12 июня в рамках годового абонемента Государственного академического симфонического оркестра Республики Казахстан в Алматы выступили известный израильский композитор и дирижёр Беньямин Юсупов и солисты Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, лауреаты международных конкурсов виолончелист Ермек Курманаев, и скрипач Еркебулан Сапарбаев. В концерте прозвучали Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Иоганнеса Брамса, Четвёртая «Итальянская» симфония Феликса Мендельсона и симфоническая картина «Кашкындар» Балнур Кыдырбек.
Уходящий концертный сезон 2014-2015 для симфонического оркестра алматинской филармонии стал неоднозначным. В начале сезона обязанности художественного руководителя и дирижёра выполнял заслуженный артист России, кавалер орденов «Достык» и «Курмет» Ринат Салаватов. В концертах оркестром дирижировал и Нуржан Байбусинов, работающий с коллективом с августа. Но и Р. Салаватов, и Н. Байбусинов совмещают эту работу с управлением другими коллективами, как в Казахстане, так и за рубежом. Отсутствие у оркестра постоянного лидера сказывается на общей работе не лучшим образом, поскольку интенсивный концертный график требует постоянной методичной репетиционной работы.
Однако есть у этой ситуации и свои плюсы. Алматинская публика в этом сезоне имела возможность увидеть и услышать работу самых разных дирижёров со всего мира: испанский маэстро Адриан Липер, Петр Борковский из Польши, немецкий дирижёр и пианист Маттиас Манаси, Александр Поляничко из России, Джон Андерсон из Великобритании, а 20 июня ожидается выступление маэстро Николаса Краузе из Франции. В филармонии имени Жамбыла чуть больше чем за полгода выступили представители ведущих мировых школ дирижирования. Слушатели, к примеру, немецких филармоний были бы удивлены, как легко и по какой доступной цене можно попасть на выступления таких неординарных маэстро в Алматы.
Беньямин Юсупов хорошо знаком алматинской публике и как композитор, и как дирижёр. Израильский музыкант родом из Таджикистана, а образование получил в Москве. В этот приезд он выступал только как дирижёр, хотя, конечно, знатоки современного искусства ждали исполнения его собственного произведения.
Приезд Беньямина Юсупова удачным образом совпал с юбилеем одного из ведущих казахстанских композиторов, председателя Союза композиторов Республики Казахстан Балнур Кыдырбек. Поэтому исполнение её произведения в пятничной программе было совершенно не случайным. В симфонической картине «Кашкындар» есть многое от традиционного казахского кюя: программная основа (сюжет о влюблённых, убегающих от погони), единство и целенаправленность движения, домбровый ритм. И всё же, как отметил ведущий концерта музыковед Юрий Аравин, это – не кюй. Сочетая принципы европейской симфонической картины и кюя, Балнур Кыдырбек создала уникальное произведение, выходящее за рамки обоих жанров. Очень жаль, что в хронометраже концерта музыка яркого представителя казахской композиторской школы заняла малое место. Хотелось бы больше. Возможно, Балнур Балгабековна подарит в свой юбилейный год казахстанской публике концерт-бенефис.
Если включённая в концерт «Итальянская» симфония Мендельсона исполняется симфоническими оркестрами довольно часто, то Двойной концерт Брамса можно отнести к концертным редкостям. Это произведение обладает некоторой парадоксальностью и скрытыми смыслами. Парадоксальность заключается в том, что классицистскую трёхчастную композицию быстро-медленно-быстро Брамс сочетает с приёмами старинного Кончерто гроссо – большого концерта для нескольких солистов и оркестра, и с романтическим приёмом лейт-темы – музыкальной идеи, повторяющейся в разных частях.
Скрытые смыслы симфонии связаны с биографией композитора. Одним из первых её исполнителей был скрипач Йозеф Иоахим. Он был великолепным виртуозом, но довольно странным человеком. Его жизненное кредо выражалось девизом «Frei aber einsam» – «Свободный, но одинокий». Когда-то в молодости Брамс дружил с Иоахимом и даже посвятил ему скрипичную сонату, названную по первым трём звукам мелодии и по совместительству – первым буквам девиза Иоахима «F-A-E» – «фа-ля-ми». Потом по легенде из-за развода Иоахима, в котором Брамс принял сторону его жены, музыканты разругались. Спустя 34 года благодаря Двойному концерту музыкантам выдался случай помириться. В знак своих намерений композитор сделал основной темой почти тот же мотив, но скомбинировал его звуки по-новому: «ля-ми-фа». Из решительного возгласа в теме юношеской сонаты мотив превратился в вопрос с оттенками сожаления.
По иронии судьбы Двойной концерт стал последним законченным оркестровым произведением Брамса, хотя он почти десять лет после его премьеры продолжал много и интенсивно работать.
К исполнению этого произведения солисты подходят очень осторожно. Помимо виртуозности от них требуется умение выстроить ансамбль друг с другом и с оркестром, тонкая работа с интонацией. Музыку Брамса считают чистой, поскольку практически ни одно его оркестровое произведение не имеет программы, но это не значит, что его мелодии лишены образности. Напротив, все темы концерта очень яркие, жанрово определённые. В ходе развития композитор раскрывает их полифонический и тембро-регистровый потенциал. Солисты Ермек Курманаев и Еркебулан Сапарбаев исполнили произведение на высоком уровне. Но в местах интенсивного развития, особенно в разработке первой части, пропадало ощущение баланса вертикали и единой линии мотивного развития. За виртуозными пассажами солистов почти не была слышна не менее виртуозная техника композитора. Всё же, для идеального исполнения нужно больше репетиций. И Е. Курманаев, и Е. Сапарбаев могут добиваться идеального звука, что было слышно в последней части Концерта. Финал особенно удался и оркестру, и солистам. В этой части реализован принцип соревнования солистов и оркестра: соло и дуэты скрипки и виолончели чередуются с оркестровыми тутти. Б. Юсупову удалось выстроить в финале интонационный план, ансамбль внутри оркестра и баланс между ним и солистами.
И в Концерте Брамса, и в «Итальянской» симфонии Мендельсона чувствовалась грандиозная работа дирижёра. На концерте за пультом он вдохновлял оркестр, «раскачивал» его, вёл к заранее намеченным кульминациям и каденциям. Артистичное поведение дирижёра – производственная необходимость. Только так можно было «зажечь» наших музыкантов. За три дня репетиций Беньямин Юсупов сумел добиться очень целостного звучания, интонационно осмысленной игры. Работа приглашённого дирижёра сопряжена со многими трудностями. О них, и о том, как складывалась работа с нашим оркестром, нам удалось спросить дирижёра лично.
— Многие казахстанские слушатели, конечно, ждали в Ваш приезд исполнения Вашего произведения. Почему в этот раз мы его не услышали? Планируются ли Ваши казахстанские премьеры?
— Я закончил консерваторию дважды: как композитор и как дирижёр. Прошёл отличную школу у Дмитрия Георгиевича Китаенко – одного из великих дирижёров современности. То есть эти две мои ипостаси параллельны. У меня классическое московское фундаментальное образование. Этот концерт я дирижировал с такой программой, потому что должен был дирижировать главный дирижёр, который покинул этот пост. Программа уже была объявлена.
Почему я приехал? Я очень хотел приехать на юбилей Балнур Кыдырбек – моего близкого друга, замечательного казахского композитора. Концерт уже был объявлен в начале года, и так совпало, что я приехал именно на эту программу.
— Как Вам удалось выстроить работу с оркестром, и в такой короткий срок «поднять» непростую программу?
— Есть несколько особенностей у оркестра алматинской филармонии. Они – очень отзывчивые люди, как и все в Азии. Я и сам родился в Азии. Они очень быстро откликаются. У них нет такого снобизма и закрытости, как в некоторых других странах. И поэтому с ними приятно работать. Они не избалованы большими именами – великими дирижёрами и великими солистами. Они тянутся ко всему хорошему, новому, и это тоже приятно. Когда приезжаешь в берлинский или парижский оркестр, там музыканты столько всего видали, что ничем их не удивишь.
За эти три дня мы сделали переворот в сознании музыкантов оркестра, в их желании играть. Добились большого успеха. Я считаю, что им немного не хватает настоящего творческого лидера. Уже много лет филармония не может найти настоящего руководителя, который бы музыкантов «зажёг» и повёл вперёд, в атаку. Я желаю им его найти. Есть все предпосылки для хорошего оркестра.
Этот пятничный, в общем-то, рядовой концерт годового абонемента дал поводы и для радости, и для гордости, и для размышления. Проблемы всё-таки есть. У оркестра нет постоянного дирижёра – лидера и художественного руководителя. Солистам мало того времени, что уделяется на совместную работу с оркестром и дирижёром. Не сказать, чтобы зал был пуст, но он и не был полон. Проблема наполняемости концертного зала и перед ведущими мировыми филармониями стоит, что уж про нашу говорить? Музыка прекрасная, программы этого сезона – совершенно не банальные, дирижёры со всего мира, солисты-лауреаты… Но народ не идёт. Предпочитает пивные заведения духовному возвышению. Казахстанских композиторов исполняют либо в честь юбилея, либо на вечере памяти. И то дозированно, и то только проверенные вещи. А хочется слышать новую музыку, разную, свежую.
НО!.. Хорошо, что у Казахской государственной филармонии имени Жамбыла есть возможность приглашать таких замечательных дирижёров, музыкантов с мировым именем, как Беньямин Юсупов. Хорошо, что проблемы, стоящие перед нашим оркестром – творческие, а не материальные и не финансовые. Просто замечательно, что филармония не осталась в стороне от празднования юбилея Балнур Кыдырбек! От души поздравляем её и желаем много звучащей музыки! Написано-то ею ой как немало. И ждём нового интересного концертного сезона!
Валерия НЕДЛИНА, музыковед