Преобразование музыкальности: влияние метода Фельденкрайза на исполнительское мастерство и преподавание музыки

Музыканты, независимо от их инструмента или жанра, в течение всей жизни находятся в непрестанном поиске совершенства в своём ремесле. Постоянной проблемой, с которой они сталкиваются, является проблема физического напряжения, которая может препятствовать как их исполнительской, так и педагогической самореализации. В этой статье я расскажу о своём преображении и результатах поиска способа улучшить и развить музыкальные и педагогические навыки путём применения метода Фельденкрайза. Через личный опыт и понимание мы углубимся в то, как принципы Фельденкрайза обогатили жизнь музыкантов, предлагая свежий взгляд на снижение напряжённости и улучшение музыкальной выразительности.метод Фелденкрайза

В неустанном стремлении к музыкальному мастерству многие музыканты сталкиваются с физическим напряжением, которое препятствует их прогрессу. Важность решения этой проблемы трудно преувеличить. Поиск пути к комфорту, легкости и физическому удовольствию в музыке является необходимым для реализации своего потенциала.

Опробовав различные методики, включая Alexander Technique и йогу, мой наставник и преподаватель виолончели Марк Черчилль познакомил меня с методом Фельденкрайза. Это открытие стало поворотным моментом в моей музыкальной жизни. Фельденкрайз, казалось, объединил различные элементы обучения и предложил свежий взгляд, выходящий за рамки традиционных методов. Я обрела обновленное чувство радости, предвкушения и желания заниматься, которое изменило мой подход к музыке. 

На протяжении моего пути я продолжала преподавать, делясь своими знаниями и идеями со студентами всех уровней. Мой педагогический опыт, основанный на принципах Фельденкрайза, стал источником радости и эффективности, помогая студентам раскрыть свой собственный потенциал для более комфортного и выразительного музицирования. Я помогаю студентам освобождаться от физического напряжения, используя целый ряд стратегий, усвоенных из своего опыта с Фельденкрайзом и другими методиками. 

Принципы метода Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза – это система соматического образования, разработанная Моше Фельденкрайзом (1904-1984), израильским физиком и инженером. Этот метод сосредоточен на улучшении осознания движения и содействии более эффективному физическому функционированию. В его основе лежит принцип повышения осознанности и исследования различных двигательных паттернов, благодаря которым люди могут улучшить своё общее благополучие и уменьшить физические ограничения или дискомфорт.

Ключевыми принципами метода Фельденкрайза являются

  • повышение осознанности – обучение происходит через наблюдение и осознание собственных движений и ощущений;
  • функциональная интеграция – понимание взаимосвязи различных частей тела и их роли в движении;
  • дифференциация – способность выполнять движения плавно, без лишнего усилия;
  • обратимость – умение менять и возвращать движения в исходное положение;
  • самоорганизация – развитие способности к естественному, эффективному движению без напряжения.

Метод Фельденкрайза реализуется в двух форматах: групповые занятия «Осознание через движение», где педагог ведёт участников через серию двигательных заданий, и индивидуальные занятия «Функциональная интеграция» с непосредственным контактом преподавателя.

Главная цель метода – научить людей более эффективно использовать своё тело, двигаться комфортно и без ненужного напряжения. Это улучшает общее физическое и психическое благополучие, помогает преодолеть хронические болезненные состояния. Метод Фельденкрайза широко применяется музыкантами, актёрами, спортсменами, а также людьми с ограниченными возможностями для повышения качества жизни.

метод Фелденкрайза

Битва против напряжения

Одним из главных направлений этого метода для музыкантов является свобода от правил, которые сидят в голове и мешают исследовать собственный подход к использованию тела во взаимодействии с инструментом. Я говорю о постановке тела в традиционном методе обучения. Свобода от правил позволила мне экспериментировать с телом по-разному и освободила меня в умственном плане, а кто свободен в голове, тот свободен и телом. Также свобода от правил способствует открытию истинных способностей и себя. Это очень важно в творческой профессии — донести свою мысль или идею. Следуя правилам, очень сложно открыть свою индивидуальность. 

 

Второй принцип, изменивший мое сознание — это «ожидание тела». Можно попробовать это упражнение в повседневности: перед любым действием, особенно если это касается различных телесных упражнений, которые вы делаете ежедневно, подождите ваше тело. Дайте понять мозгу, что движение идет от тела, а не от приказа мозга. В этом упражнении важно осознать, как в любом движении, все тело организуется вокруг места, с которого идет действие. В игре на скрипке это как дать время своему телу найти правильную ноту или издать звук, который вы предполагаете. Мне это очень помогло со склонностью к спешке. Суета – наш главный враг на сцене и в жизни. От волнения я склонна торопиться в игре и теряю контроль. «Ожидание тела» помогает мне по сей день. 

 

Еще один принцип метода – отношение к собственному телу. Однажды мой учитель по Фелденкрайзу спросил: «Как вы относитесь к своему телу?». Я ответила, что занимаюсь спортом, делаю йогу, правильно питаюсь и хорошо сплю – как я считала, этого вполне достаточно. Но не все так просто. 

 

После урока я начала чаще спрашивать себя, как чувствует себя мое тело, когда я играю сложный пассаж или извлекаю звук, в котором приходится растрачивать много физической энергии. Часто мне было неудобно играть, скажем, двойные ноты, или я силой заставляла себя играть громко, не слушаясь своего тела, в итоге получая усталость, а за усталостью – потерю мотивации играть или заниматься. Чем больше ты осознан по отношению к своему телу, тем дольше ты остаешься работоспособным, и удовольствие от игры — это приятный бонус. Можно получать удовольствие от игры без страданий. Я не верила, что это возможно. Но теперь ощущаю это. Шаг за шагом игра и занятия приносят мне радость.  

 

Другие ощущения приходят очень естественным способом. Мой учитель хорошо справляется с тем, чтобы не давать мне правила и направляет меня исследовать тело во время игры своим путём. 

Раскрытие музыкального потенциала: влияние метода Фельденкрайза на исполнительское мастерство музыкантов и преподавание музыки на основе принципов Карен Клей

Принцип пропорционального распределения мышечных усилий гласит, что крупные мышцы выполняют основную работу, а мелкие – более тонкие задачи. Такой подход нацелен на воспитание гибких, чувствительных и отзывчивых рук и кистей при сохранении силы. Фельденкрайз подчеркивал, что поднятие пальца должно задействовать такой же минимум усилий, как поднятие ноги или головы, побуждая нас исследовать пути достижения такой лёгкости.

Улучшение баланса имеет первостепенное значение для любых форм движения, включая исполнение музыки. Этот принцип побуждает музыкантов выравнивать центр массы тела над опорной базой, улучшая устойчивость и эффективность. Баланс всегда был важнейшим аспектом преподавания и исполнения, с параллелями, найденными в боевых искусствах, где практики подчёркивают баланс как основополагающий для их практики.

Вопрос управления дыханием находит отклик у музыкантов, а Фельденкрайз проливает свет на важность сохранения свободного и непрерывного дыхания во время активности. Для многих музыкантов задержка дыхания или использование неестественных дыхательных паттернов являются проблемой. Фельденкрайз предлагает эффективные методики для содействия свободному и беспрепятственному дыханию, критически важному аспекту выразительной и расслабленной игры.

Концепция «первичного контроля» в технике Александера, которая подчеркивает правильное выравнивание головы, шеи и спины, согласуется с идеей, что положение головы определяет тонус всего тела. Этот принцип поощряет интегрированные движения тела и подчёркивает важность понимания взаимосвязи осанки головы и общей координации тела.

Музыканты часто сталкиваются с неожиданными сложностями во время выступлений, такими как пропущенные ноты или неуклюжие сдвиги. Зрелое поведение в этом контексте предполагает спонтанное реагирование на такие сложности без принуждения. Это позволяет без лишних усилий и эффективно реагировать на непредвиденные ситуации, способствуя свободе в музицировании.

Подобно балансу, достижение равномерного мышечного тонуса сводит к минимуму ненужное напряжение и способствует легкости и свободе движения. Работа по методу Фельденкрайза особенно эффективна в воспитании этой способности, обеспечивая музыкантов активом, который значительно улучшает их игру.

Фельденкрайз бросает вызов традиционному понятию «правильной осанки». Вместо этого он подчёркивает способность двигаться в любом направлении без предварительной подготовки, что приводит к лёгкости и свободе в игре. Осознание того, как тело естественным образом организует себя в разных ситуациях, ключевое для достижения такого рода «правильной осанки».

Айнур Тулендиева

Обучение через деятельность

Опытное обучение посредством исследования, проб и ошибок имеет первостепенное значение для музыкантов. Принципы Фельденкрайза побуждают музыкантов сосредоточиться на своих целях, таких как легкость, свобода и баланс, экспериментируя с различными методиками и подходами для достижения этих целей.

Изменения в музыкальном исполнении могут быть нелинейными, спровоцированными вариациями действия или среды. Музыкантов побуждают постоянно исследовать различные способы игры, будь то сидя, ведя смычок или смещая позицию, чтобы избежать застревания в привычных шаблонах.

Понимание пространственных соотношений и координации посредством ориентации имеет первостепенное значение для музыкантов. Осознание своих отношений с окружающей средой, такой как пол, стены и потолок, может значительно повлиять на баланс и мышечный тонус.

Обратимость имеет решающее значение в музыке, где часты быстрые смены направления. Музыканты часто сталкиваются с трудностями при смене направления смычка, переходах между струнами и смещениях позиции. Способность остановиться или изменить направление без колебаний или нарушений имеет первостепенное значение для «бесшовного» исполнения.

Исправлять — значит ошибаться. Работая над собой или другими, не следует применять силу для навязывания конкретных результатов. Вместо этого речь идет о вызывании способности человека к самоорганизации. Такой подход особенно ценен в обучении и самосовершенствовании, поскольку стимулирует естественную и эффективную саморегуляцию.

Наши действия в значительной мере зависят от нашего самообраза. Понимание того, что наш самообраз формируется наследственностью, образованием и самообразованием, позволяет музыкантам преодолевать самоограничения и раскрывать свой полный потенциал.

Заключение

Метод Фельденкрайза предлагает музыкантам всеобъемлющий инструментарий. Эти принципы, укоренённые в соматической практике, затрагивают многогранные задачи, с которыми сталкиваются музыканты, от снижения напряжённости до улучшения музыкальной выразительности. Интегрируя эти принципы в свою практику и преподавание, музыканты могут раскрыть новые уровни комфорта, лёгкости и мастерства в музицировании, содействуя более радостному и результативному музыкальному пути.

Айнур ТУЛЕНДИЕВА
Магистр скрипичного исполнительского искусства и обладатель диплома о высшем исполнительском образовании,
Бостон, Массачусетс, США
Website:  https://www.ainurt.com   

 

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.