в «Индийских дневниках». Это касается каждой его статьи. К примеру, в «Каирских встречах»[5] мы находим следующее замечание: «Арабы ценят в песне не только мелодию и текст, но и сюжет, так сказать «драматургию песни»: ей они придают большое значение (…), не ограничивая ни авторов, ни исполнителей какими-либо временными рамками».
Литературная деятельность Ашрафи способствовала пропаганде узбекского музыкального искусства и утверждению его мирового значения за пределами страны, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в зарубежной прессе. Среди них: статьи «Путь узбекского музыкального театра»[6], «Наши трудности преодолимы»[7], опубликованные в журнале «Советская музыка»; «Расцвет национальной музыки»[8] — в «Вечерней Москве»; статьи «Чтобы узбекское искусство дошло до сердца эстонца-зрителя»[9], «От народного творчества до профессиональной музыки»[10] — в «Рахва хяэль»; «Большой театр Узбекистана в Сочи»[11] — в «Черноморской Здравнице»; «Расцвет творческих сил»[12] — в «Советской культуре» и многие другие.
Мало кто знает, что у композитора была идея написания еще одной книги «Юность. Возмужание. Зрелость. 50 лет жизни в искусстве Узбекистана», которую, к сожалению, он не успел осуществить. В документальном очерке жизни и творчества «Мухтар Ашрафи»[13] приводятся подробный план-конспект этого труда и неоконченная глава о Бухаре в 1912-1928 гг. Читая его детские воспоминания, узнаешь не просто интересные биографические факты из жизни композитора, а невольно погружаешься в трудные социальные условия сначала бухарского эмирата, затем Бухарской республики. Этой книге предполагалось стать не только автобиографией, но и настоящим исследованием по истории узбекской музыки с красочным описанием выступлений прославленных в то время народных музыкантов, подробным описанием жанров народной и изустно-профессиональной музыки, особенностей их бытования, описанием традиций и обрядов узбекского народа. Композитор приводит выдержки из документальных материалов: доклада заведующего Краевой (народной) консерватории имени Аль-Фараби, переписки между А. Фитратом и В.А. Успенским об условиях работы над записью Шашмакома и преподавания в Бухарской Восточной музыкальной школе и многие другие ценные сведения, помогающие воссоздать подлинную картину музыкальной жизни того периода. Оценивая данную незавершенную главу, невольно приходит осознание того, какой же большой потерей для узбекского музыкознания является эта несостоявшаяся монография.
Мухтар Ашрафи всю свою жизнь посвятил развитию новой музыкальной культуры Узбекистана. Он оставил неизгладимый след во многих областях искусства республики – профессиональной композиторской музыки, музыкальной педагогики, а также музыкознании, что еще раз позволяет говорить о его наредкость разносторонней личности.
Алена БОРЗОВА
магистр искусствоведения
[1] Ашрафи М. Индийские дневники. – Т., 1956.
[2] Ашрафи М. Музыка в моей жизни. – Т., 1975.
[3] Ашрафи М. Большие гастроли «Большого». – В кн.: Музыка в моей жизни. – Т., 1975, с. 134.
[4] Ашрафи М. «Узбекская советская музыкальная культура за пятьдесят лет» — В кн.: Музыка в моей жизни. – Т., 1975, с. 12.
[5] «Вечерний Ташкент» от 4.11.1971 г.
[6] «Советская музыка» № 3, 1950 г.
[7] «Советская музыка» № 3, 1956 г.
[8] «Вечерняя Москва» № 37, 1959 г.
[9] «Рахва хяэль» от 31.05.1968 г.
[10] «Рахва хяэль» от 20.06.1968 г.
[11] «Черноморская Здравница» от 09.08.1969 г.
[12] «Советская культура» от 22.10.1974 г.
[13] Ашрафи Ф., Соломонова Т., Тёмина Е. Мухтар Ашрафи. Документальный очерк жизни и творчества. – Т., 2004.