15 марта в Казахской Государственной филармонии им. Жамбыла состоялся вечер органной музыки. Солист – заслуженный артист РК, кавалер ордена «Курмет» Габит Несипбаев. В программе прозвучала французская органная музыка: Т. Дюбуа – Токатта, С. Франк – Прелюдия, Фуга и Вариации, Л. Боэльман – Готическая сюита, Ш. М. Видор – Симфония для органа №5.
Концерт начался со знакомства с французскими композиторами и мастерами органа. Как известно Габит Несипбаев всегда сам ведёт свои концерты. Прямой контакт со слушателем – часть его исполнительского стиля. Он рассказал о Симфоническом органе, появление которого связано с именем знаменитого французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля (Aristide Cavaillé-Coll, 1811-1899). Именно он задался целью конструировать органы таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать с целым симфоническим оркестром. Самым крупным и сложным (100-регистровым) симфоническим органом, сконструированным Аристидом Кавайе-Коллем, и одновременно крупнейшим органом во всей Франции, стал орган церкви Сен-Сюльпис в Париже.
«Романтический» орган отличается от «барочного» звучанием и техникой исполнения. Особая аура французского романтического органа во всей красоте раскрылась в кульминации первого отделения концерта –Готической сюите Л. Боэльмана. В этом произведении орган приобрел совершенно особые краски, тембр и характер. Последняя часть сюиты заворожила весь зал. Мощь и в то же время мягкость звучания создали атмосферу фантастики и волшебства.
Во втором отделении случилось непредвиденное происшествие, проявившее ещё одну грань исполнительского мастерства Габита Несипбаева – его потрясающее самообладание. Именно во время концерта в Алматы произошло ощутимое землетрясение. А случилось в тот самый момент, когда органист сыграл финальный аккорд Третьей части Симфонии Ш. М. Видора. Слушатели были настолько заворожены его исполнением, что лишь единицы из них пошли к выходу. Органист встал и попросил зал дослушать Симфонию до финала. Ценители и просто преданные поклонники остались, и продолжали слушать как будто ничего и не было.
Под глубоким впечатлением от французского романтического органа я приглашаю читателей НМГ в апреле посетить концерт органной музыки, посвящённый немецкому романтизму.
Антон СОМОВ, музыковед, 2 курс