14 марта исполнилось 80 лет народной артистке России, профессору класса арфы Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Эмилии Москвитиной. Накануне в Большом зале консерватории состоялся концерт, посвящённый юбилею «золотой арфы России».
Эмилия Москвитина, Владимир Федосеев и ректор МГК имени П. И. Чайковского Александр Соколов
О возрасте женщин говорить не принято. Однако цифра 80 особенно достойна уважения и восхищения, когда она относится к творческой жизни музыкантов-исполнителей. Эмилия Москвитина известна далеко за пределами страны, и зарубежные критики восхищённо называют её не иначе, как «золотая арфа России». Практически вся жизнь отдана музыке, любимому инструменту и ученикам. И лучшим подарком к юбилею конечно же стал концерт на сцене Большого зала консерватории с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, солисткой-арфисткой которого Эмилия Андреевна является с 1987 года.
Правительственные поздравительные телеграммы, торжественные речи — это престижно, заслуженно, однако казённые фразы вряд ли по-настоящему греют душу. Всё равно для истинного Музыканта самым ценным было и будет внимание слушателей, а также уверенность в том, что заложенные исполнительские традиции не только не угаснут, но будут передаваться новым поколениям. Видимо, именно поэтому на юбилейном концерте в Большом зале консерватории было много детей. Большинство из них можно назвать музыкальными «внуками» народной артистки: ученики прославленного педагога приводят своих учеников, чтобы те ещё яснее понимали, к каким вершинам мастерства нужно стремиться.
В амфитеатре же был совсем необычный слушатель. Мальчик на вид около четырёх лет не давал покоя сидящим рядом: пытался дирижировать в такт над головами нижнего ряда, порывался ходить под «Испанское каприччио» Николая Римского-Корсакова. Но стоило зазвучать Adagietto из Симфонии №5 Густава Малера, ребёнка словно подменили: он застыл у бортика амфитеатра и завороженно слушал проникновенный диалог арфы и оркестра. Сюита из «Спящей красавицы» в редакции Владимира Федосеева, который в тот вечер стоял за дирижёрским пультом, тоже пришлась по вкусу маленькому слушателю. Восхищенно замирая под переливы арфы, он тонко реагировал на смену частей и темпов и потом старательно аплодировал. Зато во втором отделении мальчуган под ритмы «Серенады солнечной долины» Гленна Миллера и концертной фантазии арфы с оркестром «Шервудские зонтики» Мишеля Леграна совсем расшалился, стал бегать по проходу, вызывая неудовольствие и негодование у большинства взрослых слушателей. Но ведь в этой музыке как раз и отсутствует пафос, композиторы не ставили цели погружать окружающих в медитативное состояние — совсем наоборот!
Мальчишке и сопровождавшей его бабушке после окончания концерта досталось от возмущённых соседей, мол, зачем надо было приводить ребёнка на концерт. Но взрослые не поняли, какое колоссальное событие произошло в жизни этого маленького человечка! Выяснилось, что хулиганистого четырёхлетнего слушателя впервые привели на концерт в Большой зал консерватории и он уже знаком с разными музыкальными инструментами.
Вы только представьте, в биографию формирующейся личности уже навсегда вписан концерт таких величин, как Эмилия Москвитина и Владимир Федосеев. И ведь одно дело играть для взрослых профессионалов, и совсем другое — покорить непоседливого ребёнка, который ещё даже не знает ни одного жанра, ни фамилий композиторов, медленной частью симфонии Малера. Это и есть, наверное, высшая, редко кем достигаемая ступень мастерства, уникальный исполнительский дар, помноженный на огромный жизненный опыт и безграничную человечность. Детская душа облучилась музыкальными переживаниями, получила новый импульс в своём развитии — маленькое зёрнышко рано или поздно прорастёт. В этом и заключается непрерывная эстетическая связь поколений, в этом и есть основа построения духовно здорового общества. То, ради чего изначально было призвано служить настоящее искусство. А концертный зал—единое пространство, где Мастерство воспитывает Детство.
Юлия Белоус
Фото предоставлены пресс-службой БСО имени. П. И. Чайковского
В материале также использованы фото Юрия Покровского