В феврале 2019 года в Государственном театре оперы и балета «Астана Опера» состоялась премьера оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» – высочайшей оперной классики, созданной на основе другого шедевра – романа в стихах Александра Пушкина. Сценической судьбе оперы, начиная с ее первой постановки 140 лет назад, в 1879 году, сопутствовал неизменный успех. И в настоящее время «Евгений Онегин» не сходит со сцен многих театров во всем мире, где каждый раз создаются ее новые оригинальные интерпретации.
Несмотря на столь активную сценическую жизнь оперы, она далеко не проста для постановки. В центре её во многом новаторской драматургии – претворение тонкой и проникновенной истории любви, страданий, разочарований, то есть, потаенных и глубоких движений души, без традиционных для оперы сценических эффектов, динамичных сюжетных коллизий, конфликтов. «Какая бездна поэзии в “Онегине”! Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки. … Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия, – но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет. Я совершенно погрузился в сочинение оперы», – писал П. Чайковский. Это вдохновенное отношение композитора воплотилось в необычайно красивый, тонкий и лиричный музыкальный спектакль. Величайший дар П. Чайковского как мелодиста проявился в опере во всем блеске – музыка очаровывает необычайной певучестью и возвышенной, яркой эмоциональностью.
Премьера «Евгения Онегина» на сцене «Астана опера» является успешным проектом международного сотрудничества. В создании спектакля участвовали известные итальянские мастера – режиссер-постановщик Давиде Ливермор, сценограф Франческо Калканини, художник Винченцо Рапони. А роли главных персонажей, наряду с казахстанскими артистами, исполнили ведущие солисты России – Алексей Исаев (Онегин) и Михаил Гужев (Гремин). Почетным гостем премьеры был генеральный директор Большого театра России Владимир Урин.
Дирижером-постановщиком спектакля выступил известный казахстанский мастер – заслуженный деятель Казахстана Алан Бурибаев, в последнее время неизменно восхищающий своими новыми постановками с их отточенностью стиля, профессионализмом и тонким художественным вкусом. Его оркестр в опере отличался высоким эмоциональным наполнением, изысканной красотой звука с безупречной чистотой и в то же время яркой драматической выразительностью. На пресс-конференции перед премьерой оперы А. Бурибаев отметил: «В «Евгении Онегине» одна мелодия переливается в другую, и одна красивее другой. Насколько великолепна музыка оперы, насколько искренна и в то же время изысканна! Мелодии входят в душу и сердце любого слушателя. Это гениальная музыка! И именно она делает произведение выдающимся, простую историю невероятной».
Режиссер-постановщик спектакля Давиде Ливермор имеет за плечами огромный опыт постановок оперы на ведущих сценах мира – в Италии, Испании, России, Японии, Корее, Австралии. «Евгений Онегин» – это уже его второй опыт сотрудничества с «Астана Опера»: в прошлом году с успехом прошла премьера оперы «Турандот» Дж. Пуччини.
В своей новой работе – «Евгений Онегин» режиссер представил, в целом, бережную, так называемую, классическую интерпретацию знаменитой оперы, исходящую из самого текста оригинала, из его музыкальной драматургии. И в тоже время в сценарную драматургию он привнес новые своеобразные приемы и детали. Так, на сцене появился новый образ – Татьяна на закате своей жизни, через призму воспоминаний которой о драматических страницах ее молодости – истории любви – проходит все действие оперы.
Режиссер Давиде Ливермор перед премьерой спектакля представил свои «драматургические заметки» о постановке, дав пояснения о появлении образа «постаревшей Татьяны, которая должна еще раз прожить воспоминания, чтобы освободить свою жизнь от трагедии неразделенного чувства. Она вернет нас в свою юность, вновь встретит своего Евгения и вновь решит остаться верной супругу Гремину… Я часто думаю о людях, которых любил и которых видел умирающими. Я полагаю, что в сердце каждого из них была история, не пережитая до конца, которая может стать преградой для души на ее последнем пути к свету».
Такое решение режиссера, возможно, вызовет дискуссии среди почитателей оперы. Но если вспомнить, что в современных оперных постановках оригинал зачастую подвергается таким кардинальным авангардным изменениям сюжета, места действия (излюбленный прием – перенос действия в современный мир), образного мира, то данное решение с определенным философским подтекстом, на наш взгляд, не привносит какого-либо диссонанса в восприятие оперы. К тому же, мотив воспоминаний о прошедших годах, трагизме их невозвратности, сожалений о несостоявшемся счастье – является по-своему также классическим для искусства. На сцене введение этого образа было решено достаточно органично и его появление, в основном, в инструментальных эпизодах оперы не нарушило общий облик спектакля, его содержательную и музыкальную стороны. Также для постановочного плана оперы в целом характерно придание действию чуть большей динамичности и экспрессивности.
В дуэте с режиссером работал сценограф спектакля Франческо Калканини. Постановка включала как спокойное лапидарное оформление сцены, не отвлекающее от основного действия, так и современные приемы изобразительности с привлечением новейших технологий. Это 3-D проекции на заднем плане сцены с колышущимися на ветру раскидистыми кронами деревьев, плывущими облаками, наплывающими видениями образов возлюбленных в сценах признаний. Были и такие реалистические решения, как выход на сцену фаэтона, запряженного лошадью, а также расслоение массовых сцен на различные планы при сольном выходе главных персонажей. В целом, многие нововведения с целью ухода от условности, статичности действия вполне соответствовали сюжетной канве – усиливали драматическое начало в раскрытии мира внутренних чувств героев. Выразительно были решены сцены балов в сельском доме Лариных с ее простодушной и светлой суетой и в роскошном зале Петербурга, а также эмоционально сильная картина ссоры Ленского с Онегиным на балу и идущая следом лапидарная трагическая сцена поединка, и, наконец, порывистая, накаленная страстями и в то же время стремительная последняя прощальная встреча Онегина с Татьяной.
Также гармонично воплотили классический сюжет художники по костюмам Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов. Костюмы всех персонажей соответствовали данной эпохе – это и разнообразные бальные платья многочисленных гостей дома Ларина, и роскошные, более изысканные костюмы гостей бала в Петербурге, и костюмы крестьян. Специально для спектакля было сшито 250 эксклюзивных костюмов. Но при всем многообразии и достоверности этих исторических костюмов вся общая палитра также отличалась легкими, пастельными тонами, не нарушая атмосферу действия. Небольшими штрихами художники высветили костюмы главных персонажей, которые выделялись на фоне больших массовых сцен и приковывали к себе внимание зрителей.
И, наконец, в центре спектакля были, конечно же, ее главные персонажи – Татьяна, Онегин, Ленский. Надо отметить, что их партии в опере являются довольно сложными как в вокальном отношении, так и в плане актерского мастерства. У них – масштабные сольные номера, развернутые, передающие разнообразные чувства, переходы от одного душевного состояния к другому. И артисты великолепно с этим справились, показав свой высокий профессиональный уровень.
Партии главных персонажей стали одним из самых ярких достижений постановки «Евгения Онегина» в «Астана Опера». На сцене были молодые исполнители, что привнесло в постановку большую выразительность, правдивость и вдохновенность. Зрители были восхищены их сильными, глубокими голосами, профессионально отточенным вокальным и драматическим исполнением.
Помимо этого, каждый из них внес свои нюансы в раскрытие образа. Так, например, если в облике Татьяны в исполнении Айгуль Ниязовой сквозило драматическое начало, глубина чувств и страсти, то в Татьяне Галины Чеплаковой была ярко освещена юная неподдельная искренность героини. Алексей Исаев в роли Онегина подкупал выразительным драматическим вокалом, продуманной в деталях передачей поступков и мыслей столь противоречивой натуры своего героя. Онегин Талгата Мусабаева был глубоко гармоничен в воплощении своего персонажа – сдержанного в начале и озаренного внезапно нахлынувшим чувством в конце оперы. Ленский Жана Тапина был по-юношески горяч, и в тоже время мягок и поэтически нежен. А в исполнении Медета Чотабаева образ Ленского наполнился драматизмом и глубиной чувствований.
Украшением спектакля стали исполнители роли Гремина – Барсег Туманян с благородной красотой драматического исполнения и Михаил Гужов с отточенным профессионализмом воплотивший образ чести и достоинства. Озорную и кокетливую юную Ольгу воплотили актрисы театра Дина Хамзина и Татьяна Вицинская. Также выразительны были и другие персонажи оперы: Беимбет Танарыков, Рамзат Балакишиев (Трике), Маргарита Дворецкая, Гульжанат Сапакова (Ларина), Баян Жусупова, Салтанат Муратбекова (Няня) и другие.
Особо хотелось подчеркнуть великолепные хоровые сцены под управлением хормейстера, заслуженного деятеля Казахстана Ержана Даутова. Стройное, звенящее звучание молодых свежих голосов порадовало тонкостью и красотой поистине унисонного исполнения. Все массовые сцены были решены на редкость живо и выразительно, отличались парящей легкостью и служили красочным фоном для раскрытия драмы героев. В этом заслуга, помимо режиссера, и хореографа-постановщика Елены Шерстневой. Не только танцевальные номера, но и движения всех участников спектакля были легки, плавны и музыкальны.
Хотелось бы обратить внимание еще на одно интересное решение в спектакле. Во многих постановках оперы главной героиней является именно Татьяна, ее чувства и поступки. Да, ее роль – самая яркая, многообразная, динамичная и воплощает цельный, страстный и глубокий образ. В спектакле же «Астана Опера», начиная со сцены ссоры Онегина с Ленским, завершившейся трагическим поединком, на сцене ярко выдвигается образ Ленского с его горячностью, искренностью и глубокой верой в любовь, которая для него – весь мир, вся жизнь. В какой-то момент они – Татьяна и Ленский – встают рядом в центре этой большой массовой сцены. То, как горяч и страстен Ленский, как он защищает свою любовь и страдает за нее, так близко и Татьяне, и они в эту минуту намного ближе друг к другу, чем все остальные. Ни Онегин, ни Ольга не могут понять этого накала чувств, им еще не суждено любить и страдать.
Ленский в этой сцене также прекрасен и глубок, как и главная героиня Татьяна. Не случайно композитор именно его наделил такими яркими сольными номерами в опере – это ариозо «Я люблю Вас, я люблю Вас, Ольга» и «В вашем доме», ария «Куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?», которые являются одними из самых блистательных страниц мирового оперного наследия. По мелодичности, красоте и выразительности они схожи с сольными номерами Татьяны в сцене письма «Я к Вам пишу», в арии «Пускай погибну я». Начиная с этой сцены, на первый план выходит не только тема о юной Татьяне и ее судьбе, а прекрасное чувство Любви – тихой, страстной, счастливой, безответной, светлой и трагичной – которому посвящены все великие творения искусства всех времен. Она является главной героиней оперы «Евгений Онегин», предстает и счастьем, и горем, и надеждой и смыслом жизни.
Свет этой любви тронул и современных слушателей, растревожив, оставив в душе грустную и тихую печаль. И в очередной раз понимаешь силу классических творений, которые вызывают не только восторг, но и массу мыслей, раздумий о жизни, о судьбе. И опять же восхищает сама опера – особенное искусство, неповторимое и грандиозное. Этот синтез музыки – вокала, хора, симфонического оркестра – а также сценического действия, происходящего на твоих глазах особого мира – завораживает и производит сильнейшее впечатление. В оперном спектакле каждый слушатель, помимо наслаждения от ярких музыкальных номеров, находит для себя нечто особенное, только им услышанное. А потому, наверное, не случайно, что в современной художественной культуре опера заняла одно из ведущих мест.
На протяжении последних десятилетий не умолкает оперный бум – по всему миру создаются новые оперы, возобновляются, переосмысливаются классические оперные шедевры, проводятся крупные оперные конкурсы, фестивали, концерты оперных звезд, открываются новые оперные театры. К опере обращаются не только музыканты, дирижеры, но и театральные и кинорежиссеры, художники. В основе такого повсеместного и активного интереса – богатые выразительные возможности самой оперы как жанра. В первую очередь, музыкальная основа оперы, ее музыкальный язык отличаются богатой содержательностью, красноречивостью. Образное определение, относящееся к музыке в целом – «Выразить невыразимое», в большей степени соответствует мелодике оперного исполнительства. Об этом очень проникновенно писал выдающийся оперный режиссер Б. Покровский. К тому же, огромный потенциал средств оперы – колоритные, экспрессивные «дополнительные» ресурсы – яркая театральная зрелищность, драматические средства, игра актеров, хореография, искусство сценографии – и привлекает современных творцов для претворения своих оригинальных, самобытных проектов.
При всей классичности постановки «Евгения Онегина» в столичном театре «Астана Опера» перед нами – современное прочтение оперной классики. Нововведения в режиссерском решении, использование дополнительных новых технологий, сценических приемов, эмоционального образного наполнения – эти средства нацелены на обновление оперного спектакля, его новой жизни на сцене, приближение классики современному слушателю, настроению и ритмам сегодняшнего дня.
Благодаря таким новым постановкам возвращается интерес зрителей, широкой общественности, особенно молодежи, к оперному искусству в целом. Не исключением стала и новая премьера оперы «Евгений Онегин» в «Астана Опера», которая прошла с огромным аншлагом. После завершения оперы, несмотря на сильные февральские морозы в столице, зрители еще долго аплодировали всему большому составу создателей спектакля. Постановка величайшей русской классики «Евгений Онегин» на сцене молодого, но ярко и стремительно растущего «Астана Опера» стала не только крупным событием в культурной жизни республики, но и открыла новую страницу в истории оперного искусства Казахстана.
Жанат ОРДАЛИЕВА,
музыковед, кандидат искусствоведения