Концерт, состоявшийся 15 февраля в Большом концертном зале КНК им. Курмангазы, продолжил уже ставший традиционным цикл органных вечеров консерватории. На этот раз он был осуществлён силами студентов класса профессора Г.Несипбаева, игравших произведения немецких композиторов эпохи барокко.
Открывали программу вечера сочинения любимого ученика И. С. Баха И. Л. Кребса: четыре маленькие прелюдии и фуги, представленные студентками второго курса Ш. Розыбакиевой и Д. Алишер (по две каждая). Несмотря на весьма незначительный стаж общения с органом – девушки начали свои занятия на этом инструменте лишь в начале текущего учебного года, – обе они на сцене большого зала чувствовали себя достаточно уверенно. Для обеих органисток были характерны яркая образность интерпретаций и выверенность исполнительских приёмов – чувство ритма и метра, наряду с агогически свободной и стильной манерой игры, ясная артикуляция, артистическая воля и темперамент.
Убедительной оказалась и выстроенная ими форма произведений, скромные объёмы которых, тем не менее, таят в себе многие «подводные камни» и «рифы», способные сыграть недобрую шутку и с более опытными музыкантами. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в этом знаменитом цикле И. Л. Кребса («Восемь маленьких прелюдий и фуг») сосредоточены в концентрированном виде все основные интерпретационные задачи и вызовы, актуальные для музыки барокко. Не случайно пьесы из этого сборника являются добротной хрестоматией для начинающих органистов и в течение длительного времени используются в качестве инструктивных во многих органных школах ближнего и дальнего зарубежья.
Игру Ш.Розыбакиевой отличали, помимо прочих достоинств, техническое качество и чистота исполнения, свидетельствовавшие уже о наличии задатков специфического органного туше и культуры прикосновения. В этом отношении вторая исполнительница – Д.Алишер, выглядела менее уверенной, так как временами не всегда справлялась с механикой инструмента, особенно при игре на копулированных (объединённых) мануалах. Тем не менее, она достойно преодолела все технические сложности в виртуозной пьесе для ножной клавиатуры – «Педальном экзерсисе» К. Ф. Э. Баха, включив её в завершение своей части программы. Касательно двух вышеназванных исполнительниц особо хотелось бы отметить также их безукоризненный внешний вид и оставивший приятное впечатление сценический этикет, который давно уже является «визитной карточкой» органного класса консерватории.
Далее в концерте звучала музыка И.С.Баха – студентка второго курса К. Параскевопуло представила публике два хорала из сборника «Органная книжица» и Партиту ми-минор (вариации на хорал). Обучаясь органной игре уже второй год, К.Параскевопуло, безусловно, обладает более широким арсеналом умений и навыков, чем предшествовавшие исполнительницы, что и позволило ей подготовить более объёмную и сложную программу. Хоралы из «Органной книжицы» являются наиболее часто звучащими произведениями Баха в концертных программах многих органистов. Поэтому, весьма непростой задачей интерпретации этих произведений становится отход от некоторых устоявшихся клише в трактовке данных миниатюр. С этими проблемами молодой органистке, на наш взгляд, удалось разобраться во всех ключевых позициях: выборе регистровки, характера движения, поиске своей интонации.
Проникновенно, в духе Адвента (Предрождества), с ясным и осмысленным голосоведением и артикуляцией прозвучал у неё открывающий сборник хорал «Nun komm, der Heiden Heiland». Во втором хорале «Herr Christ, der einge Gottes Sohn», по нашему мнению, в силу через край «перехлёстывающей» искренней эмоциональности, концертантке не удалось найти выверенный темп исполнения, из-за чего характер движения был чрезмерно быстрым, пусть и без технических потерь.
Наиболее удачной в её части программы была Партита, произведение значительное по масштабу, хотя и написанное юным Бахом. Специфической трудностью хоральных вариаций является выявление смысловых и контекстуальных связей между музыкальным материалом и соответствующей ему по смыслу станцы (куплета) хорального текста. Соответственно, этими связями определяются выбор средств интерпретации – регистровка, темп, артикуляция – в каждой отдельной вариации. Помимо этого, органисту необходимо знать и выявить архитектонику произведения, выстраивая в соответствии с ним исполнительский план. Сюда же следует отнести и проблематику игры на органе без педальной партии, которая, в силу конструктивных особенностей инструмента, является весьма непростым делом.
С этими вызовами, несмотря на незначительные технические огрехи, К.Параскевопуло справилась весьма успешно, о чём свидетельствовали и горячие аплодисменты публики.
Исполнение практически половины из заявленных в программе концерта произведений было осуществлено студентом второго курса Н.Малюховым, также занимающимся в классе органа второй год. Он сыграл Партиту до-минор И.С.Баха, Трио-сонату ре-мажор в четырёх частях Г.Ф.Телемана и Прелюдию до-мажор Г.Бёма. В Партите Баха Н.Малюхов показал себя уже зрелым музыкантом, способным не только к реализации установок преподавателя, но и проявлению самостоятельной инициативы и яркой индивидуальности. Во всех параметрах его интерпретацию данного произведения можно считать состоявшейся.
Произведения в жанре трио являются одними из самых трудных в органном репертуаре. Не случайно, практически на всех конкурсах органистов подобные сочинения, в частности Трио-сонаты Баха, включаются в первый тур состязания с тактической целью отстранения от дальнейшего участия наибольшего количества претендентов. Хотя Трио-соната Телемана и уступает баховским сонатам в объёме и степени технической трудности, тем не менее, в качестве подготовительного этапа на пути свободного владения подобного рода фактурой, когда два голоса исполняются руками (на разных мануалах), а третий – ногами на педальной клавиатуре, представляется достаточно серьёзной заявкой. Соответственно, решение профессора и студента о включении такого произведения в концертную программу, явилось, как нам кажется, достаточно рискованным шагом. Однако, в данном случае, подобный риск себя оправдал – концертант уверенно справлялся со всеми задачами во всех частях сонаты (двух медленных и двух быстрых). Отдельные неточности и несколько сырой материал финала сонаты не повлиял на благоприятное впечатление от всего цикла.
Достойным завершением концерта стала яркая, рождественская Прелюдия до-мажор люнебургского органиста и одного из непосредственных учителей И. С. Баха – Г.Бёма, все трудности которой Н.Малюхов преодолел на самом высоком профессиональном уровне.
В целом, данный концерт можно с полным основанием считать одним из самых значимых событий в культурной жизни нашего города этого месяца, чему подтверждением стало количество посетивших его слушателей, а также высокопрофессиональный уровень его организации. Так, например, концертным отделом консерватории были распространены бесплатные билеты с указанием мест, что позволило целенаправленно регулировать количество зрителей в зале без излишнего в таких случаях ажиотажа и неразберихи. Хотелось бы, отдельно поблагодарить сотрудников отдела и пожелать, чтобы данный уровень концертного менеджмента не снижался и в дальнейшем.
Адиль НЕСИПБАЕВ,
старший преподаватель КНК им. Курмангазы