Ежегодное проведение по линии министерства культуры и спорта Казахстана Республиканского конкурса «Тауелсіздік толғауы», который содействует созданию новых драматических, музыкальных произведений, раскрывающих историческое значение и становление независимости Республики Казахстан, стало хорошей и плодотворной традицией. Как пишут организаторы этого творческого мероприятия, основная миссия конкурса – это поддержка художественной интеллигенции, пополнение и обновление исполнительского репертуара, наконец, что не менее важно, – приобщение широкой слушательской аудитории к современной музыке, воспитание художественного вкуса и любви к национальной культуре.
В этом году конкурс«Тауелсіздік толғауы» проводился по следующим номинациям:1) лучшее музыкальное произведение крупной или малой формы, посвященное деятелям Алаш Орды, написанное для народного, симфонического и камерного оркестра, хора; 2) лучшая пьеса для театров, посвященная семейным ценностям; 3) лучшее драматическое произведение для кукольных театров; 4) лучшее произведение ремесла. Что касается состава жюри, то в него входили представители государственных органов и известные деятели культуры и искусства Казахстана.
Лауреатами конкурса «Тауелсіздік толғауы» в номинации «лучшее музыкальное произведение крупной или малой формы, посвященное деятелям Алаш Орды, написанное для народного, симфонического и камерного оркестра, хора» стали композиторы Хабибула Сетеков – 1 место, представивший симфоническую поэму «Ман хайат »; Ильяс Ходжабеков –2 место, за пьесу для струнного оркестра «Пробуждение»; Али Алпысбаев – 3 место, произведение для народного оркестра. Награждение лауреатов и вручение премий прошло 11 декабря 2017 года в Астане в Конгресс холле, после которого состоялся концерт из произведений лауреатов конкурса, дирижеры Ернар Нуртазин и Айткали Жайымов заслуженный деятель РК.
Нас, консерваторцев, радуют в первую очередь успехи молодого композитора, магистранта КНК им. Курмангазы Ильяса Ходжабекова(класс Заслуженного деятеля РК, доцента Б. Дальденбай), с которым нам удалось побеседовать сразу же после конкурса.
— Искренне поздравляю Вас, Ильяс, с огромным успехом. Расскажите о Ваших ощущениях от исполнения вашего произведения в зале Конгресс холла на концерте лауреатов конкурса.
— Как и для любого композитора, услышать свои идеи, воплощенные в звуках, – это огромнейшее событие и счастье, которые трудно описать словами. Впрочем, как и самая большая трагедия для творца – не услышать исполнение своего сочинения. История музыкального искусства пестрит страницами, наполненными радостью, особым приподнятым состоянием композиторов по поводу премьеры. Имеются и печальные страницы, например, связанные с судьбой Антона Брукнера, получившего возможность услышать свои симфонии лишь на закате жизни, или Чарльза Айвза, вообще не слышавшего исполнения созданных им симфонические полотен.
Для меня участие в этом конкурсе, с одной стороны, явно послужит действенным импульсом для реализации новых замыслов, создания следующих партитур. С другой, возможностью проанализировать имеющиеся допущенные мной отдельные просчеты, понять причину неорганичного, на мой взгляд, звучания в Большом зале раздела, написанного с использованием современной композиторской техники.
— Расскажите о своем произведении, которое было представлено на конкурс.
— Пьеса называется достаточно символично – «Пробуждение». Она написана в 2013 году, и посвящена100-летию Алаш -Орды, сыгравшей, как известно, большую роль в истории нашего народа.
— Наряду с Вашим сочинением, исполнялись произведения других авторов, Ваши впечатления.
— Я бы выделил симфоническую поэму Хабибулы Сетекова. Это талантливый и опытный композитор, имеющий в своем багаже произведения, написанные в разных жанрах. Впечатление усилено тематикой: поэма посвящена композитором памяти любимого брата, но отличающееся светлой лирикой, задушевным звучанием. Особенно отмечу выразительность главной темы в проникновенном звучании струнных инструментов, позволяющей провести аналогию с лучшими образцами советской классической лирики.
— Над чем Вы сейчас работаете?
— В магистратуре под руководством Б. Дальденбая работаю над симфонической картиной. Выбор этого жанра не случаен. В творчестве отечественных композиторов разных поколений большое внимание уделяется таким жанрам, как симфония, увертюра, симфоническая поэма, симфонический кюй. Что касается музыкальной картины, то к этому жанру обращаются в основном композиторы старшего и среднего поколений. На сегодняшний день создано 20 симфонических картин, среди которых выделю «Степь» Б. Джуманиязова, «Мерген» М. Сагатова, «Голубой минарет» С. Еркимбекова, «Ауыл Табиғаты» Е.Умирова, которые, на мой взгляд, можно расценивать не только как творческую удачу этих авторов, но и как высокохудожественные произведения в этом жанре.
Лично для меня обращение к музыкальной картине обусловлено, не только возможностью претворения завоеваний русских, европейских композиторов в этом жанре, но и инструментального опыта казахской музыки, я имею ввиду как народные кюи, так и произведения знаменитых кюйши – Курмангазы, Даутеткерея, Таттимбета, Сейтека, Ыхласа, Сармалая, а также возможностью достижения симбиоза этих пластов.
— Могли бы Вы сформулировать Ваше творческое кредо?
— Вряд ли мой ответ будет оригинальным, так как мой лозунг – стремиться экспериментировать, рисковать, не бояться ошибок, неудач, сомневаться. Только так можно найти верные ориентиры, свой путь в жизни и искусстве. В памяти моей ярчайший путь Чохана Валиханова, сложнейший в смысле выпавших испытаний, препятствий, трудностей, трагический, так был очень короток, но богатейший по содержанию, в прямом смысле слова, наполненный эпохальными открытиями как ученого, историка, этнографа, фольклориста.
— Давайте поговорим на тему о сложности ситуации, в которой находится как современный творец, так и современный слушатель. В существующих реалиях, когда ритм жизни стал намного динамичнее, а поток информации, благодаря научно-техническому прогрессу, буквально обрушивается на современного человека, который вынужден слушать произведения не только культуры, но и так называемой «антикультуры. Напомню, что Луиджи Ноно такую ситуацию называет «массификацией слуха», а Евгений Назайкинский дает этому явлению определение еще более жесткое, называя просто «шизофонией», отмечая при этом деформацию восприятия.
— Вы правы. В реалиях сегодняшнего дня в сложных условиях оказывается не только композитор, но и слушатель. Современный человек буквально вынужден каждодневно «поглощать» в огромнейшем количестве музыку, причем, разную, которая звучит в пространстве. Выделю широкое распространение особенно среди молодежи технических средств для прослушивания музыки – планшеты, смартфоны, которые также способствуют акустическому загрязнению окружающей среды. Не случайно современные композиторы, создают произведения, призывающие послушать природу, прислушаться к тишине, пению птиц, шелесту листвы, к музыке воды.
— Ваше отношение к Новой музыке. Этот вопрос закономерен, поскольку большая часть наших композиторов сочиняет музыку академической направленности, исключением на сегодняшний день представляет только творчество Санжара Байтерекова. Речь идёт о музыке, которая, как говорил А. Шёнберг, «оставаясь музыкой, во всем самом существенном отлична от музыки, сочиненной до сих пор, выражающей нечто, что до сих пор в музыке еще не выраженное, достойно представляющей то, что в высоком искусстве никогда еще не было представлено».
— Увы, современная музыка у нас не в почете и это объясняется многими причинами. Это и недостаточное освоение и пропаганда художественных достижений музыки ХХ – начала ХХI века; и уровень многих исполнителей, нежелание играть произведения современных авторов; и существующая репертуарная политика театра, филармонии; неподготовленность слушателей к восприятию современной музыки. Почему бы концертным организациям не принять европейский опыт, когда на концерте слушатели, наряду с классической музыкой, в обязательном порядке услышат опусы современных композиторов.
Сложившуюся ситуацию надо менять, и шаги в этом направлении уже имеются. Я имею в виду проведение в Алматы ежегодного фестиваля современной музыки, предоставляющего возможность познакомиться как с произведениями мэтров современной музыки, ставших уже классическими, так и только созданными композициями. Движением на встречу с современной музыкой рассматривается создание Санжаром Байтерековым в Алматы, на базе нашей консерватории ансамбля современной музыки «Игеру», концерты которого с огромным успехом прошли в Казахстане, Киргизии.
— Что Вы пожелаете начинающим композиторам, выбравшим далеко по -прежнему не престижную, но благородную профессию.
— Прежде всего, надо искать свою линию, нехоженные тропы, так как нет готовых путей. Интересно, что Л. Ноно, фактически в конце своего пути пишет два произведения. Это – оркестровая композиция «Нет дорог, надо идти» и пьеса для двух скрипок – «Надо идти, мечтая», которые можно трактовать и как напутствие нам, молодым композиторам.
Интервью провела Т. К. ДЖУМАЛИЕВА,
главный редактор «Новой музыкальной газеты»