С 3 по 6 апреля в Большом зале КНК им. Курмангазы прошёл II Фестиваль камерной музыки. Фестиваль объединил цикл вечеров, состоящих из концертов, включающих в себя произведения, подаривших слушателям богатейший мир чувств и мыслей… Кроме художественной притягательности фестиваль обладал познавательным значением, заключавшимся в «живом» воплощении редко исполняемых сочинений барочной (Леонардо Ортензио Сальвадора Ди Лео, Генриха Игнаца Франца фон Бибера, Андреа Фалькониери, Франческо Д’Алесио), классической (В.А. Моцарта, Л.ван Бетховена), романтической (Н. Паганини, Б. Сметаны, А. Дворжака, С Франка) и современной (Виктора Власова, Астора Пьяццолла) музыки с нетрадиционными составами ансамблей (скрипка, баян, сопрано, фортепиано; кларнет, виолончель, баян, фортепиано; скрипка, кларнет, баян, контрабас, фортепиано).
В течение четырёх вечеров слушатели могли размышлять, радоваться, грустить, любить, страдать вместе с исполнителями, в игре которых ощущалось искреннее участие и заинтересованность в жизни произведений.
Концерты, выстроенные, казалось бы, на таких контрастных для восприятия музыкальных картинах, объединяли изысканность и метафоричность, элегантность и интеллектуальность, присущие как музыке эпохи барокко, прозвучавшей в исполнении ансамбля D’EL’SA Consort, так и классической, романтической и современной музыке, исполненный молодыми музыкантами с артистизмом и вдохновением.
«Инструментальные диалоги», представленные во второй вечер фестиваля, сложились в удивительной красоты мозаику, в которой солнечность и прозрачность Трио В.А. Моцарта гармонично сочетались с серьёзностью 8 пьес М. Бруха в исполнении талантливых и ищущих музыкантов О. Калько (альт), Д. Буркитбаева (кларнет), М. Омирбековой (фортепиано)… Изящная и выразительная Сюита для двух виолончелей Д. Поппера (солисты М. Керимбаев, Э. Айтбеков) с гротескной Сонатой для двух скрипок и фортепиано Д. Мийо (солисты А. Нуртазина, Э. Абдрахманова, Ж. Сайын)… Утончённо- камерная Соната для скрипки и гитары Н. Паганини (солисты А. Абдрахманова, Г. Стадниченко) с пронзительно-трагическим Трио «Памяти Шопена» Б. Сметаны (солисты А. Исаева, Э. Айтбеков, М. Максимов)…
Глубокий, серьёзный и мастерски исполненный трио «Андаре» концерт в третий день фестиваля включал в себя Фортепианные трио Л. ван Бетховена, А. Бабаджаняна и Э. Шоссона. Исполнение Д. Базарбаевой (скрипка), Т. Каратаевым (виолончель) и Ж. Кожахметовой (фортепиано) ещё раз убедил, что в камерной музыке каждое произведение — это законченный, самостоятельный мир, предъявляющий высокие требования к исполнителям.
В четвёртый, заключительный день фестиваля вниманию слушателей были представлены Фортепианные квинтеты А. Дворжака и С. Франка — невероятные по масштабности и красоте шедевры музыкального искусства, в которых исполнителям удалось передать причудливость и полётность музыкальной ткани Квинтета А. Дворжака, сдержанность в передаче боли и страдания, тонкость вкуса, «блеск выражения» музыкального языка С. Франка.
Незаметно пролетело время фестивальных вечеров. Состоялся замечательный праздник музыки, каждый из концертов которого обладал только ему присущим настроением и атмосферой, но объединённых эмоциональным воодушевлением исполнителей и слушателей произведениями, о которых можно сказать словами Ванды Ландовской: «Есть творения, перед которыми можно только преклоняться, поскольку в них достигнуто совершенство…»
С.В. МУХАМЕДЖАНОВА, доцент кафедры ансамблевого искусства.