Памяти Асии Сейткалиевны Карамендиной
Асия Сеиткалиевна была человеком высокой интеллигентности, принципов и идеалов. Получив прекрасное образование в Алматы (тогда Алма-Ате) и Москве в благополучные годы, начав преподавание в Алма-Атинской консерватории, имеющей свои традиции и историю, она не изменила музыке и педагогике ни в «лихие» девяностые годы, ни позже.
Конец ХХ века был ознаменован утратой внимания и уважения к классической музыке в широких массах людей. Обесценился и сам статус интеллигента, подвергаемый сомнениям на протяжении почти всего Двадцатого века. Асия Сеиткалиевна всегда дорожила этим статусом. Она желала нести молодёжи знания, пропагандировать всё лучшее, что дала музыка миру. Асия Карамендина не только преподавала в консерватории «Историю музыки», вела специальные курсы для музыковедов и исполнителей, но и работала в течение многих лет в «Новой музыкальной газете», вела широкую пропагандистскую деятельность, откликаясь на приглашения СМИ в качестве эксперта. Имея глубокие познания, Асия Сеиткалиевна часто участвовала в передачах о музыке на республиканском телевидении. Она бескорыстно и преданно служила музыке.
Асия Сеиткалиевну отличала цельность натуры, скромность, деликатность и внутренняя культура. Уникальность её личности состояла в принадлежности к сразу двум абсолютно разным сферам мышления: казахской и европейской. Она владела одинаково свободно, на высоком литературном уровне как казахским, так и русскими языками. Её перо было всегда отточенным и блестящим в статьях на различные темы об искусстве. Широкие познания по истории казахской и зарубежной музыки, кругозор, художественная интуиция, своеобразие мышления притягивали к Асие Сеиткалиевне разных людей, но особенно ценила её молодёжь.
Следует отметить, что казахстанская интеллектуальная среда богата на образованных людей. Пласт интеллигенции пополняется. Но мало кто может похвастаться знанием своих корней не только и не столько в смысле географическом и биологическом: какого рода-племени, откуда, а именно знанием своих культурных корней. Именно таким особым геном тяги к национальной культуре, знанием своих культурных истоков, не позволяющими стать «манкуртом», обладала Асия Сеиткалиевна. Никакие полученные знания, никакие новшества цивилизации, никакие жизненные невзгоды не замутнили в ней сознания, кто она, откуда в смысле культурном, памяти об исконно казахском мышлении, истории, культуре. И, согласно открытому менталитету кочевников, она была открыта к познаниям, всему новому. У неё никогда не возникало «заскорузлого» вопроса: «А зачем нам, казахам, нужна мировая цивилизация, новости техники или достижения европейской культуры?» Помню наш разговор, когда в пику религиозным фанатикам, навязывающим современным казашкам чуждую народным традициям одежду, она процитировала Абая, воспевающего красоту лба девушки, её косы. Её склонность к полемичности имела в своём источнике независимое мышление и глубокие знания.
Стоицизм и мужество интеллигенции, выжившей в период смены формаций и следующим за этим «тектоническим сдвигом» в экономике, культуре, других сферах, позволили выжить нации в духовном смысле. Асия Карамендина была в числе тех, кто, несмотря на сложности переходного периода, передавал эстафету знаний и культуры. Несмотря на мягкий характер, в её душе было большое мужество.
Ранний уход Асии Сеиткалиевны напоминает нам о важной проблеме. В советское время бытовал лозунг «Незаменимых нет!». Чисто технически всегда найдётся новый педагог, новый эксперт, новый автор статей. Но уникальность каждого человека в том, что на место одной индивидуальности придёт совершенно другая. Огромный педагогический и музыкально-критический опыт, бесценный багаж знаний, способность к независимому и нестандартному мышлению, высокое владение казахским и русскими языками, прекрасные человеческие качества делают личность Асии Сеиткалиевны Карамендиной неповторимой, а её уход невосполнимой потерей.
Жанар СУЛЕЙМАНОВА,
Солистка Казгосфилармонии имени Жамбыла, дипломант Международных конкурсов
19.08.2015