В рамках Годового абонемента от Казахской государственной филармонии им. Жамбыла 24 апреля состоялся концерт, посвящённый жанру каприччио. Участие в нём приняли дирижёр Александр Поляничко (Россия), виолончелист Борис Бараз (Франция), скрипач Амир Бисенгалиев и пианист Арман Тлеубергенов (Казахстан). Вечер вёл Юрий Аравин.
В одном из словарей XVII века каприс (в другой транскрипции — каприз) определён как «произведение, в котором сила воображения имеет бо́льший вес, чем следование правилам искусства». К капризам обращались многие композиторы, самый известный среди них в наше время – Николо Паганини, чьему перу принадлежат 24 каприса для скрипки соло.
На концерте прозвучали Каприччио композиторов разных эпох и народов: М. И. Глинки, К. Сен-Санса, Ф. Мендельсона, Н. Римского=Корсакова, П. Чайковского. В как всегда обстоятельном вступительном слове и в комментариях к произведениям Юрий Петрович Аравин познакомил слушателей с идеей концерта и с приглашёнными исполнителями. Александр Поляничко – российский дирижёр и музыкальный педагог, дирижёр Мариинского театра, главный дирижёр Государственного камерного оркестра Белоруссии, преподаватель Белорусской консерватории, Лауреат первой премии VI Всесоюзного конкурса дирижёров, Заслуженный артист Российской Федерации.
Первым номером программы стала «Арагонская хота» М. И. Глинки – симфоническое произведение в жанре каприччио. В ней раскрываются все краски солирующих инструментов и их виртуозные возможности. Вторым номером прозвучало «Рондо каприччиозо» К. Сен-Санса. Солист – известный скрипач Амир Бисенгалиев. Он известен казахстанской публике как вундеркинд-виртуоз. С 12 лет на тот момент ученик школы им. К. Байсеитовой выступал с симфоническим оркестром. На данный момент он является руководителем камерного оркестра и педагогом по классу скрипки в школе им. К. Байсеитовой. Виртуозная техника сочеталась в его выступлении с глубоким пониманием композиторского замысла.
Завершило первое отделение «Блестящее каприччио» Ф. Мендельсона, солист Арман Тлеубергенов – педагог КНК им. Курмангазы и солист Казахской государственной филармонии им. Жамбыла.
Жанр «каприччио» раскрывает именно капризный характер и в тоже время волевой, гордый, напористый, а главное грациозный. Сочинение Ф. Мендельсона виртуозное, технически сложное, но очень красивое и легко воспринимается слушателем. В интерпретации А. Тлеубергенова блестящая виртуозность сочеталась с выстроенным художественным образом.
Во втором отделении прозвучали «Испанское каприччио» Н. Римского-Корсакого и «Итальянское каприччио» П. Чайковского – музыкальные впечатления русских композиторов от красот европейских стран. «Испанское каприччио» Н. Римского-Корсакова было написанно в 1887 году после поездки в Испанию. Это произведение оригинально по форме: сюита с чертами рондо. Из пяти входящих в него частей первая, третья и пятая представляют собой повторяющийся рефрен «Альборато», а вторая и четвёртая – жанровые музыкальные зарисовки.
«Итальянское каприччио» П. Чайковского поначалу не было понято слушателями. После первого исполнения в 1888 году появились довольно резкие рецензии: «Это произведение для садового оркестра», – говорили некоторые современники великого композитора. Сегодня же «Итальянское каприччио» входит в репертуары лучших мировых оркестров. И его можно отметить как самый яркий номер этого концерта. От начального соло трубы, символизирующего сигналы трубы военной казармы, возле которой жил в Италии Чайковский и до последнего аккорда оркестр звучал практически идеально.
Заверщающим номером стала ещё одна итальянская зарисовка П. Чайкосвкого – «Пеццо каприччио» для виолончели с оркестром,солист – Борис Бараз (Франция).
Маэстро Бараз – прекрасный исполнитель и яркий артист, весь номер он находился в прямом контакте со слушателем, вся музыка проходила через его душу, его инструмент. Концерт завершился в атмосфере праздника. Солистов публика одарила эмоциональными овациями.
Антон СОМОВ, музыковед