2 октября 2016 г. Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета отпраздновал день рождения духовного лидера индийской нации, духовного учителя человечества – Махатмы Ганди, невероятно актуальной постановкой оперы Филипа Гласса «Сатьяграха» (1979). Спектакль погружает нас во времена Ганди, рассказывая историю жизни и деятельности человека, изменившего мир, призвавшего к новой форме борьбы с несправедливостью – сопротивлению без насилия, Сатьяграха. События на сцене позволяют зрителю пройти этот путь и задуматься о жизни не только этого великого человека, но и своей собственной (жизни сегодняшнего дня). Ганди доказал, что даже один человек способен изменить ход истории.
Можно найти записи фрагментов оперы в Youtube, но такой особенный, выводящий за привычные рамки спектакль лучше услышать и увидеть «вживую». Когда видишь в афише «Травиату», думаешь: «Можно сходить, а можно и пропустить. Будет ещё через месяц. Уже сто лет так». Когда в анонсе оперный эксперимент, которому только-только исполнилось 30 лет, а он уже «взорвал» оперный мир и создал новое направление музыкального театра – готов лететь на край света… И вот я уже на борту самолёта, в предвкушении встречи с Глассом и Ганди…
Коллеги из Екатеринбургского театра оказали радушный приём с большой теплотой, несмотря на осенние холода, после чего невольно чувствуешь себя странствующим средневековым музыкантом.
Как известно, Филип Гласс на сегодняшний день – один из ведущих американских композиторов. Наряду с многочисленными произведениями камерно-инструментального, вокального, симфонического жанров, он является автором 28 опер. Наибольшую известность получила его оперная трилогия «Портреты», посвящённая людям, сумевшим изменить мир: «Энштейн на пляже» (1976), «Сатьяграха» (1980), «Эхнатон» (1984). Премьера оперы «Сатьяграха» прошла в 1980 году в Роттердаме, а предпоследнее возобновление спектакля состоялось в Метрополитен-опера в 2011 году и вызвало большой резонанс.
Произведение необычно тем, что является единственной в мире оперой на древнеиндийском языке санскрите. В ней автор использует тексты из «Бхагаватгиты» (древнеиндийская философская «Божественная песнь»). В основе их содержания лежат надмирные рассуждения о бессмертии души, о превосходстве идеального над материальным.
Опера «Сатьяграха» Ф. Гласса, с одной стороны, достаточно специфична для восприятия из-за бессюжетности и статичности, но с другой стороны – она увлекает слушателя музыкой. На протяжении трёх актов струящиеся и завораживающие, словно мантра, мелодии уносят сознание зрителя в бесконечную медитацию, размышления, транс. Благодаря использованию санскрита, преодолевается вероятность зацикливания, концентрации внимания на тексте, заставляя следить за сменой событий (на сцене и в музыке) и красочностью декораций.
Три акта оперы (каждый по часу) посвящены трём великим личностям, которые наравне с Ганди мечтали создать мир без насилия. Лев Толстой в первом, ведя переписку с которым, Махатма перенял идею о ненасильственном разрешении конфликтов. Рабиндранат Тагор во втором – современник Ганди, назвавший его Махатма «Великая душа». Мартин Лютер Кинг в третьем – последователь идей, «американский Ганди» (лидер Движения за гражданские права чернокожих в США). Все три фигуры будто наблюдают за происходящим со стороны. Толстой и Тагор присутствуют на сцене как немые персонажи, а Кинг представлен в кадрах кинохроники – в знаменитой речи «У меня есть мечта», в которой провозгласил своё видение будущего, где белые и чёрные могли бы сосуществовать как равные. Остальные персонажи условно разделены на «людей с душой» и «людей с дубинками».
Оперы Ф. Гласса, включая «Сатьяграху», ранее не ставились в России, екатеринбургская труппа стала первой. Премьера состоялась 16 сентября 2014 года. В мире было всего несколько постановок этого уникального произведения, эта по счёту шестая. В постановке Екатеринбургского театра оперы и балета «Сатьяграха» получила пять номинаций на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» в категориях: «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре». Владимир Чеберяк, солист екатеринбургской оперы, персонально был номинирован на «Золотую маску» за партию Махатма Ганди. Создатели спектакля удостоены специальной премии «Золотая Маска» 2016, а также получили «Приз критики».
Постановкой оперы занимались приглашённые мастера. Словацкий дирижёр-постановщик Оливер фон Дохнаньи хорошо знаком с Филипом Глассом и его музыкой (так как ставил его оперу «Красавица и Чудовище» в Пражском национальном театре). Режиссёром-постановщиком и сценографом стал Тадэуш Штрасбергер (США) (известные постановки: «Гамлет» А.Тома Вашингтонская национальная опера совместно с Оперой Миннесоты, США; «Набукко» Дж.Верди Вашингтонская Национальная опера, США совместно с Монреальской оперой, Канада). Он привлёк художника по костюмам Матти Ульрича. Вместе им удалось воедино собрать каждый фрагмент жизни Ганди и создать картину наиболее целостную и доступную для восприятия зрителей, просто и понятно донести смысл происходивших событий.
В одном из интервью Тадэуш Штрасбергер высказал важную и актуальную мысль: «Мы живём в мире, который определяет война и военные действия. Наша история делится на “до войны” и “после войны”, “какая война сейчас” и “кто воюет”. История о Ганди – это другой способ поговорить об истории, об изменении мира не через насилие и разрушение, но с помощью пассивного сопротивления и принесения добра в мир, сражения со всем злым, плохим или разрушительным с помощью созидания. Я думаю, что история о Ганди – это та история, которую нужно рассказывать».
Три с небольшим часа, проведённые в зрительном зале екатеринбургской оперы, пролетели как одно мгновение. В этом спектакле мы пытались слушать космос, и каждый слышал в нём что-то своё. В основном, наверное, то, что искал, то что обозначало для него самое прекрасное, к чему больше всего стремилась душа. Это музыка поиска истины в безграничном космосе. Она обладает собственной логикой. Техника композиции Ф. Гласса – многократный повтор с минимальными изменениями (репетитивность) – как нельзя лучше соответствует содержанию. Бесконечный круговорот одних и тех же пассажей-мантр в музыке не сразу приводит к сдвигу, ровно также по воспоминаниям современников усилия Ганди многие годы не приносили изменений. Он шёл мелкими, но верными шагами, очень часто пешком преодолевая большие расстояния, как в жизни, так и в деятельности, не боясь сбить ноги. Одно состояние переходит в другое медленно, и требует от зрителя выносливости, предлагая оценить масштаб идеи философско-духовного высказывания.
Хор – многофигурное действующее лицо оперы, который осуществляет движение на сцене во всей этой статике. Приём работы актёров в зрительном зале с дарами Кришне усиливает восприятие. Это действие поистине впечатляет. Ровной линией один за другим, они следовали по проходам зала с горящими свечами и лилиями в руках. Возник невероятный акустический эффект – голоса сменялись один на другой, завораживая тем самым зрителя ещё сильнее.
Нельзя не отметить работу декораторов. Каждое из действий словно происходит в одном и том же месте, но волшебная игра света и смена видеоряда создают необыкновенную обстановку, усиливая драматичность в определённых моментах (в сцене сжигания паспортов) и мистическую атмосферу в других.
После того, как опустился занавес, мне посчастливилось попасть за кулисы, где я познакомилась с некоторыми актёрами и исполнителем главной роли Ганди – Владимиром Чеберяком. Даже при мимолётном знакомстве, Владимир произвёл неизгладимое впечатление – мягкий, одухотворённый, с доброй улыбкой, словно в лучах света и сложенными в Анджали мудра или «жест молитвы» руками передо мной действительно стоял сам Ганди! Он с радостью согласился встретиться и рассказать о работе над оперой. Позже он любезно побеседовал со мной, нет, это даже не интервью, а священная, не побоюсь этого слова, беседа. Он будто сам прошёл весь путь Ганди и вжился в эту роль, как нельзя лучше передав дух личности.
— Как мне известно, в Вашем репертуаре более сорока партий. Среди них Альфред («Травиата» Дж. Верди), Герман («Пиковая дама» П. Чайковского), Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского). Какова роль и значение партии Ганди в Вашей творческой судьбе.
— «Сатьяграху» все называют оперой, но это даже не опера. Вот в церкви поют – это же не опера. Это что-то другое, что-то вроде мессы. Здесь нет сольных партий, она вся постепенно вплетается. Есть спектакли, которые нужно прийти и просто спеть. Обыкновенная роль, например Рудольф, или Альфред. Где нет ничего философского, нужно просто хорошо спеть, хорошо выглядеть. Здесь особый подход. Этот спектакль не может пройти просто мимо тебя, подготовка идёт внутренняя за несколько дней, недель. Образ Ганди несёт сакральное значение, свет идёт до глубины сердца. Прикоснувшись к нему, я многое пересмотрел, отношение к жизни стало каким-то философским. Для меня Ганди – целая философия. Это стало открытием для меня как для певца, но и вообще я изменился в лучшую сторону. Я думаю даже, что это какой-то знак в моей жизни, в моей судьбе.
Не каждому тенору в жизни даётся шанс спеть такую партию – сложную, философскую. Здесь нужна какая-то мудрость, жизненный опыт. И она очень много мне дала в духовном смысле. Наверное, какая-то частичка этого учения, этого света, если она проникает в сердце, прикасается к тебе, то навсегда откладывается, остаётся в сердце. Конечно, нет предела совершенству, но это не рядовой спектакль для меня. Чтобы исполнить эту партию, я побрился наголо, но это было самое лёгкое, что нужно было сделать. Чтобы войти в образ я много читал, собирал материал. Так была собрана целая книга. Для меня гораздо было важнее показать внутреннее состояние, его мысли, переживания, нежели эффектные сценические жесты, движения.
— Расскажите об особенностях вокальной техники, интонирования.
— Сначала была работа над вокальной партией, потом уже над образом. Первое впечатление при разборе, было «Просто ужас! Как это петь? Сколько считать?» Всё на одной ноте. Минут двадцать идёт вступление, а дальше где-то внизу, ближе к середине диапазона вступает партия. Нужно петь «с подачей», чтобы в зале было слышно. Тенор очень долго поёт как баритон и вынужден «поддавать» звук, от этого голос очень быстро устаёт, выдыхается. В итоге ко второму акту я уже без голоса. Поэтому первым впечатлением был шок. В профессиональном смысле – это очень сложная вокальная партия. Мне легче спеть «Пиковую Даму», чем Ганди. Кажется, что эту партию мог бы исполнить баритон. Но потом я понял, почему нужен тенор. Это всё-таки свет, просветление. Тенор – голос любви, голос солнца, света.
— В опере есть проблема исполнительская – это её драматургическая статичность, она очень медитативна. Как Вы преодолевали эту статику на сцене?
— Это ощущение транса. Когда Филип Гласс нас окунает в это состояние, успеваешь даже что-то думать в этой музыке, о философии, одухотворённости, о реальном (материальном) и о духовном, возвышенном. Как будто читаешь в этот момент Библию. Думаешь об этом свете. О том, что мы частицы в космосе, что космос внутри нас. Рассуждаешь и чувствуешь эту связь. Опера это в принципе трагический жанр, а здесь нет трагедии. Здесь в конце – свет, и Ганди приглашает – пойдёмте в мой мир, здесь.
— Я заметила, что екатеринбургская постановка, в сравнении с Метрополитен-опера, в которой преобладает символика, отличается душевной теплотой, простотой, проникновенностью, это не простой набор символов из жизни Ганди, а некая жизненная реальность, они вдохнули жизнь в эти символы.
— Да, я согласен с вашим сравнением. Действительно, индийская философия, на мой взгляд, более близка русской. Нашу постановку можно сравнить со сценами из «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова, где есть образ народа, где люди поклоняются Природе, так же как и в Индии – они довольствуются тем, что у них есть! У них есть океан, солнце, тепло, пища, которую они едят руками, есть мантры.
Я думаю, что Владимир Чеберяк очень достоверно передал образ Ганди и дух личности, обладающей пониманием, что борьба с чем-либо начинается изнутри, с самого себя! После меня в гримёрку Владимира зашёл индиец – Госвами Рахун. Впечатлённый постановкой, он наклонился и сказал: «С днём рождения, Ганди!», что как нельзя лучше доказывает полное попадание «в десятку».
В заключение хочу сказать, что неожиданная, а подчас парадоксальная сторона движения Ганди, как и сама идея непротивления злу насилием, присуща и опере. С одной стороны – она лёгкая в плане музыкального восприятия, с другой – глубокая по содержанию и непростая в исполнении. Возникает ощущение нереальности происходящего, и в то же время – безгранично глубокое впечатление от её реализации..
Хочется выразить самую искреннюю благодарность всему коллективу оперного театра, за необыкновенную постановку сложного и прекрасного произведения. Яркие впечатления от оперы, от музыки, от фигуры Ганди, слились воедино с позитивным ощущением от общения со всеми, с кем удалось встретиться на этом пути. Особую признательность хочу выразить: Ольге Морозовой, Юлии Кокориной , Ольге Абрамович, Алексею Хорькову, Ирине Хорьковой и Владимиру Чеберяку за оказанную поддержку, предоставленный для работы материал и радушный приём, а также всем тем, кто любезно подвёз и показал город Екатеринбург: Людмиле и Маргарите Красиловым, Ирине Журкиной, Валентине и Льву Добрышину. Спасибо за хорошую компанию Юлии Саблук!
Каждая встреча и событие, произошедшие в этом путешествии, сложились настолько удачно, что возникло ощущение, словно меня незримо обняла сама Амма…
Екатерина ДЕМИТЕРКО, музыковед, 4 курс