С 25 по 27 апреля в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы прошёл Фестиваль современной музыки – «Наурыз 21 — 2012». Четвертый по счету фестиваль — мероприятие масштабное, важное и значительное. История его началась в 2004 году. Тогда впервые в фестивале принимали участие творческие коллективы и сольные исполнители из Франции, Узбекистана, Италии, США, Польши и России.
Сегодня это событие, уже ставшее традиционным в культурной жизни не только Казахстана, но и всей Центральной и Средней Азии, уникально и неповторимо. В фестивале принимают участие композиторы и исполнители из Австрии, Франции, Англии, России, США и Центральной Азии, издатели и организаторы фестивалей, дирижёры. И в этом году Большой органный зал, широко распахнув двери, встречал долгожданных гостей и участников грандиозного мероприятия. Наверное, каждый перспективно мыслящий, стремящийся к чему-то новому музыкант (и, хочется верить, слушатель тоже) с нетерпением ожидали этого события.
В первый день фестиваля для посетителей прозвучала музыка известных современных композиторов: «Lincos, seguence for orchestra» Юрия Сергеевича Каспарова и «Heren solution» Дмитрия Феликсовича Янов-Яновского в исполнении симфонического оркестра студентов Казахской национальной консерватории. Кстати, автор «Секвенций для оркестра» присутствовал не только на самом исполнении произведения, но и на предшествовавших ему репетициях, а в течении двух недель до фестиваля провёл мастер-классы для студентов и педагогов консерватории!
Во второй день звучала камерная музыка с участием Государственного квинтета духовых инструментов, Государственного ансамбля классической музыки «Камерата Казахстана», квартета центра современной музыки и др. Зал заполнялся медленно. В сравнении с первым днём слушателей было существенно меньше: пришли те, кто действительно хотел услышать настоящую музыку.
Квинтет духовых инструментов исполнил «Шесть багателей» Дьёрдя Лигетти. «Камерата» представила следующие произведения: Яков Хан «Степные зарисовки », Алмас Серкебаев «Бостонский ветер», Артык Токсанбаев «Буранбель», Куат Шильдебаев «Хорал», Александр Сойников (Россия) – третья часть «Via dolorosa» из Камерной сюиты, Муса Мирзоев «Баллада и аллегро».
Особые ощущения вызвала музыка Самуэля Барбера, квартет Газизы Жубановой. Контрастом к предыдущей части программы прозвучала неистовая, насыщенная диссонансами, резкими сменами образов фортепианная музыка Альфреда Шнитке. После драматических коллизий, отражающих буйство чувств современного человека, умиротворённо, возвышенно и даже медитативно «пролилась» музыка Арво Пярта.
Третий день фестиваля: концерт ансамбля современной музыки «Reconsil» (г.Вена, Австрия) Программа концерта включала новейшие произведения современных австрийских композиторов: Норберт Штерк, «Hôtel de la Paix – Rejouer» для флейты, кларнета, струнного трио и фортепьяно (2012 г.); Александр Вагендристель, «LEPIDOPTERUS» для флейты, кларнета, скрипки, виолы, виолончели и фортепьяно (2012 г.); Юлия Пургина, «Камерная музыка II» для флейты, кларнета, скрипки, виолы, виолончели и фортепьяно (2012 г.); Роланд Фрайзитцер, Третий концерт для альта (2012 г.) в сопровождении флейты, кларнета, фортепьяно, скрипки и виолончели и Пуантилизм и музыка «длящихся» точек.
Оглядевшись в перерыве, я понял: наша публика не вполне готова для ТАКОГО искусства. Любителей современной музыки даже меньше, чем во второй день. Публика вела себя очень культурно и понимающе. И все же без комедийных ситуаций тут не обошлось. Конферансье вежливо попросил зал вести себя очень тихо – должна была прозвучать тихая композиция. Дирижер дал ауфтакт и… В тишине зазвонила популярная мелодия у кого-то на телефоне! Это просто классическая ситуация для пародийного шоу!!! По залу пробежал приглушенный смех. Музыканты тоже заулыбались. Видимо, им знакома подобная ситуация.
Во втором отделении звучала музыка, уже давно вошедшая в классику ХХ века —Арнольд Шёнберг «Лунный Пьеро», Op. 21 (1912 г.).
Гвоздем этого фестиваля стало исполнение Студенческим симфоническим оркестром КНК им. Курмангазы произведения одного из ярчайших представителей постсоветского авангарда Юрия Сергеевича Каспарова: «Lincos» для неполного состава симфонического оркестра. В названии зашифрованы два слова: lingua и cosmos – «язык и космос», другими словами космический язык или «язык космоса». С первых же тактов музыка завораживает какой-то мистической и, в то же время, необузданной силой, мощью вселенского масштаба. Воздействие живого звучания произведения (а до этого, признаюсь, я никогда не слышал современной оркестровой музыки такого уровня в живом исполнении) просто потрясло меня! Нужно добавить, что какую-то часть в этом сыграла и обстановка исполнения: пьеса звучала почти в полной темноте (только у оркестрантов и дирижера имелась подсветка партитур) с проекцией больших фотокартин космоса в центре зала. Читатель, не побывавший на самом исполнении, может только представить, какова была сила воздействия точно найденного сочетания, аудио- и видеорядов. Вербально передать это невозможно, как бы я не изощрялся сейчас в своих описаниях. Это просто нужно видеть и слышать!
С подробным описанием Lincos ‘а интересующийся читатель может ознакомиться в статье самого Юрия Сергеевича, где он подвергает подробному анализу свое музыкальное детище. Я же не могу не привести хотя бы краткую характеристику. Пьеса написана для классического парного состава оркестра без тромбонов и с достаточно большим количеством и разнообразием ударных инструментов. Длительность — 11 минут. Это первое оркестровое произведение маэстро после окончания консерватории. Выступающее контрастным по сравнению с дипломной сорокаминутной симфонией для огромного состава тройного симфонического оркестра, пьеса задумывалась как воплощение принципа «минимум средств – максимум информации» (не впадая, конечно, в минималистские крайности). Главное здесь не иллюстративность, а идея: идея универсальности языка музыки, которая способна налаживать коммуникацию между людьми различных культур, языков, социальных статусов.
Позже, в переписке, я попросил Юрия Сергеевича дать личную оценку исполнения своего произведения. Его ответное письмо было во многом для меня неожиданным, хотя я искренне считаю студенческий оркестр КНК одним из лучших казахстанских исполнительских коллективов. Его письмо не просто вселило еще большую гордость за наш консерваторский оркестр, но и очень вдохновило меня. Приведу его текст:
«Исполнение «Линкоса» на фестивале «Наурыз» меня во многом потрясло! Вообще, эта пьеса исполнялась разными оркестрами в разных странах, и, казалось, удивить меня новым исполнением трудно. Когда я узнал, что в Алматы она будет исполнена студенческим оркестром, то, честно признаюсь, подумал, что наверняка это будет исполнение, мягко говоря, не самое удачное. Я был уверен, что «Линкос» – пьеса сложная для молодых музыкантов, к тому же не имеющих большого опыта исполнения современной музыки. Моё мнение кардинально изменилось на первой же репетиции! Оркестр играл с огромным подъёмом, с воодушевлением, и, что ещё важнее, с полным пониманием музыки, её образного строя и драматургии! Когда музыканты понимают то, что они играют, результат неизменно хороший! И исполнение на «Наурызе» не стало исключением. Не могу не отметить замечательную работу талантливейшего молодого дирижёра Каната Омарова. Очень надеюсь, что у него большое будущее! И у меня навсегда сохранится тёплое отношение к артистам консерваторского оркестра за их высокопрофессиональное отношение и за отменную игру. Уровень игры оркестра — очень высокий! Казахская национальная консерватория им. Курмангазы вполне может им гордиться!» (Ю.С. Каспаров, письмо от 25.06.12).
Мы услышали много новой музыки – интересной, яркой, для кого-то все еще непонятной. Новый мир словно распахнул перед нами свои нетронутые, манящие своей непознанностью и загадочностью горизонты. Казалось (и мне в частности, возможно, в силу моей неопытности и наивности), что после этого фестиваля все должно будет как-то преобразится, что он должен стать какой-то новой отправной точкой для всех нас, – для дальнейшей музыкальной жизни нашей консерватории, города, да что тут скромничать – страны! С нетерпением жду следующую встречу с новой музыкой в Алматы…
Вениамин ГРОШЕВ