2015 год прошел под эгидой АНК. В Казахстане по Указу Президента Республики Казахстан он завершился принятием новой Концепции по развитию Ассамблеи народа Казахстана до 2025 года. На пути воплощения основных постулатов Ассамблеи были завершены научно-исследовательский проект «Музыкальное искусство народа Казахстана», выпущена коллективная монография (2014 г.), в которой задействованы отечественные композиторы многочисленных диаспор, отражена их активная позиция на музыкальном олимпе Республики. Среди них – Тен Чу, Б.Баяхунов, В.Стригоцкий-Пак, Я.Хан и др.
На сегодняшний день стадию реализации проходит ещё один научно-исследовательский проект «Историческая значимость Ассамблеи народа Казахстана в межэтнической культурной интеграции» (2015-2017 гг.). В его рамках мы планирует осветить деятельность Казахского Государственного Академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы, который на современном этапе закономерно заслуживает особо внимания.
27 января 2016 года состоялся концерт-премьера из произведений казахстанских композиторов разных поколений и многочисленных диаспор. Среди них – М.Тулебаев, С.Мухамеджанов, Ж.Турсынбаев, Б.Кыдырбек, В.Стригоцкий-Пак, Б.Дальденбай, Е.Умиров, М.Ильясов, А.Мамбетов-Жубанов, Б.Аманжол, С.Абдинуров, С.Апасова, Х.Сетеков, А.Абдинуров, Н.Хинков-Айтбаева.
Среди исполнителей, продемонстрировавших свое искусство на хорошем профессиональном уровне лауреат Республиканских конкурсов, вокалистка – Жадыра Аманова, известные в республике дирижёры – Жанас Бекентуров, Жексен Айсын, Арман Жудебаев.
Пьеса «Бөрілі менің байрағым» Б.Кыдырбек, отличающаяся ярко выраженным национальным колоритом является народным образцом, посвящённым идее независимости, государственной незыблемости и отражает патриотический дух, свойственный идеологии современного Казахстана. На пороге 25-летия Независимости Республики данное произведение является отражением незыблемости Государства, патриотического духа.
Ж.Турсынбаев вокальное сочинение «Қыз-қарағай» оформил в жанре лирической любовной песни. Впервые исполненная народной артисткой СССР Б.Тулегеновой эта песня долгое время воспринималась как народная, хотя автором её был в то время ещё очень молодой композитор Ж.Турсынбаев. Богатый музыкальный язык, размашистость и особая напевность придают ей мягкость и лиричность.
«Қиядан қиқу түскенде» Б.Аманжола пронизана трагическими интонациями, навеянными содержанием сочинения.
Стимулом к созданию «Ордабасы» С.Абдинурова послужили трагические события 1916, 1986 годов, 25-летие Независимости. 100 и 30 лет прошло с тех самых кровавых событий, которые описаны музыкальным языком в данном произведении. Щемящие, грозные, порой драматически накалённые эпизоды служат обрисовке трагизма. Несколько просветлённые моменты «Ордабасы» олицетворяют светлое будущее народа и светлый путь достижения независимости.
«Коshut poem» А.Мамбетова-Жубанова является своеобразным итогом трёхлетнего пребывания композитора в Венгрии и результатом плодотворного общения с представителями кыпчакского народа. Интересно отметить, что ныне в Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадьяр. Как утверждает один из крупных исследователей Иштван Коныр Мандоку, они по различным социально-политическим и историческим причинам переместились из среднего течения Иртыша, окрестностей Арала и др. местностей IX-XIII вв. В частности, известно, что во время нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию. Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточные называют себя Великими кипчаками, западные – Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, найман, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя к потомкам Великих кипчаков). Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др.
В поэме А.Мамбетова-Жубанова обрисован образ Венгерского героя Лайоша Кошута, который являлся выдающимся венгерским государственным деятелем, революционером, премьер-министром и правителем-президентом Венгрии в период Венгерской революции 1848-1849 гг. Кошут был пламенным патриотом Венгрии.
Сочетание контрастных мелодических эпизодов, то есть лирической мелодии, которая в дальнейшем переходит в насыщенный оркестровый эпизод, демонстрирующий скачку лошадей красочно представляя картину военного похода, национального героя, с характеристикой его военных подвигов и политических достижений.
Вокальное сочинение Б.Кыдырбек «Үш шоқының аяғы құм болады» на стихотворение известного казахского акына и композитора Б.Каратаева навеяно строками философского размышления. Лирическими интонациями и народностью мелодической канвы отмечено развитие в представленном музыкальном произведении. Оркестровое сопровождение тонко реагирует на переливы эмоционального состояния. Ранее его мелодии прозвучали в «Реквиеме», состоящего из 7 частей, в котором также претворены произведения представителей Жетысуйской школы Даурен сала Кудабайулы, Шукитая Абдикеримова, Пышан Жалмендеулы, Исы Тергеусизулы, Табия Каражанова, Омарқула Итаякова.
Сочно и колоритно прозвучало сочинение уйгурского композитора Х.Сетекова «Чапбаят». Особым национальным колоритом и эмоциональным накалом расцвечен каждый эпизод данного произведения. Плавный, лирический танец уносит слушателя в мир восточной поэтики с полнокровной, ювелирной оркестровкой и тонко подобранным гармоническим комплексом. Попеременное включение разных инструментов в единое целое усиливает особый народный тон звучания. Периодически проступает игривый тон, создающийся при помощи удачной оркестровки, способствующей передаче всевозможных оттенков лирического настроения.
Современная версия известного кюйя «Сары-Арқа», но названного «Сары-Арқа XXI ғасыр» Усть-Каменогорского композитора Светланы Апасовой светлое, жизнерадостное и несколько юмористическое видение народного образца. Сочная оркестровка в сочетании с мастерским применением народных инструментов и ведением мелодической линии несколько освежает звучание и придаёт современный тон данному сочинению.
Стригоцкий-Пак принадлежит к числу композиторов, у которых процесс сочинения музыки подчиняется не только рациональному, но и внутренне-подсознательному импульсу – тому, что сам композитор определяет как интуиция. Издавна, пытаясь характеризовать своеобразие искусства и определить их место в общей системе видов художественного творчества, философы и эстетики обращались к понятиям времени и пространства. Эти категории остаются весьма важными и для В.Стригоцкого-Пак. Но наиболее важной оказывается для него категория движения, объединяющего пространство и время в неразрывном единстве. Именно с движением композитор связывает специфику музыки, её интонационную природу. Автор дипломной работы о В.А.Стригоцком-Пак Е.А. Тихомирова указывает, что в творчестве Стригоцкого-Пак, в процессе рождения мелодии-темы, в её интонационном становлении важная роль принадлежит некой «импровизационности», а также приёмам «вариационно-вариантного» развития, использование которых позволяет композитору достигнуть особой органичности и естественности мелодического развёртывания, сочетая интонационное единство целого с постепенным обновлением его компонентов». Исследователь творчества корейского композитора А.Еркибаева, в своей магистерской диссертации отмечает особенность мелодического образования в его произведениях, связанной с интересом композитора к джазовой музыке, в которой основой является импровизация. Она предлагает такое формирование тематизма у В.Стригоцкого-Пак трактовать как преобразование начального мотива-зерна, его постоянный рост. Варианты-продолжения, претворяя в себе исходное мелодическое ядро, обогащают его новыми интонационными элементами, расширяя мелодический диапазон, досказывая его суть, подчёркивая его характер. В большинстве случаев такой метод развития принимает форму прогрессирующего прорастания, так как важнейшая его способность, суть развития – в выращивании новых мелодических элементов из исходного зерна.
«Маннам» В.Стригоцкого-Пак, прозвучавший на концерте содержит комплекс выразительных средств, характерных для данной культуры позволяет причислить его к современным образцам, сочетающим элементы традиционного искусства корейского народа и приемы европейской композиторской техники. Опора на интонационно-мелодическую основу народной песни Маннам (в переводе Встреча) в современной композиторской трактовке приобретает новое, свежее звучание.
Новое сочинение Е.Умирова «Асыл аға» отличается широким вокальным диапазоном, удачно продемонстрированным лауреатом Республиканских конкурсов Ж.Амановой. Свободное владение композиторской техникой, с опорой на народный интонационно-мелодический материал придаёт представленному образцу национальный колорит, полноту дыхания при ювелирном оформлении закруглённых фраз. Песня-посвящение прозвучала вокально насыщенно при гармоничном оркестровом сопровождении.
Молодой композитор Алиби Абдинуров постоянно обращается к описанию проблем современного мира, на которые он живо откликается в своём творчестве. Основное творческое кредо композитора – продолжать лучшие традиции казахстанской композиторской школы и вместе с тем, оставаясь самобытной личностью оставить яркий след не только в казахской музыкальной культуре, но и в мировой истории музыкального искусства.
Излюбленным жанром А.Абдинурова предстает вокальная музыка. Наряду с вокальным циклом «Времена года» на слова К.Ескалиева для меццо-сопрано и фортепиано им создано торжественно-приподнятое произведение «Туған жер», прозвучавшее на концерте и которое навевает мысли о родных степных просторах. Распевность и широкий диапазон входят составными частями в вокальное сочинение, полнокровно насыщая его инструментальным сопровождением.
Творческая премьера самого молодого композитора Союза композиторов Казахстана Н. Хинков-Айтбаевой с произведением «Тұған жерім, елім-ай» навеяна мыслями и чувствами о Родине, о земле в отрыве с которой автор находился на протяжении продолжительного времени. 7-летнее пребывание в Чехословакии обучение в Пражской Академии музыки значительно повлияло на формирование композиторской техники и индивидуального стиля, однако народный колорит в её произведении доминирует и превалирует над европейскими формами и насыщенной оркестровкой, что особенно проступает в экспозиции и репризе, контрастируя со средней частью в данной поэме. Тема-зерно, обрамляя пьесу, представляет своего рода, лейтмотив, пронизывающий основные части поэмы-раздумий, поэмы-размышления.
В концерте также прозвучали Ария Ақтоқты из оперы «Ақан сері-Ақтоқты» С.Мухамеджанова, «Бақыт вальсі» М.Тулебаева, ария Мамыр из оперы «Калкаман-Мамыр» Б.Кыдырбек, «Серпін» Б.Дальденбая и «Қазақы дастарханы» М.Ильясова.
Подобные мероприятия, на которых звучат произведения композиторов многочисленных диаспор, являются ярким доказательством сохранения и пропаганды музыкального наследия многонационального Казахстана. В этом случае, казахский оркестр народных инструментов им.Курмангазы служит достойным фундаментом, поддерживающим музыкантов разных направлений, стилей, а также поколений и национальностей.
Гульмира МУСАГУЛОВА
кандидат искусствоведения, доцент,
заведующая отделом музыковедения
Института литературы и
искусства им. М. О. Ауэзова