10 марта в Большом концертном зале Казахской национальной консерватории им. Курмангазы прошёл сольный концерт известного казахстанского джазового пианиста и импровизатора Виктора Хоменкова. В концерте участвовали восходящие звёзды казахстанского фортепианного искусства, лауреаты международных конкурсов Жибек Кожахметова и Анна Антипина, а также любимые публикой джаз-музыканты Валерий Насибулин (бас) и Александр Кузнецов (ударные). Генеральным спонсором концерта в рамках проекта «Клуб ценителей классической музыки» является АО ФНБ «Самрук-Казына». Главной музыкальной темой вечера импровизаций стало творчество стремительно набирающего популярность казахстанского композитора Сайраша.
Имя Виктора Хоменкова в афише и его репутация первоклассного виртуоза-импровизатора гарантируют полный зал. Есть что-то неуловимо сакральное в присутствии при сотворении шедевра, в пристальном внимании к творческому процессу, проходящему на глазах зрителей здесь и сейчас. Музыкант, обладающий талантом импровизатора, – редкость, особенно для нашего времени, когда большинство исполнителей проходят через академическую школу, где во главе угла – текст, зафиксированный в нотах, где исполнитель – лишь интерпретатор, свобода которого распространяется на незначительные нюансы, а знаком мастерства считается близость к тексту, аутентичность в передаче замысла композитора.
Ведущий вечера музыковед-просветитель Юрий Аравин неоднократно подчёркивал, что В. Хоменков выносит на суд слушателей особую форму творчества, а точнее, со-творчества. Композитор предлагает исполнителю не готовый текст, а тему для размышления. Такая форма творчества гораздо ближе традиционной устной культуре, чем академической, основанной на «законсервированном» тексте. Встретившись в степи, два талантливых кюйши-импровизатора непременно вступали в тартыс – творческое общение в форме состязания. Они предлагали друг другу темы и состязались в мастерстве, разрабатывая их, украшая, развивая музыкальные идеи «соперника». Творческое сотрудничество В. Хоменкова и Сайраша в современных условиях реконструирует древние формы взаимодействия одарённых музыкантов.
Сайраш – композитор необычный. Музыка для него стала главным занятием лишь недавно. По профессии физик, значительную часть жизни он уделил бизнесу и только в последние пять лет вернулся к творческому увлечению юности. В 2014 году с выходом первой части трилогии «Қазақ елі» к нему пришла популярность, хотя за недолгую творческую карьеру Сайраш уже выпустил в сотрудничестве со многими казахстанскими и зарубежными музыкантами около 30 альбомов. Практически все они доступны для прослушивания на личном сайте композитора.
Признаюсь, перед концертом лично меня одолевали глубокие сомнения. Конечно, талант и мастерство Виктора Хоменкова вне всякого недоверия, обсуждать его можно только на его уровне языком стиля: богатая гармония, сложное контрапунктическое мышление, мастерское владение средствами академической, традиционной и джазовой музыки, почти заоблачная виртуозность, гипнотизирующий слушателя артистизм… Достоинства и стиль пианиста и композитора можно перечислять почти бесконечно. Лучше просто послушать «вживую», впечатлиться лично. Но вот какова роль Сайраша во всех их совместных композициях? На страницах интернета скептики оставляют массу комментариев в духе: «Ну вот, разбогател, теперь славы захотелось»… Тут, безусловно, есть место для скепсиса и недоверия, а значит, есть повод разобраться.
В концерте прозвучали композиции из альбомов «Миражи», «Алтай», «Тамыр», «Под небом Евразии», «Страна степей и гор» и других. Инструментальные темы Сайраша очень разные. Во многих чувствуется связь с аркинской песней. Некоторые ближе мелодике эстрадной музыки, в других слышна романтическая лирика в духе XIX века. Звучание простых и ярких мелодий в интерпретации В. Хоменкова захватывает с первой и до последней интонации. На пюпитре перед ним стояли всего два нотных листка, из которых рождался целый фантастический мир. И опять покоя разуму не даёт назойливый вопрос: где тут Сайраш, а где тут Хоменков? Кто из них главнее? Чья идея определяет композицию?
После концерта мне удалось обменяться мнениями с коллегами-музыкантами.
В.Н.: «Как Вам представленная на концерте форма творчества?».
Композитор и музыковед Балдырган Байкадамова: «Она мне очень близка, потому что истоки её уходят в народное творчество. То есть, это искусство генно связано с народной импровизацией».
В.Н.: «А Вы не думаете, что подобные формы девальвируют профессию композитора?»
Б. Байкадамова: «Ни в коем разе. Это только обогащает профессию композитора. Творчество прекрасно в его многообразии!»
Музыковед и критик Лилия Газизова: «Форма интересная, и для Казахстана, на мой взгляд, перспективная. У нас много творческих людей. Возможно, появятся и другие творческие тандемы, не только Хоменков – Сайраш».
Владимир Поляков, гитарист и композитор: «Мы получили позитивный заряд. “Живые” концерты редко происходят в Алматы. А вообще, мне тяжело судить объективно, поскольку я тоже сотрудничаю с Сайрашем. Но общие впечатления очень приятные!»
Музыковед, ведущий Ю. Аравин: «В современных условиях композиторское, исполнительское творчество, творчество аранжировщика тесно сплетаются! В данном случае это было воочию зримо: темы Сайраша настолько яркие, настолько вдохновляющие, что невозможно не работать на этом тематизме. В процессе джазовой импровизации В. Хоменкова это чувствуется. Сайраш интересен многогранностью: с одной стороны – это лирика, с другой – эпическая широта. В его темах уже заложено развитие. Не случайно оркестровщики сразу это улавливают. То есть, это новая форма коллективного творчества – композиторского и исполнительского в тесном союзе».
Скромным слушателем в зале присутствовал и сам Сайраш.
В.Н.: «Что Вы можете ответить скептикам?»
Сайраш: «У нас свободная страна, и каждый может проявить себя как хочет. Я был бы только рад, если бы кто-то проявил себя подобным образом. Но пока я один».
В.Н.: «А Вы чувствуете связи с корнями?»
Сайраш: «Конечно. Я очень интересуюсь историей своего народа. В прошедшем году я выпустил альбом из трёх дисков под названием “ Қазақ елі ”, где вся история казахского народа представлена в моей творческой интерпретации. Концерт-презентация состоится 22 мая. Приходите!»
И, наконец, мне удалось со своим вопросом обратиться и к самому Виктору Хоменкову:
В.Н.: «Кого же в прозвучавших композициях больше: Сайраша или Вас?».
Виктор ответил очень практично и рассудительно: «Смотря как рассматривать форму: по времени звучания тридцать на семьдесят; по объёму звучания – чуть меньше, всё-таки у Сайраша только мелодия».
В.Н.: «Я видела у Вас на пюпитре ноты…».
Виктор: «Мелодии Сайраша не джазовые, для меня тяжело запоминаются. Я ставлю их как шпаргалки-направления».
В.Н.: «Вам интересно работать с Сайрашем?»
Виктор: «Безусловно. Любой опыт интересен. Его мелодии, ритмы, гармония совсем не джазовые, и даже не классические. Они ближе, наверное, к эстрадным. Интересно с ними работать, “сломать”, приспособить к джазу».
Вот так… Действительно, идеи Сайраша стали для Виктора своего рода творческим вызовом. В этом и интерес для исполнителя, для слушателей, для автора. Эдакий кюй-тартыс XXI века! Так кто же тут всё-таки главный? Я ушла с концерта с твёрдым убеждением, что главный – слушатель. Потому что именно ему отведена роль судьи. А если не верите, проверьте на личном опыте. Следите за афишами!
Валерия НЕДЛИНА, музыковед