12 ноября 2012 года в Большом зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоялся концерт оркестра казахских народных инструментов Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Он был запланирован в ряду концертов, проведенных КНК в разных городах России осенью нынешнего года. Один из них прошел в Петербурге, два других – в Москве. Они стали возможными благодаря приглашению директора Мариинского театра, главного дирижера симфонического оркестра, народного артиста России В. Гергиева, а также ректоров Московской государственной консерватории им. П. Чайковского и РАМ им. Гнесиных профессоров А.С. Соколова и Г.В. Маяровской.
Такой творческий отчет со времени получения Казахстаном своей независимости проводится впервые. Его можно рассматривать как важное событие в культурной жизни двух дружественных государств – Казахстана и России в условиях XXI века.
10 ноября в концертном зале Мариинского театра в Петербурге с большим успехом прошел концерт студенческого симфонического оркестра под управлением дирижера, лауреата международных конкурсов К.Омарова. В нем приняли участие ректор КНК им. Курмангазы, народная артистка РК, профессор Ж.Аубакирова, органистка Ж.Хидуанова, а также этно-фольклорная группа «Туран». В этот же день он был показан по онлайн трансляции на сайте Мариинского театра.
Эстафету продолжили студенты факультета народной музыки КНК им. Курмангазы. В концерте приняли участие оркестр казахских народных музыкальных инструментов (дирижер, лауреат международных конкурсов А.Жудебаев), этно-фольклорная группа «Туран», певцы кафедры народного пения с композицией «Ән-шашу» («Праздник песни»), домбристы оркестра, показавшие тартыс («состязания инструменталистов»).
С приветственными словами перед слушателями выступили руководители РАМ им. Гнесиных и КНК им. Курмангазы – заслуженный деятель России, профессор Г.В. Маяровская и народная артистка РК, профессор Ж.Я.Аубакирова. Они отметили имеющиеся достижения и обозначили перспективы в развитии сотрудничества между двумя крупнейшими музыкальными вузами России и Казахстана.
Программа концерта оказалась насыщенной и разнообразной. Здесь были представлены образцы казахской народной и профессиональной музыки прошлого и настоящего. Среди них домбровые и кобызовые кюи в оркестровой обработке (Курмангазы «Серпер», «Балбрауын», «Сарыарка», Ихлас «Жез киик»), произведения профессиональных композиторов РК, адаптированные и специально созданные для оркестра народных инструментов (А. Жубанов Фантазия на темы из оперы «Абай», М.Тулебаев симфоническая поэма «Той», Б. Джуманиязов кюй-поэма «Серпин», К. Кумисбеков «Вальс», Н. Тледиев поэма «Махамбет», К. Ахмедьяров «Нургиса», А. Жаимов «Ереул атка ер салмай» и др.).
В репертуаре были охвачены произведения разных поколений композиторов, от тех, кто стоял у истоков становления современной музыкальной культуры Казахстана в начале ХХ века (А.Жубанов, М.Тулебаев), до наших современников (Б.Джуманиязов, К.Кумисбеков, Н.Тлендиев, а также К.Ахмедьяров, А.Жаимов).
Оркестр казахских народных инструментов факультета народной музыки (декан – профессор К.Сахарбаева) по праву принадлежит к одному из лучших музыкальных коллективов в республике. Он является не только флагманом национальной консерватории им. Курмангазы, но и связующим «мостом» между прошлым и настоящим казахской музыкальной культуры. В его деятельности ощущается преемственность исполнительских традиций. На протяжении ряда лет оркестром руководили известные музыканты-дирижеры (доц. Ж.Бегендиков, проф. А.Жаимов и др.), с 2009 года его возглавляет А. Жудебаев, выпускник КНК им. Курмангазы. В последние годы заметно возрос уровень профессионального мастерства коллектива, расширился репертуар, появилась возможность гастролировать не только в республике, но и за ее пределами (Китай, Турция, Германия).
На сцене РАМ им. Гнесиных студенческий оркестр казахских народных музыкальных инструментов выступил впервые и, надо сказать, вполне успешно. Он продемонстрировал слаженность игры, музыкальность, тонкое чувство вкуса. Не только эффектные (кюи Курмангазы, Тлендиев «Махамбет», К.Ахмедьяров «Нургиса» и др.), но и редко исполняемые произведения (Б. Жуманиязов «Серпин») звучали необычайно свежо, эмоционально, на подъеме.
Мелодичностью, полнотой звучания отличались пьеса К. Кумисбекова «Вальс», попурри на темы из оперы А.Жубанова «Абай». В кюе Ихласа «Жез киик» удалось подчеркнуть тонкость нюансировки, выпуклость динамических оттенков.
Д.К. Кирнарская, доктор искусствоведения, проректор РАМ им. Гнесиных: Все профессора факультета народной музыки Академии музыки им. Гнесиных, бывшие на концерте (и декан В. Васильев, и Р. Белов, и Н. Липс и многие другие) отзывались об оркестре народных инструментов с восхищением и восторгом. Это свежая музыка, свежая струя! Это рождает такой энтузиазм, такой отклик, что кажется, что свои прежние вкусы готов выбросить на помойку, что тебе уже больше ничего не надо и ты готов целыми днями слушать «Туран». Жалеешь обо всём – о своём академическом образовании, о своём возрасте, всей душой устремляясь к этой встрече с природой, с чистой энергией искусства.
Современная городская жизнь в каменных мешках, эти крохотные квартирки, эта всеобщая клаустрофобия абсолютно противоположны состоянию света, простора, избытка пространства, которое ошеломляет в казахской музыке, излечивая от всех мрачных состояний. Не говоря уже об энергии исполнителей, которые просто дышат воздухом традиции! Всё это смешивается с образом Казахстана – такого растущего азиатского тигра, который просто на глазах набирает скорость, и музыка – её буквальное выражение.
Драматургия концерта была четко выстроена как в целом, так и в деталях. Оркестровые номера чередовались с «сольными» выступлениями – этно-фольклорной группы «Туран», певцов кафедры народного пения, а также домбристов, участников тартыса.
Открытием концерта стала этно-фольклорная группа «Туран». В ее творческой деятельности нашли отражения некоторые новые веяния, ощутимые в последние годы в музыкальной жизни центрально-азиатского региона. Они связаны с особым интересом к общетюркским музыкальным истокам, использованием старинных казахских инструментов, таких как шан-кобыз (тип варгана), сыбызгы (тип продольной флейты), жетыген (тип цитры), шертер (трехструнный инструмент), даулпаз (ударный), бубен и др. Все участники группы владеют несколькими музыкальными инструментами, а один из них (А.Арыкбаев) – горловым пением. Несмотря на свою молодость, этно-фольклорная группа «Туран» выпустила свой первый CD альбом, с большим успехом ребята выступили в США, Германии и других странах мира.
В исполнении группы прозвучали кюй Тленди «Акку» и композиция «Казак ели». Удачной оказалась ансамблевая обработка народного кюя, в которой вполне реалистично воссоздан образ лебедя, воспроизведены звуки окружающей природы, включая журчание ручья. В результате получился образец вполне в духе так называемой ландшафтной музыки, весьма популярной в мире, особенно в западно-европейских странах.
Театральные черты присущи и композиции «Казак ели», построенной в более свободной форме. Наряду с инструментальными фрагментами, в неё включен и речевой компонент, а также жыр Махамбета «Мен, мен едим» на низком горловом звуке. Оригинальное сочетание музыкального и поэтического, умелое использование народных инструментов, необычные звучания, в особенности звукоподражательная магия кыл-кобыза (исп. М. Медеубек), покорили слушателей, вызвали бурю оваций.
Успешно выступили и певцы кафедры народного пения, лауреаты республиканских конкурсов: Г.Жаймаханова, Э.Карабалина, Ж. Маясаров, Н. Асханов. Они представляли народно-песенные (жетысуйская, аркинская) и эпические (кзыл-ординская) традиции казахов. Хотя каждый из них спел по одному шумаку (куплету) или строфе из песни и эпоса, тем не менее, это позволило составить общее представление об их богатстве и стилевом разнообразии. Звонкие, полетные голоса, традиционная исполнительская манера выгодно отличали выступления казахских певцов.
На наш взгляд, изюминкой концерта стал тартыс четырёх домбристов, лауреатов республиканских и международных конкурсов – Н. Тажекенова, Е. Жаменкеева, А. Тлепбергенова и А. Жудебаева. Речь идет об одной из традиционных форм музицирования у казахов, в прошлом весьма популярной. При этом, один музыкант начинает пьесу, другой – ее продолжает, третий – завершает. Ребята показали знание репертуара, прозвучали фрагменты из кюев Курмангазы «Торемурат», «Балбрауын», «Кероглы», Есбая «Богелек», М. Оскембаева «Жанылтпаш» и др. Они продемонстрировали разные манеры игры: от серьезной до звукоизобразительной («кол ойнату»), включая цирковые трюки. Слушателей поразили виртуозное владение инструментом, подкупили непосредственность и артистизм исполнителей. Своей игрой они завели весь зал. Особенно эффектным был переход от сольного к оркестровому звучанию кюя Курмангазы «Сарыарка», которым фактически и завершился концерт.
Все присутствующие на нем получили большое удовольствие от соприкосновения с казахской музыкой, они во всей полноте ощутили ее красоту и своеобразие, с восторгом восприняли исполнительское мастерство молодых музыкантов.
Такой ошеломляющий успех вполне закономерен. С одной стороны, он характеризует возросший статус КНК им.Курмангазы – одного из ведущих образовательных и концертно-просветительских центров Казахстана, с другой, отражает культурные достижения современного суверенного государства.
Особую гордость испытали казахстанцы, временно и постоянно находящиеся в Москве: студенты столичных вузов, научные работники, гости, в том числе и представители посольства РК в России, присутствовавшие на концерте. В звучании казахской музыки они уловили своё родное, знакомое, близкое сердцу каждого, и на короткое время очутились у себя на родине.
Хотелось выразить сердечную благодарность всем участникам концерта за устроенный ими праздник казахской музыки, который запомнится надолго, и пожелать им, исполнителям, творческим коллективам КНК им. Курмангазы, новых свершений.
Сауле УТЕГАЛИЕВА, канд. искусствоведения, профессор