Рецензия на книгу «Алтай шежіресі» Х. Омара

Бурный и яркий всплеск большого количества интересной, качественной по многим параметрам, а главное – очень полезной для современного казахстанского общества литературы – позитивная тенденция в книжном мире южной столицы и всей нашей независимой страны. Профессиональное осмысление этого культурного феномена ещё ждёт своего часа, но хочется, чтобы это очарование продлилось дольше: вследствие бездумной коммерциализации образования и науки, сокращения гуманитарно-образовательных программ и часов на литературу в школах и университетах возникла острая потребность в книге, источнике чистоты, нравственности и подлинной духовности.

Современные издатели первыми наиболее остро уловили эти запросы общества, выпуская историческую и художественную литературу. Именно литература и история всегда имели и будут иметь наибольшую ценность для интеллектуального читателя в силу их неистребимой духовности и неустанного стремления к истине и познанию человека и всего человеческого рода. Лишь благодаря литературе, фольклору, эпосу, мифологии и истории (в основе которых лежит традиционный эстетический идеал) можно выстроить и свою правильную национальную модель образования и воспитания молодёжи.

Основное качество современной литературы – её сопричастность к судьбам страны. В условиях глобализации и вестернизации общества авторы поднимают ключевые проблемы национальной истории, нашего реального самостоянья в этом хрупком, ненадёжном мире, который казахи называли жалған дүние – призрачный мир. Глубокие подходы в осмыслении древних истоков, обращение к начальным основаниям национального бытия свидетельствуют о силе духовной традиции и о свободе самовыражения современного писателя.

Одна из таких книг-размышлений – энциклопедический труд «Алтай шежіресі»[1] («Родословие Алтая»). Предисловие, резюме, послесловие, дополнение – весь научный аппарат книги – подготовлены к изданию известным филологом, историком, писателем, культурологом Хакимом Омаром. Основная тема книги – генеалогия и структура древнейшего казахского рода Алтай, входящего в племенную систему Аргын, который более известен нам по жизни и творчеству Абая, Шакарима и Мухтара Ауэзова – наших замечательных литераторов. Основная идея книги: каждый казахский род представляет собой отдельный фрагмент генетической матрицы, положенный в основу могучей родоплеменной структуры единого казахского народа, известного под мифическим именем Алаш.

На примере казахского рода Алтай показано, что «всякий казахский род, разрастаясь в людях и поколениях, своим живым присутствием доказывает жизнеспособность, право не только на существование, но и на преображение, на решение проблем социальной структуры сегодняшнего общества» (Х. Омар). Продуктивная мысль! Жизнеспособность рода обеспечивает жизнеспособность духа, языка, эпоса и правдивой народной истории.

Об этом мы вспоминаем, когда самые просвещённые европейцы, далёкие от специфики казахского кочевья, задают нам вопрос о подлинности или об авторстве тех или иных древних и средневековых жырау и акынов. Соотнесенность имени жырау или акына с конкретным казахским родом подтверждает их реальное существование в прошлом. И конкретный текст этого певца принадлежит именно этому роду. И все другие, соседние, роды и племена, разумеется, знают об этом.

Витальность же казахского языка, как и всех других, тюркских, также проявляется в удивительных, неистребимых временем устойчивых оборотах, диалектах, говорах конкретного рода. О казахском эпосе и говорить нечего! А мифология? Она дошла до нас из самых глубин веков. Наиболее живучим оказался пласт демонологии, астральной и солярной мифологии. Более 500 мифических персонажей сохранила коллективная родовая память казахов. Представьте себе теперь, каким несметным духовным богатством обладает уже каждое племя, состоящее их подобных родов, и весь народ, состоящий из этих племен!

Вместе с тем, пишет Х. Омар, «каждый род имеет идентификационную характеристику, свою отличительную черту, индивидуальный портрет. В системе восприятия ценностей родового общества “родовой признак” является и остаётся важным индикатором его особенности, инаковости, и каждый представитель очень дорожит достоинствами своего рода. В его представлении они абсолютны и выгодно отличают от других». Память рода – объективно сущее, уникальное культурно-историческое явление. Разговор о ней особенно актуален сейчас, когда мы ощущаем на себе «глобальный натиск западной цивилизации», когда мы едва «не лишились своей фундаментальной основы – традиционной системы организации общества, основанной на базе кровных уз». Но ведь именно по такому древнему родовому принципу устроена вся жизнь современной Японии, добившейся на сегодня самых высоких результатов: социальных, экономических, торгово-промышленных, технологических, – главными чертами которой остаются «общественный дух, общинная солидарность» семьи, клана, во главе которого стоит патриарх (имя рода).

Поэтому, прав исследователь в том, что «родовая система далеко не исчерпала свои возможности в социальной организации общества. Эта сильная структура, мощь которой кроется в кровных связях, где каждый член рода ощущает силу притяжения, неудержимое влечение друг к другу». И, быть может, добавим мы, такой поворот в истории народа Алаш ещё возможен. И не стоит бояться его! Дискуссионным в книге считаем мнение автора и о том, что «род обладает внутренним образом, в котором, по его представлению, почти нет изъянов. Проецируя вымышленный идеал, он всегда видит своё отличие, своё превосходство, которым очень дорожит. Эта способность воспринимать себя иным, чем ты есть на самом деле – особый родовой взгляд, самобытная концепция и своеобразный код жизни. Примечательный факт: каждый казах, к какому бы роду ни принадлежал, гордится происхождением и считает его первым среди равных».

Здесь нам следует остановиться на трёх, очень важных, пунктах: а) казахский род, сформированный в особых геоландшафтных условиях, конечно же, «обладая внутренним образом» (присущими лишь ему понятиями, свойствами и признаками), никогда не задумывается «о своих изъянах», он просто живёт и борется за своё существование с внешними врагами и суровой природой; б)  «своё отличие» и «своё превосходство» он видит всегда лишь только во внешней оценке, например, в оценке какого-либо чужеземного гостя или при встрече с представителями других родов, или в песне акына чужого рода, когда тот гордится своим эпосом и своими предками. Только здесь естественно и мгновенно возникает система оппозиции, вызванная ущемлением чести (намыс, ар, ұждан, ұят, абырой и т.д.). Кочевая мудрость не позволяет казаху выявлять себя прежде, чем он не уяснит для себя сути происходящего и смысла говорящего. И «своё отличие» и «своё превосходство» он наиболее ярко проявляет лишь в айтысе-состязании или когда противопоставлен внешней угрозе (феномен национального достоинства); в) «каждый казах, к какому бы роду ни принадлежал, гордится происхождением и считает его первым среди равных». Здесь автор абсолютно прав, но в этом кроется и корень всех наших трагедий. Можно и нужно гордиться достижениями рода, именами славных его сыновей: акынов, учёных, общественных деятелей, но важнее – самому быть достойным этих имён, чем лишний раз выдвигать их на общее обозрение, прикрываясь ими как могучим щитом.

Казахская кочевая эпическая культура предполагала некий эстетический идеал, к которому всегда следовало стремиться. В древнее время это был герой рода, аруах, славный дух предков. Уже во времена Абая, то есть с концом «героической эпохи» и началом колонизации, эта семантика подверглась искажению, и на первый план вышло краснобайство, пустое бахвальство своим родом и предками. Об этом и пишет Абай в «Словах назидания». Основной воспитательной целью родового идеала должно быть не «превосходство», которое ведёт к разъединению казахов и народа Алаш, а следование родовым и племенным идеалам, которые имеют казахское общенародное значение. В этом нам видится проблемное поле исследования Хакима Омара.

Поэтому так огромно значение книги «Алтай шежіресі» для роста гражданского национального самосознания. Целевая аудитория книги – интеллектуальная казахская молодёжь, студенчество, граждане страны-азаматы, желающие построить крепкое, сильное и подлинно гражданское национальное государство. Книга несёт в себе важное культурологическое и образовательно-воспитательное значение. Предвидя полярность мнений в современном обществе, автор пишет: «Некоторые современные социологи, философы, историки и другие из своего кабинетного угла не устают говорить об архаичности традиционного социокультурного уклада, где преобладают родовое миросозерцание и клановая организация общества, клеймят образ жизни, соотнося его с отжившими формами прошлого, называют устаревшим анахронизмом, не расположенным к интеграционным процессам современной жизни, заявляют, что ему нет места в проекте нового жизнеустройства. Однако эти “пережитки родового строя” выработали мощный механизм защиты; так живой организм при неблагоприятных условиях впадает в состояние, когда жизненные процессы резко замедляются, что называется анабиозом, и потом, пережив трудное время, вступает в нормальный цикл развития». И здесь мы, думаем, автор, безусловно, прав.

Единственной правдой на нашей планете Земля остаётся сама земля. Источник жизни на земле – природа Земли, наш общий смысл и наш общий дом. Единственная и уникальная социальная система на этой земле – род человеческий, дитя природы и разума. Казахский кочевой род, который жил по законам природы – наиболее всего отвечает законам космоса и циклам Земли. В языке, обрядах, в мировоззрении этого древнего кочевого народа – вся программа человечества, как бы не изгалялись над этой простой и вполне очевидной мыслью самоуверенные глупцы. В этой программе – смысл и норма человеческого существования, тайны мирового языка, письма и происхождения человечества, золотая середина человеческой жизни и даже выход из современного тупика, куда завела все земное человечество стремительно развивающаяся глобализация. Сегодняшнее человечество в других своих формах все же приходит к кочевью, к его правильному пониманию, и ему, всемирному человечеству, при этом не хватает начальных духовных оснований. И тут речь не идёт об исламе, но о гармонии человека и рода с природой, о Степном знании кочевников, о котором пели древние казахские жырау.

«Ствол могучего генеалогического древа, сколько бы ни пытались его срубить, произрастал с новой силой. На место отмиравшим или срубленным ветвям приходила молодая поросль…» – завершает свою энциклопедическую работу автор. Именно в этой витальности мы видим особую ценность книги. Это важный вклад в историю культуры, в этнологию и генеалогию тюркских племён. Пожелаем же её автору, Хакиму Омару, широкого отклика аудитории и творческого взлёта в этом сложном и противоречивом мире. Уверен, что книга послужит компасом устремлений, исторической памяти и духовной нравственности всего человечества.

доктор филологических наук Е.Д. Турсунов,
канд. филол. наук, доцент КазНУ им. аль-Фараби К. Жанабаев

[1] «Алтай шежіресі». Сост. I. Ісләмов. – Алматы: Темірқазық баспасы, 2014. – 1020 бб.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.