Потрясающий концерт!
Он конечно был разным. Первое отделение для меня звучало никак, даже не разбирала кто, где и что, музыка не трогала. Лишь, где-то, в одном месте, когда громкость повысилась, оркестр прозвучал прекрасно, чисто, тонус сравнялся , все инструменты слились в единый монолит, что всегда весьма приятно слушать, пусть даже если это длится секунд пять. Маленький островок счастья.
Но второе отделение! Это было нечто невероятное, что я не переживала за последние три года!
Начало второго отделения. Прозвучало произведение Альфреда Шнитке, Моцарт а-ля Гайдн. Это был номер! Да, они облегчили восприятие неподготовленного слушателя. Произведение обыграли ярким представлением, которое оправдывало самые непонятные части мелодии, отвлекая внимание слушателя на перемещение музыкантов. Это вызывало у меня улыбку и добрый смех, и даже местами благодарность за проявленную таким образом заботу о неподготовленном слушателе. Ибо, когда мысленно проиграла в голове сценарий, где исполняют это произведение без отвлекающих маневров, наверное удержать в зале слушателей было бы сложной задачей. Номер был прекрасным творческим актом! Брави!
А вот дальше прозвучал Арво Пярт. Fratres, пробудивший во мне, то тонкое и глубокое восприятие музыки, которое я так давно не испытывала. Здесь надо отдать должное Пярту. Он словно открыл тайный код музыки, заставляющий человека погружаться в собственные глубины, к моменту чистого сознавания…
Контрабас, звучащий на протяжении всего произведения на низких тонах, был основой, объединившей в себе все инструменты ансамбля. Мощные вибрации контрабаса пронизывали, этот эффект словно открывал моё тело для восприятия музыки физически изнутри, и в этот момент высокие ноты скрипки протекали сквозь тело, скользя легко как по гладкой поверхности. Заметила удивительную деталь, это легкое скольжение высоких продолжительных нот возможно только при условии полной открытости сознания к происходящему. Здесь имеет место быть полное доверие музыкантам, следовать за их звучанием без страха, тогда, когда звук чист, полотно музыки целостное, наполненное эмоциями, с осмысленным содержанием. Как только в звучании возникает малейшая погрешность, не важно, в чем она выражена, грязь ли, разъехались по нотам, много чего, вплоть до мироощущения музыканта себя на сцене, сознание закрывается и уносится от музыки, возвращаясь в мир мыслей о бренном житии. Изменит ли меня эта деталь? Хотелось бы.
Далее, произведение Сильвестрова Серенада для скрипки соло и Пелецис Blossoming Jasmine для скрипки, вибрафона и струнных [2007] прекрасно ложились на слух, на подготовленную Арво Пяртом почву.
Моцарт же, Serenata notturna для струнных и литавр, in D, kv 239 [1787], дался мне очень тяжело, было много грязи. Да, концерт был не ровным, но очень ярким!
Назар Кужухарь, скрипка, дирижер — еще одно ярчайшее событие концерта! Дирижируя Камератой в первом отделении, он желал вытащить из музыкантов то чем обладает сам — эмоциональность, сила убежденности, мощность, — но не обнаруживал в оркестре энергии равной себе.
Во втором отделении солист присоединился к оркестру. Играя на скрипке вместе с оркестром, глыба Кожухарь, дабы уравновесить силы противопоставлял себя большей массе музыкантов, но и это не спасало. Стоя справа со скрипкой, играя и дирижируя одновременно, в ряду нескольких музыкантов напротив смычковой стены из 12-14 музыкантов, Кожухарь, накрывал собой всю сцену, овладевая вниманием слушателя всецело!
Не ускользнуло от взора вовлеченность и самоотдача Камераты.
Спасибо Камерате за Назара Кожухаря! Спасибо за Арво Пярта Fratres!
Благодарность всем и всему что происходило сегодня! Брави!
Жанар РАКПАРОВА
#музыкадлянезнатока #АрвоПярт #Камерата #CamerataKazakhstan #НазарКожухарь