Байгали Серкебаев – талантливый музыкант, основатель группы «А-СТУДИО» пианист, композитор, продюсер. Встретиться с ним – большая удача. Моя безмерная благодарность Байгали за то, что, несмотря на сжатый график, он согласился дать мне интервью. Очень много интересного, смешного, занимательного я услышала от него, с чем и делюсь с Вами, дорогой читатель.
— Байгали, расскажите пожалуйста про своего первого педагога по фортепиано?
В школе я учился у прекрасного педагога Владимира Ивановича Тебенихина, он был очень интересным, веселым, прекрасным человеком. Помню такой смешной момент. Когда я учился в первом классе (тогда мы были пионерами и носили алые галстуки), Владимир Иванович как-то послал меня в киоск купить ему кубинскую сигару. Дойдя до киоска и еле-еле дотянувшись до прилавка, я сказал: дайте мне кубинскую сигару, и вы представляете, мне продали. Видимо в те года я уже внушительно выглядел (улыбается). Параллельно с фортепиано я учился у него по классу органа. В те года установили орган в консерватории, и был организован класс, где преподавал Владимир Иванович. Помню, я играл волынку Баха на органе. Владимир Иванович часто проводил классные концерты, где собирались его ученики, студенты и играли друг другу. В то время я еще был школьником, и вспоминается мне как я специально садился на задние ряды и засыпал под звуки органа, особенно когда играли произведения Баха (улыбается).
— Как проходила Ваша студенческая жизнь в консерватории, у кого Вы учились?
— Я учился у замечательного педагога Аиды Петровны Исаковой. Человек, который для меня открыл удивительные страницы в мире музыки. Благодаря ей я закончил нашу консерваторию, очень многое поменялось в моем сознании относительно музыки. Помимо того что Аида Петровна была потрясающим музыкантом, педагогом, исполнителем, композитором, она еще и обладала прекрасными человеческими качествами. Человек с большим чувством юмора, знала бесконечное количество анекдотов, не знаю, знает ли еще кто-нибудь столько?
Я помню наши вечера, когда мы собирались всем классом. Аида Петровна готовила разные вкусности, наши девчонки помогали ей, потом мы садились и пили чай, ужинали, весело проводили время. Прежде всего, для меня консерватория связана с её именем. Она и открыла во мне романтика. В классе мы играли произведения Шопена, Брамса, конечно же, тут не обошлось и без классики. Самое удивительное, она всегда могла не только рассказать, но и сыграть любое произведение, разной технической сложности.
А еще у нас был такой предмет как политэкономия. Я несколько раз не мог его сдать, это было так неинтересно и скучно. Помню, как мой брат Алмас спросил меня: «Ты знаешь, что такое консерватория?» Я говорю: «Нет». «Это институт марксизма и ленинизма с легким музыкальным уклоном», ― ответил он мне (улыбается). В те времена мы читали В. И. Ленина, и это было страшным испытанием для нас музыкантов.
А вот сейчас я бы снова прочел Владимира Ильича, думаю, что там есть о чем задуматься. Да и вообще в Советском Союзе было много хорошего, особенно в плане духовном, воспитания, отношения к жизни и так далее.
Сейчас наше общество развалилось, пошла деградация всего, духовные ценности исчерпались. Что касается человечности, так это вообще катастрофа, многие ценности пропали. Мы абсолютно потеряли совесть. Наше общество стало бессовестным.
— В школьные, а может, и студенческие годы играли ли Вы концерт для фортепиано с оркестром, был такой опыт?
— Вообще опыта игры с оркестром не было. Я только играл со своим педагогом в четыре руки на фортепиано, и это было очень интересно и занимательно.
— Ваше любимое классическое произведение, что Вы предпочитали(ете) играть?
— Я очень любил исполнять Рахманинова, Шопена, Брамса, Листа. А буквально пять или десять лет назад я открыл для себя Бетховена. До этого никогда его особо не воспринимал. Но я ошибался, в его музыке столько глубины, чувственности, страсти. Видимо надо было до этого дорасти. Тоже самое можно сказать и о живописи, нужно чтобы прошло какое-то время, накопить багаж знаний, жизненного опыта, чтобы понимать творчество определенных художников.
— Вы осознанно ушли от классики в эстраду?
— Мой брат Алмас как-то принес домой пленку, на которой был записан альбом группы TheBeatles, тогда я впервые услышал эту гениальную группу, и до сих пор считаю себя ярым битломаном. Я постоянно метался между классикой и рок-, поп-музыкой. После TheBeatlesя увлекся группой Deep Purple, потом я начал яро слушать QuincyJones. В то время я начал играть разную музыку, и переиграл очень многое.
Начиная с 7-8 класса я увлёкся поп музыкой. Мы с моим другом Сергеем Алмазовым (потрясающий музыкант, гитарист, скрипач, художник), когда еще учились в музыкальной школе для одаренных детей имени Байсеитовой, ходили в столярную мастерскую, где и создали нашу первую гитару. В те времена было очень сложно найти музыкальные инструменты, да и вообще было сложно что-либо достать. Вот мы и решили собственноручно создать гитару.
— Если бы не эстрада, как сложилась бы Ваша творческая карьера, в какое русло Вы бы ее направили?
— Ой, честно сказать даже не знаю, скорее всего, я посвятил бы свою жизнь классике. Аида Петровна как я помню, очень хотела, чтобы я поступил в аспирантуру, продолжил свою пианистическую деятельность. Уже на втором курсе я играл в группе Арай, мы очень часто гастролировали, вследствие чего постоянно пропускал занятия. Потом судорожно учил программу, чтобы сдать ее хоть как-нибудь.
Вы знаете, мне до сих пор снятся страшные сны (хотя удивительно, что они до сих пор меня посещают). Я уверен, что через это проходит каждый музыкант-студент. Это сон про государственный экзамен, будто мне нужно сдавать его завтра, а я даже не знаю программу… Слава богу, что они куда-то уходят, снятся все реже и реже (улыбается).
У меня есть мечта, приобрести акустический рояль, чтобы я мог взять ноты, заново восстановить классические произведения, будь то ноктюрны или баллады Шопена, концерт Рахманинова, сонаты Бетховена, и просто наслаждаться этой удивительно волшебной музыкой.
— Скажите, есть ли в планах открыть музыкальную школу или же студию Байгали Серкебаева?
— В принципе, я давно об этом думал. Она, скорее всего, не была бы академической, а такой экспериментальной, со смешением, с поп, рок музыкой. Мне бы хотелось делиться своими знаниями с молодыми музыкантами. И это прекрасно когда ты делишься тем опытом, который ты приобрел за все это время.
Сейчас я планирую открыть конкурс-фестиваль «EmporioMusicFestbyBaigali» в Москве, где будем прослушивать молодых талантливых исполнителей, группы. Победителя мы будем отправлять в Швейцарию, на «Montreux Jazz Festival». Это прекрасный фестиваль, куда (я уверен) мечтает попасть каждый музыкант. Это прекрасная школа.
— Сейчас идет большая работа и подготовка к 16 апреля, где группа«А-СТУДИО» и симфонический оркестр под управлением Марата Бисенгалиева представят публике совершенно незабываемую и удивительную программу. Это была Ваша идея сделать такой масштабный концерт с симфоническим оркестром?
— Да, причем эта идея сделать концерт с симфоническим оркестром меня посетила давно, и, наконец, она свершилась. Мой брат Алмас сделал переложение всех наших песен для оркестра, и это удалось ему на славу. Я ему очень благодарен.
— Что Вы ждете от этого концерта, какие ожидания?
— Прежде всего, это новое дыхание, перерождение наших песен. Алмас написал фантазию для оркестра на тему наших песен, она просто прекрасна. Я уверен, что после концерта у слушателей останутся приятные впечатления. Хочется, чтобы наша музыка жила в сердце каждого человека, кому наше творчество небезразлично и ценно.
— Думаете ли Вы сделать такой же концерт с симфоническим оркестром в других странах?
— Да, конечно. Осенью планируем в Москве. Мои друзья предлагают сделать концерт в Минске и выступить с белорусским оркестром. Главное, что партитура родилась на свет, и мы можем выступать хоть где, с любым оркестром.
— Ваш девиз?
— Заниматься своим любимым делом, дарить людям радость, поддерживать, наслаждаться жизнью и никогда не унывать.
— Ваши пожелания нашим читателям, молодым музыкантам-студентам.
— Студентам желаю, чтобы больше времени уделяли учёбе, главное получить хорошее образование, пройти академическую школу. Если человек правильно распределит свое время, он успеет и хорошо учиться, и поиграть в разных бэндах для души, и сходить с друзьями в кино, и отдохнуть. Главное, чтобы был баланс. Возможность получить от педагогов опыт, знания, это настолько ценно, и оно пригодится всегда, это багаж на всю жизнь.
«Учиться, Учиться и еще раз Учиться!», как говорил Владимир Ильич Ленин.
Беседовала Диана ПАНАРГАЛИЕВА