Марат Сутюшев – композитор, теоретик музыки, председатель Карагандинского филиала Союза композиторов Казахстана, участник международных форумов композиторов, преподаватель и концертмейстер колледжа искусств им. Таттимбета и детской музыкальной школы, лауреат премии акима области.
В процессе подготовки к олимпиаде для учащихся специальности «Теория музыка» мой педагог и я долгое время не могли выбрать романс. Хотелось подойти к проблеме неформально, и мы решили обратиться к Марату Сутюшеву. Он откликнулся, написал для романс «Махаббат бұлығы». Этот романс мне очень понравился, и я решила познакомиться с творчеством композитора ближе. В беседах он охотно отвечал на многие мои вопросы. В первую очередь меня интересовало, как он пришёл в музыку.
Своё первое значительное произведение Марат Сутюшев написал в 14 лет, будучи учеником специализированной музыкальной школы. «Песня об Ашхабаде», сочинённая специально для конкурса, посвящённого 50-летию образования СССР, была исполнена хором и записана на телевидении. После такого успеха Марат начинает профессионально заниматься композицией под руководством Александра Николаевича Рудянского. Он пишет свои первые инструментальные произведения – фортепианные миниатюры, знакомится с тембральными возможностями фортепиано, получает первые навыки импровизации и записи музыкальных произведений, изучает музыкальные формы. Большое влияние на становление Сутюшева как композитора. оказали преподаватели специализированной музыкальной школы Александр Петрович Ваннер (музыкально-теоретические дисциплины), Э.Э. Шмидт, Тамара Леонидовна Сметанина. Также в это время происходило становление М.Сутюшева как пианиста и концертмейстера: он часто аккомпанировал певцам, инструменталистам, хору, что значительно обогатило его знания и способствовало формированию стиля. Уже на раннем этапе его произведения отличает стремление к красочности гармонии и фактурному разнообразию в произведениях разных жанров.
В 1973 по 1976 годы в систематических занятиях музыкой случился перерыв. Марат Сутюшев закончил среднюю школу, активно увлекался литературой, историей, химией и даже посещал факультатив по химии, ему это было интересно. Параллельно с этим принимал участие во всех школьных конкурсах, организовал школьный ансамбль, играл в нем на клавишных инструментах, делал аранжировки. Это был его первый опыт общения с эстрадной музыкой.
В 1976 году Сутюшев поступает в Карагандинское музыкальное училище, на дирижерско-хоровое отделение в класс ведущего хормейстера г. Караганды, Владимира Фёдоровича Пилипенко. Новое направление в получении образования оказалось очень полезным: работа с хоровыми партитурами, пение многоголосных произведений способствовали развитию профессионального музыкального слуха.
В творческом плане этот период напрямую связан с клубом самодеятельных композиторов, существовавшим с 1975 года при Дворце культуры горняков.
Его руководителем был Лев Николаевич Бульин – тромбонист и теоретик, активно сочинявший музыку, сумевший объединить людей разных профессий, любящих музыку. В клубе композиторов Марата привлекала, прежде всего, возможность исполнять свои произведения, а также принимать участие в обсуждениях сочинений других авторов. В этот период появляются первые пьесы из «Детского альбома», Первая часть сонатины, «Ноктюрн», «Прелюдия» для фортепиано, песни, хоровые миниатюры в том числе «Вечер» на стихи Г. Табидзе, «Первая борозда»; цикл пьес для флейты и фортепиано. В это же время написана музыка к сказке В. Устиновой «Рыжий, честный и влюблённый», которая была исполнена отдельными номерами в концертном варианте.
Во время службы в армии Марат играл в военном оркестре на духовых инструментах.
С 1981 по 1983 Марат учится на теоретическом отделении, параллельно работает преподавателем и концертмейстером в Детской музыкальной школе. Именно в этот период окончательно сформировалось желание обучаться в дальнейшем композиции.
С 1983 по 1988 продолжает учёбу в Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, как музыковед и композитор в классе Ю. Юкевича. Творческой удачей молодого композитора стала его дипломная работа – «Вариации для скрипки и фагота», прозвучавшие в исполнении Владимира Дранчука и Кобыза Садуакасова, чьей памяти в дальнейшем это произведение было посвящено. В этот период написаны цикл детских песен, а также ряд песен на стихи карагандинских поэтов
Вот уже 25 лет в сфере творческих интересов композитора находится театральная музыка. С 1990 года началось его сотрудничество с областными театрами. Написана музыка ко многим спектаклям для театров им. Станиславского, им. Сейфуллина и Темиртауского ТЮЗа.
В настоящее время Марат Сутюшев – это сложившийся мастер, с яркой самобытностью стиля, самостоятельностью музыкального мышления, чья требовательность, прежде всего, к самому себе, является стимулом к неустанному поиску новых идей и замыслов. Совмещая композиторскую деятельность с преподавательской работой в музыкальной школе и колледже искусств, активно сотрудничая с творческими коллективами города и области, выполняя большую общественную работу он, тем не менее, находится в отличной творческой форме.
Наиболее ярко дарование Сутюшева проявилось в произведениях, посвящённых детской тематике. Многолетний опыт работы с детьми способствовал появлению на свет многочисленных инструментальных произведений, песен, хоров, замечательной оперы-сказки «Федорино горе», фортепианного цикла «Детский альбом». В них автор мастерски отображает мир глазами ребёнка.
Разнообразна тематика его последнего сборника фортепианных пьес. Раскрывая тончайшие оттенки настроений, композитор сочетает психологические картины с пейзажными и бытовыми зарисовками. Здесь и лирическое, с элементами мягкого юмора «Скерцо», контрастная созерцательно-драматическая пьеса «Рауан», меланхоличный, полный романтических грёз «Вальс воспоминание».
Особый интерес представляют переложения для фортепиано в четыре руки фрагментов опер классиков казахской музыки: Е. Брусиловского, Г. Жубановой, К. Кужамьярова, сделанные талантливо и с большим вкусом. Оперная музыка звучит, в основном, только в оперных театрах, а М. Сутюшев представил концертную версию отдельных номеров этого жанра. Он руководствовался, прежде всего, практической целью – пропагандой музыки великих мастеров. Своими творческими переложениями автор вдохнул новую жизнь в элитный жанр, сделав его общедоступным.
Камерно-инструментальная и симфоническая музыка композитора разнообразна по жанрам и образному содержанию. Увертюра «Фиеста» для эстрадно-симфонического оркестра, пронизанная динамичными ритмами латиноамериканских танцев, вводит в атмосферу безудержного праздничного веселья. Пьеса «Жаңа күн» рисует картину пробуждающегося города.
Произведения композитора исполняются на различных конкурсах, международных форумах, музыкальных фестивалях. В Караганде и Алматы симфоническим оркестром под управлением Толепбергена Абдрашева были исполнены «Три инвенции для оркестра», «Экспромт» для скрипки и фортепиано, «Каприччио» для саксофона и фортепиано, они вошли в программу областного и республиканского конкурсов юных музыкантов. Эти произведения отличает изящество мелодии, изысканность гармонии и формы, высокий этический настрой.
Творческий поиск композитора М. Сутюшева продолжается. Познакомившись с небольшой частью его произведений и собрав много материала, я поняла, что он очень интересен как композитор, как педагог, как человек. Работу над изучением его творчества я хочу продолжить.
Сабина ЕРМАКАЛИЕВА, студентка 4 курса теоретического отделения
Колледжа искусств им. Таттимбета, г.Караганда
Руководитель: Марина Сергеевна ИСАЕВА