За многие годы сложилась чёткая система преподавания сольфеджио со своими методами, учебными материалами… Она передаётся из поколения в поколение, зачастую, довольно механически. Преподаватели, базируясь лишь на прежнем опыте, порой не задаются вопросом: что же нужно теперь студенту-музыканту от сольфеджио, как разнообразить данный предмет, а главное, что нужно сделать, чтобы современный студент получил практическую пользу от знаний по сольфеджио для своей профессиональной деятельности? На мой взгляд, одной из интереснейших и актуальных проблем в классе сольфеджио является развитие многофункционального музыкального слуха с приоритетным вниманием к такому его виду, как тембровый или, по современной терминологии, тембро-динамический слух (Л.Баренбойм, Г.Цыпин, Д.Кирнарская, М.Карасева, Л.Масленкова и др.). Почему именно данный вид слуха?
Во-первых, современные исполнители, стремясь к повышению художественного воздействия академического искусства на слушателей, укрупняют масштаб трактовок, особо впечатляюще передавая форму произведений. Но параллельно идёт другой процесс – поиск индивидуализированных тонких решений в области звучания, тембра, создания изысканного звукового колорита. Это ещё больше повышает интерес слушателей, их слуховую активность. Таким образом, варьируя тембро-динамическую окраску музыкальной ткани, стремясь к обогащению звукового колорита, исполнитель обращается к одному из важнейших и сильнодействующих выразительных средств.
Во-вторых, как известно, концертно-сольная карьера – путь для немногих индивидуальностей. В основном исполнители работают в творческих коллективах различного инструментального состава, причем, не только академических, но и джазовых, эстрадных, занимаются педагогической деятельностью. Музыканту нужно будет добиваться звукового баланса, понимать трудности исполнения на других инструментах, особенности выразительных средств, в итоге уметь в совместном поиске создавать красочную и гармоничную звуковую картину. Кроме того, каждый музыкант может стать аранжировщиком, композитором, ди-джеем, или руководителем какой-нибудь вокальной или вокально-инструментальной группы. Знание специфики инструментов, их тембровых особенностей, развитый тембро-динамический слух помогут начинающему «бизнесмену» в работе над подбором музыкального материала, распределением его по голосам и инструментам.
В-третьих, одна из проблем исполнителей-инструменталистов и концертмейстеров заключается в трактовке фортепианных переложений оркестровых партий в Концертах для солиста с оркестром, в клавирах музыкально-театральных произведений (операх, опереттах, мюзиклах, балетах и пр.). В таких транскрипциях необходимо ассоциировать те или иные моменты клавира со звучанием инструментов симфонического оркестра. Без этого невозможно осуществить по-настоящему художественную интерпретацию.
Нельзя не сказать и о музыковедах: в процессе исследования инструментальной музыки, при составлении статей, рецензий они тоже должны со знанием дела и на основе высокоразвитого тембро-динамического слуха постигать смысловую обусловленность инструментовки произведения, тембровые эффекты, создаваемые тем или иным сочетанием различных инструментов и их групп и т.д.
Предпосылкой успешного формирования музыкального слуха, в том числе, тембро-динамического, является процесс диагностирования актуального уровня его развития, что поможет педагогу правильно организовать музыкально-практическую деятельность учащихся. Но судя по исследовательской литературе и педагогической практике, методы развития данного вида слуха в настоящее время разработаны недостаточно. Поэтому хотелось бы предложить некоторые возможные приёмы, направленные на развитие тембро-динамического слуха в процессе музыкального обучения.
- Предусмотреть возможность совместной работы студентов-инструменталистов разных специальностей, где музыканты могли бы в ходе восприятия живого исполнения наблюдать за приёмами звукоизвлечения и соотносить их с характерностью тембра.
- Немного усложнённый вариант: предложить музыкантам-инструменталистам, исполнить диктанты для аудитории. Здесь развивается как звуковысотный, мелодический, так и тембральный слух.
- Следующий этап – приобщение к учебной работе исполнителей на инструментах с другими строями (транспонирующих in F, in A, in B, и т.д., в различных ключах), что позволяет студентам освоить нотную запись партий валторны, кларнета, трубы, саксофона и других.
- Интеграция различных видов слуха (звуковысотного, мелодического, полифонического, тембро-динамического, внутреннего) осуществляется в процессе записывания двухголосных и трёхголосных диктантов, воспроизведённых инструментальными ансамблями (однокурсников или студентов с других курсов).
Сольфеджио, музыкальная литература, история музыки, инструментовка и другие предметы своими учебными средствами могут вносить вклад в решение проблемы формирования тембро-динамического слуха. К примеру, повышению творческой активности могут послужить такие виды работ:
- Традиционная викторина, если при её проведении поставить задачи, неразрешимые без участия тембрового слуха. Например: слушание музыки и активный слуховой анализ способов оркестровки, фиксация вступления той или иной оркестровой группы и др.
- Задания на аранжировку с различными творческими целями, например: переложение сольных сочинений для вокально-инструментального ансамбля, трио, квартета или, наоборот, переложение для фортепиано соло или в четыре руки произведений, предназначенных для различных инструментальных составов. Подобного рода задания выполняют в КНК им.Курмангазы студенты-пианисты в курсе педагогической практики.
- Подбор к фрагментам мультипликационных фильмов, демонстрируемым без звукового сопровождения, музыкальных иллюстраций для характеристики персонажей – здесь задачей студентов становится максимальное приближение к образу при помощи использования определённого солирующего инструмента (по типу сказки С.Прокофьева «Петя и волк»).
- На уроках общего фортепиано и даже специальности с учащимися различных возрастных уровней можно использовать эксперименты с «подготовленным» (препарированным) роялем. Изменив теми или иными приспособлениями (монеткой, бумажным листом, скрепкой, резинкой и пр.) тембр инструмента, исполнить фрагмент изучаемого в классе музыкального произведения. При этом решаются сразу несколько задач:
- освежается восприятие привычной музыки;
- открываются новые грани образа;
- активизируется тембровое слышание и творческая фантазия.
- Полезно мысленно оркестровать фортепианную фактуру для максимальной конкретизации тембро-динамических ощущений.
- Интересно было бы использовать приёмы активизации тембро-динамического слуха, представленные Д. К. Кирнарской в своих лекциях для педагогов и студентов консерватории (сентябрь, 2016г.).
К примеру, один и тот же звук в определенной октаве извлекается на разных инструментах (скрипка, кларнет, виолончель, валторна) – следует узнать инструмент по его характерному тембру. Далее можно усложнить вариант – извлекать определённый звук в группе родственных и близких по тембру инструментов (струнные инструменты: скрипка-альт-виолончель-контрабас; деревянные духовые: гобой-кларнет-фагот; медные духовые: труба-валторна-тромбон-туба).
- Не менее интересна проверка способности, узнать музыкальный фрагмент среди некоторого количества других, исполняемый сначала на фортепиано, затем в оркестровом переложении или джазовой обработке.
Описываемые Д.К. Кирнарнской экспериментальные тесты, включающие аудио записи музыки, можно с успехом использовать в классах сольфеджио и музыкальной литературы, так как затруднений в нахождении подходящего музыкального материала сегодня не существует.
Искусство выдающихся исполнителей современности заставило публику «вырасти до предпочтения интонационной выразительности, как эстетической нормы эпохи» (Г.Р. Тараева). Горизонтальное мышление, осмысленное выразительное интонирование, линеарность – в центре внимания музыканта-исполнителя. Но сегодня тембро-динамический слух становится одной из высших форм функционирования музыкального слуха, категорией художественно-эстетического порядка, а колористические находки превращаются в «информативный элемент», усиливающий экспрессию, обостряющий слуховое восприятие слушателей. Недавно прошедший фестиваль «Наурыз XXI» оставил в памяти немало подобных образцов.
Исполнительское искусство и педагогика развиваются в единстве и взаимосвязи. Педагогика несет ответственность, как за воспитание просвещенных слушателей, так и за формирование исполнителей, соответствующих современным культурным потребностям.
В итоге можно сказать, что тембро-динамический слух играет важнейшую роль не только во всех видах творческой практики музыкантов, но и в процессах творческого восприятия музыки.
Антон СОМОВ, музыковед 4 курс