«Новая музыкальная газета» под Новый год решила удивить читателей редким жанром для нашего сайта — рецензией на документальный фильм. Режиссёрский дебют российского фотографа, волонтёра, члена Союза журналистов России и Международной федерации журналистов Натальи Батраевой — картина «Донецкая Вратарница» — буквально за три месяца успел перевернуть души не только зрителей, но и стать лучшим по мнению компетентного жюри уже на пяти фестивалях в своей номинации. И музыкальная составляющая является там не просто фоном, а играет свою особенную роль.
Наталья Батраева, сценарист, оператор и режиссёр фильма «Донецкая Вратарница»
Музыка в кино всегда привлекает музыковедов многогранностью аспектов применения. Мастером звукового фона заслуженно считается Андрей Тарковский, но для художественных фильмов это всё-таки естественно и объяснимо. Для сухой документалистики подобное, скорее, нонсенс. И возможно ли объединить в едином контексте музыку Джулио Каччини, Иоганнеса Брамса, Александра Бородина, Сергея Рахманинова, Антона Брукнера, Альфреда Шнитке, американских композиторов Джоффа Левина и Брюса Кьянезе, донецкого современного композитора Анатолия Шуха, исландского виолончелиста Хильдура Гуднадоттира, когда одно только перечисление через запятую вызывает когнитивный диссонанс?! Для режиссёра Натальи Батраевой это оказалось легко, так как при отсутствии музыкального образования предрассудков о сочетаемости стилей и эпох возникнуть не могло. В итоге получилось какое-то фантастически органичное слияние кадров с музыкальным материалом — эффект непередаваемый, когда ты сидишь в зрительном зале.
Феномен фильма ещё в том, что именно отсутствие профессиональных предрассудков позволило сделать Наталье Батраевой то, на что человек с «корочкой», например, ВГИКа не решился бы никогда: неважно как снимать, главное — кого и что, в приоритете только люди и их жизнь. Не политика и не религиозная конфессия, как может показаться при прочтении названия. «Донецкая Вратарница» глубже, шире; смыслы выходят далеко за определённые географические границы и рамки ортодоксального православия — всё многомерно, разнопланово. И неважно, кто будет смотреть — атеист, христианин, мусульманин или буддист — думающий зритель увидит всё равно общечеловеческое в частном. И никакой политики — это принципиальная позиция Натальи Батраевой.
«Донецкая Вратарница» заслуживает более пристального внимания кинокритиков — увы, российские ведущие официальные средства массовой информации практически никак не отреагировали на премьеру, которая состоялась в Екатеринбурге на фестивале документального кино «Россия», где фильм стал лучшим в номинации короткого метра и получил приз кинопрессы.
Лично меня настолько переполняли эмоции после просмотра 23 ноября в московском Доме русского зарубежья, поэтому лучше дословно поделюсь с читателями «Новой музыкальной газеты» своими впечатлениями «по свежим следам», размещёнными на моей странице в социальной сети Facebook 24 ноября: «Сегодня в Доме русского зарубежья состоялся показ документального фильма «Донецкая Вратарница». Можно сказать, что такой концентрации искренности, правды и человечности наш отечественный кинематограф давно не в состоянии предъявить. Четыре года уложить в 45 минут — задача сверхсложная. Каждый эпизод прожит:монтаж становился аналогией ампутации — память режет по живому, как можно что-то убрать?!Тем не менее получилось. Поэтому и получилось расщепить атом, который за эти коротенькие 45 минут облучает и сердце, и мозг, а главное — душу зрителя. Казалось бы, фильм о войне? Нет. Он о человеческой душе.Наверное, впервые в жизни лично я поняла до конца то, что древние греки договорились когда-то называть катарсисом, хотя режиссёр, она же оператор, вовсе к этому не стремилась — это всё её любовь к своим героиням, именно любовь в христианском понимании этого слова, а через них — уже ко всем. Как говорить о том, что началось в 2014 году между Россией и Украиной, никого не оскорбив, не унизив ни единым словом, намёком?! Невыполнимая, казалось бы, задача решена Натальей филигранно, тонко, тактично по отношению к обеим сторонам,опять и опять искренне — так бережно к людям перед объективом камеры и людям перед экранами давно не относились документалисты. Вот именно, просто — как к ЛЮДЯМ. Ни слова о политике, зрителю предоставляется безграничная территория для осознания без назойливых указателей… Могу писать ещё долго. Сегодня у меня такое ощущение, что я видела не Наташу, которую знаю много лет, а передо мной стоял новый Художник жизни — будто кокон разорвался: существо фильма оказалось похоже на огненного ангела, опаляющего души.Ещё не могу не сказать про музыку, хотя Наталья и объясняет её функцию в фильме прозаично, мол, так легче закрывать погрешности звука:поверьте мне, музыканту — такого соответствия музыкального материала и снятым кадрам вы вряд ли видели до и увидите после.И да, повторю, фильм о войне, но в нём ни одного трупа, ни капли крови.Однако ливень, плач небес, сквозь сгоревшие балки купола монастыря расскажет о войне неизмеримо больше…»
Мне как арт-журналисту чужд по своей природе жанр военного репортажа, противна политика по всей своей сути, но фильм Натальи Батраевой в авторской версии, каким его уже успели посмотреть многочисленные зрители в разных городах Российской Федерации в рамках фестивалей и точечных показов для небольших аудиторий; авторская версия, которая заслужила Гран При и первые места — это военная журналистика высшей пробы, созданная женщиной — сильной, решительной, стойкой, но всё же такой хрупкой, как состояние мирной жизни на нашей планете, и совершенно беспомощной перед политическими играми, куда вовсе не собиралась влезать. И отказывается до сих пор это делать. И у всех, кто уже успел опалиться смыслами подлинной «Донецкой Вратарницы», всё-таки тлеет надежда, что у телеканала «Звезда» (а именно он заключал с Натальей договор) хватит здравого смысла не искажать фильм нездоровой политической пропагандой и выпустить в эфир подлинный труд автора без всяких одиозных коннотаций и вставок.
Юлия Белоус, соб.корр. НМГ
«Новая музыкальная газета» благодарит Наталью Батраеву за предоставленные письменные материалы к фильму «Донецкая вратарница», особенно за музыкальную справку с указанием хронометража
Фото со страницы Натальи Батраевой в Facebook