(Мини путеводитель)
Джазовые вечера в Алматы — это место встречи свободолюбивых, жаждущих спонтанности, непосредственности и чувственности. Один из недавних воскресных вечеров в Алматы обещал любителям музыки испытать эти ощущения. И концерт, собравший полный аншлаг, насколько это возможно в условиях карантина, оправдал ожидания. Впервые в стране в Казахской государственной филармонии им. Жамбыла зазвучала Соната для скрипки и фортепиано (op. 70) Николая Капустина и Сюита для скрипки и джазового трио Клода Боллинга. Совершим небольшое путешествие в этот нехарактерный мир для классической филармонии, в котором путеводителем была Ирен Аравина — джазовая певица и дочь прославленного музыковеда Ю. П. Аравина.
Путеводитель:
Н. Капустин. Соната для скрипки и фортепиано (в трёх частях)
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
К. Боллинг. Соната для скрипки и джазового трио (в восьми частях)
- Romance
- Caprice
- Gavotte
- Tango
- Slavonic Dance
- Ragtime
- Valse Lente
- Hora
В прекрасном конферансе перед исполнением первого произведения И. Аравина рассказала о композиторе Н. Капустине (1937–2020) и истории создания его сонаты (1991). Музыку исполнили талантливые музыканты Еркебулан Сапарбаев (скрипка) и Диана Панаргалиева (фортепиано), наделенные способностью перевоплощаться и играть разные характеры и образы (назавтра уже Е. Сапарбаев играл соло в казахском балете, а Д. Панаргалиева вела программу на радио «Классика»).
- Музыка Н. Капустина — это достаточно вкусное произведение с насыщенной фактурой и ритмом и непретенциозным развитием композиции. Впечатление от первой части композиции таково: изысканно, увлекательно, не скучно, завлекающе, как и полагается открывающей вечер музыке. Композитор в основном дал развитие соло скрипки, а фортепиано здесь еще не главенствует, хотя создавало насыщенность именно оно. Но все целостно, главная, связующая и побочная партии развиваются лаконично, не утомительно, но и не сухо.
- Вторая часть начинается с пиццикато. Мелодия и гармония родом из середины XX века, но они не диссонируют со зрительским ухом первой четверти XXI века, а, скорее, настраивают на ностальгические ноты об изысканной музыке, о профессиональной композиторской школе, о приятном времяпровождении на джазовых вечерах. Достаточно недолгая часть, очень приятная с полудиссонансным финалом в высокой тесситуре у скрипки на пианиссимо.
- Третья часть, как и предыдущие, началась с партии фортепиано. Финал сонаты торжественен, бравурен. Он насыщен мажорными интонациями, в нем обилие нот, быстрый темп. Д. Панаргалиева играла вдохновенно, с чувством достоинства и с внимательным слушанием партнера-скрипки Е. Сапарбаева. Он в свою очередь был сосредоточен, но не зажат. Скрипач хорошо осознавал музыку, которую играл, она ему нравилась, благодаря чему зрителю тоже. И зритель, пришедший в филармонию, внимательно слушал музыкантов, понимал историю, созданную композитором.
Перед началом второй композиции И. Аравина продолжила погружать зрителей в контекст джаза, в частности историю создания Сонаты для скрипки и джазового трио (1984) Клода Боллинга (1930–2020). В конце своего выступления она обратилась к зрителям: «Следите за своим внутренним ритмом, который откликнется на игру музыкантов».
Достаточно разнообразная Соната по звучанию и танцевальным жанрам состоит восьми частей, которые исполнили Еркебулан Сапарбаев (скрипка), Диана Панаргалиева (фортепиано), Бекежан Ракишев (контрабас), Ильяс Абдрашев (ударные).
4. В первой части «Романс» по-особенному чувственные движения рук скрипача создали атмосферу таинственности, интимности, ощущение которого подхватил и рояль. Этот достаточно эмоциональный дуэт уравновешивал контрабас, а ударные устремляли вперед трио. 5. Следующий за первой частью «Каприз» в трехдольном размере, то замедляемый, то убыстряемый барабанными акцентами, иллюстрировал переменчивость настроения. 6. Следом вступала музыка «Гавота», погрузившая зрителей в ритмические кружения и покачивания. 7. Сдержанным пиццикато началось «Танго»: сначала скрипка, потом вторящая и контрапунктирующая ей виолончель. Эмоциональная игра скрипача добавила остроты произведению. 8. В композиции К. Боллинга «Славянский танец» — это ритмическая и задорная мелодия. В этой части музыканты размышляли о важной мысли, требующей немедленного решения. 9. Синкопированная музыка «Рэгтайма» приглашала зрителя вступить в pas chassé, улыбнуться друг другу и вступить в новый день с нового вдохновения. 10. Мелодичный «Вальс» — это романтическая история в залегатированном звучании и скрипки и рояля. Это светлый тихий путь, ведомый каждому лично. 11. Завершила Сонату не менее танцевальная, чем другие части, Хора, заставляющая стопы двигаться в ритме с музыкантами.
Концерт был принят зрителями восторженно. Он создал атмосферу la vita bella. Необычное облачение классических музыкантов Е. Сапарбаева и Д. Панаргалиевой в джазмены получилось гармоничным и непретенциозным, как будто они всегда играли такую музыку, а не Моцарта и Шумана.
В беседе с джазовой певицей Иреной Аравиной я почерпнула любопытные факты о развитии джаза в Казахстане. Ниже представлен концепт беседы в небольшом отступлении.
В Казахстане джазовая школа берет начало еще в конце 1960-х, когда в страну приехали великолепные музыканты Михаил Ермолов, Гоги Метакса, Константин Добровольский (последний был приглашен в первый эстрадный симфонический оркестр при открытии цирка). Сегодня такой активности как в 1970-е нет. Но традиции, заложенные упомянутыми музыкантами, поддерживаются. Джазовые мероприятия освещаются на портале jazz.kz. При симфоническом оркестре есть джазовый Big Band. Функционирует молодежный джазовый центр-школа под руководством Тагира Михайловича Зарипова. Школа ежегодно выпускает музыкантов, которые поступают в джазовые колледжи мира в Бостоне, Нидерландах, Лондоне и других странах. Многие выпускники возвращаются после окончания джазовых колледжей сильными профессиональными музыкантами. В Алматы играют много молодых авторских джазовых коллективов от «Капуччино-бэнд» до Steppe Sons, которые сегодня позиционируют как модерн этно-джаз группу. Казахстанские коллективы выступали и в США, и в Европе — Magic of Nomads, джаз-бэнд Тагира Зарипова (детский оркестр ежегодно ездил на американские джазовые фестивали в Новый Орлеан, в Нью-Йорк, в Лос Анджелес. Американская аудитория с удивлением, но очень тепло и радушно встречала азиатских представителей джаза).
Среди джазовых фестивалей в республике это Silk Music Fest, который проводит Тагир Зарипов — единственный фестиваль, которые намеревается продолжить свою работу после карантина. Ранее были и другие фестивали до карантина (Jazzistan, Джазия). Возможно и они возродятся и возникнут новые. Коллективы джазменов, таких как Виктор Хоменков, Гоча Серадзе, Владимир Деменко, Женис Сейдоллаулы, Константин Логвинов постоянно находятся в репетиционной работе, создают новые проекты и тоже ждут залов.
Джаз выходит за рамки классических форм и формирует внутри сознания человека очень свободное, творческое, гибкое мышление. Он формирует аудиторию яркую, интересную, которая открыта творчеству, всем новым направлениям в искусстве. Сегодня все запланированные фестивали ждут своего часа, когда снимут ограничения с прежде всего границ, поскольку все фестивали — это международное общение, музыкальный диалог.
Опыт прослушивания живого выступления привлекает больше внимания к исполнителям. В связи с этим, представляю небольшое интервью с одним из солистов вечера джазовой музыки Еркебуланом Сапарбаевым.
— Еркебулан, что значит для Вас играть программу «Вечер джазовой музыки»?
— «Вечер джазовой музыки» был для меня особенным концертом, потому что я впервые исполнил полностью джазовую программу на сцене. Об этом я мечтал уже довольно давно, но никак не получалось воплотить это в реальность.
— Были ли раньше у Вас «джазовые проекты»?
— Раньше подобного опыта у меня не было, так как я исполняю в основном классическую музыку. Но, конечно, джазовые произведения я всё равно стараюсь включать в репертуар. Это в основном пьесы.
— Насколько близок джаз Вашему мироощущению?
— Джаз очень близок моей душе. Люблю его слушать в различных стилях. Поэтому на концерте я выступил с большим удовольствием.
— Какие особенности у этой программы?
— Произведения, представленные на концерте написаны выдающимися композиторами, которые вложили в них всё своё мастерство. Это классический джаз, написанный в нотном тексте, а не свободная импровизация, этому ещё учиться и учиться. Не каждый исполнитель сможет справится со всей сложностью задач, поставленных в произведениях. Нам для этого потребовалось очень много сил и времени. Для слушателя на концерте они могут показаться лёгкими и непринуждёнными.
— Почему поменяли для одной части инструмент?
— В сюите для скрипки и джазового трио К. Боллинга восемь частей и одна из них «Танго», специально написанная для альта. Это ещё одна сложность, с которой я столкнулся впервые — мне пришлось осваивать этот инструмент. Когда не получалось играть на таком же уровне как на скрипке были мысли снять этот номер, но тогда терялась целостность всей сюиты. Но со временем стало постепенно что-то получатся. Это был для меня огромный опыт. Теперь иногда хотелось бы выступать на концертах на альте.
— Планируете ли еще подобную программу?
— Конечно же мы планируем дальше двигаться в этом направлении. Я выражаю огромную благодарность музыкантам, которые выступали вместе со мной. Мы обязаны продолжать вместе музицировать. В планах сыграть в других городах Казахстана.
Автор благодарит за увлекательные беседы И. Аравину и Е. Сапарбаева.
Фото предоставлены пресс-службой КГФ им. Жамбыла.
Тогжан Молдалим, магистрант факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университете