10 октября в Малом зале КНК имени Курмангазы состоялся вечер скрипичной музыки. На сцене в этот вечер блистала Малика Есетова – наша соотечественница, долгое время живущая и обучающаяся во Франции, при поддержке Шолпан Унгаровой представившая алматинской публике произведения композиторов XIX-XX веков – Роберта Шумана, Гийома Ликё, Лучано Берио и Белы Бартока.
Вообще, идея провести концерт в Алматы, возникла спонтанно. По словам Талшин Сапаргалиевой, родной тёти Малики, уже довольно давно проживающей во Франции, изначально они приехали в Алматы по личным вопросам и даже не думали устраивать концерты на Родине, однако по приезду домой было принято решение сделать своеобразный отчёт для местной публики и для родителей скрипачки.
Малика Есетова, начав обучаться в байсеитовской школе, в 2002 году в возрасте 12 лет отправляется к родной тёте во Францию для продолжения образования. Малика прошла полный цикл французского музыкального образования, став выпускницей Высшей школы музыки имени А. Корто (Ecole Normale de musique de Paris Alfred Cortot , дипломы «Supérieur de concertiste» по скрипке-соло и камерному ансамблю) и Парижской Национальной Консерватории (Conservatoire National Supérieur de Musique et de Dance de Paris, дипломы «Licence» и «Master»). Во время учёбы Малика успела принять участие в Фестивале музыки в швейцарском Люцерне совместно с ансамблем Ensemble Intercontemporain, который пропагандирует современную музыку. По словам Талшин Сапаргалиевой, Малика просто влюблена в современную музыку и с удовольствием исполняет произведения О. Мессиана, П. Булеза, Л. Берио как в ансамбле (в том числе с электроникой), так и соло.
Концерт начинался с исполнения 2 и 3 частей Третьей сонаты Роберта Шумана, изданной уже после смерти композитора. Музыка Сонаты наполнена светлыми красками и неожиданными интонационными эпизодами, словно Шуман в своём позднем сочинении вспоминает о лучших эпизодах своей жизни. Уже с первых нот 2-й части (Скерцо) всем слушателям, пришедшим на концерт, стало понятно, что сегодня нас ожидает только удовольствие от музыки без лишних мыслей о погрешностях в технологии исполнения. И если в Скерцо Малика показала умение сохранить жизнь музыки, несмотря на однообразную пульсацию ритма, то в 3-й части (Интермеццо) она погрузила слушателей в мир романтизма и лирики.
Исполнение произведений французского композитора Гийома Лике в Казахстане – довольно большая редкость. Более того, рискну предположить, что Малика осуществила первое исполнение его Сонаты для скрипки и фортепиано (правда, только четвёртой её части) в нашей стране. Музыка Сонаты как бы соткана из тонких переплетений различных нюансов, необычных гармоний. Исполнение Малики было весьма убедительным, но если рассматривать ансамбль фортепиано и скрипки в целом, то здесь было не всё гладко. В некоторых эпизодах чувствовалось небольшое непонимание между роялем и скрипкой, однако это вполне объяснимо: ввиду того, что концерт был «спонтанным», совместных репетиций с фортепиано было катастрофически мало. И надо отдать должное Шолпан Унгаровой за то, что она согласилась сделать довольно сложную в ансамблевом плане программу всего за две репетиции, да ещё и вынести её «на публику».
Далее любители музыки, пришедшие в Малый зал Консерватории, услышали ещё одно редкое для Казахстана произведение. Знаменитые на Западе «Секвенции» итальянского композитора XX века Лучано Берио в наше время довольно часто звучат в лучших концертных залах Европы и Америки, однако до наших просторов они добираются редко. Спасибо Малике за то, что исполнила «Секвенцию №8 для скрипки соло» теперь и в Казахстане. Сказать, что эта «Секвенция» трудна для исполнителя – это значит ничего не сказать. Просто невероятные по сложности аккорды, бешеный темп и нестандартные для скрипки приёмы игры (на подставке, с сурдиной и с глушителем) держат слушателей в напряжении на протяжении всех 14-15 минут звучания этого произведения. Но при этом, благодаря трудолюбию, усердию и потраченному на занятия скрипкой времени, Малика сумела заинтересовать неподготовленную к современной музыке публику и этим сочинением. «Секвенция» прошла как будто на одном дыхании и не казалась нудной, как это обычно бывает при плохом исполнении даже самого известного произведения. Ведь не зря же говорят, что современная музыка требует от исполнителя не только высокой технической подготовки, но и хорошего мышления головой, ибо она обращается абсолютно ко всему, что находится вокруг нас. Да и для того, чтобы разобраться в нотах, написанных современными композиторами, порой нужно иметь хорошую сообразительность и расчётливость…
Завершался Концерт «Рапсодией № 2 для скрипки и фортепиано» венгерского композитора Белы Бартока (в редакции 1945 года). Две части Рапсодии контрастируют между собой. Во второй части от исполнителя требовалась виртуозность не только техническая, но и в плане мышления (умение собрать всё множество контрастных эпизодов в одно целое, дабы часть не рассыпалась). Первая часть требует умения сочетать импровизационность и тягучие интонации с ритмической энергией. Хотя музыка и непрограммная, иногда у слушателей могли возникнуть различные ассоциации, связанные с фольклором. Исполнение Малики полностью соответствовало тому, что требовалось от исполнителя и стало ярким финалом всего концерта.
Скрипка в руках Малики не просто издавала звук, но и пела, и грустила, и радовалась вместе с той музыкой, которую исполняла. Возможно, причина в том, что скрипачка играет на очень хорошем инструменте французского мастера, предоставленном ей банком Societe Generale. Но мне кажется, что истоки прекрасной игры заключены в скромности, простом трудолюбии и огромном желании достичь высот в музыке. Ведь, даже имея талант, невозможно просто так, ничего не делая, сразу запрыгнуть на вершину. Талант – это всего лишь материал, словно алмаз, который только после приложения труда (огранки) станет бриллиантом.
Альберт АХМЕТОВ