Весенний подарок (о I Фестивале камерной музыки)

Нынешняя весна преподнесла большой подарок профессионалам и любителям классической камерной музыки. В Алматы с 18 по 24 апреля в зале им. А. Жубанова Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, впервые в истории консерватории, прошел I Фестиваль камерной музыки. Фестиваль был подготовлен и организован кафедрой ансамблевого искусства. Инициатива этого грандиозного Проекта принадлежит зав. кафедрой, профессору С.М. Медеубаевой.

Фестиваль продемонстрировал всю серьезность подхода к таким масштабным проектам, как со стороны педагогов, так и со стороны исполнителей. В течение одной недели со сцены звучали лучшие образцы камерной музыки эпохи Барокко, венских классиков, композиторов-романтиков, импрессионистов, русских и казахских композиторов, а также вокальной музыки. Впрочем, не будем забегать вперёд, а расскажем о шести незабываемых вечерах искусства и гала-концерте по порядку. Тем более, что каждый из концертов фестиваля посвященный отдельной теме, действительно этого заслуживает.

В первый день открытия фестиваля в малом зале им. Жубанова состоялся концерт барочной музыки, представленный произведениями Ж.-Б. Люлли, А. Фальконьери, А. Вивальди и П. А. Локателли, а также трёх струнных квартетов М. Равеля, А. Дворжака и Ф. Шуберта. В концерте наряду с уже опытными мастерами, такими как Д. Курманалинова, О. Калько, М. Керимбаев, М. Нарбеков, приняла участие целая плеяда молодых, начинающих свой творческий путь, исполнителей, что было довольно симптоматично для первого фестиваля такого масштаба – в результате каждый вечер преподносил слушателям новые открытия и новые имена.

Второй концертный вечер был посвящен романсу. Наряду с замечательным и известным дуэтом лауреатов международных конкурсов Г. Узенбаевой и Г. Нургалиевой, выступили солисты ГАТОБ им. Абая А. Кожухарова, Э. Сакавов и магистрантка Г. Байнеш. В программе концерта прозвучали шедевры вокальной музыки И. С. Баха, Дж. Россини, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, Е. Брусиловского, Л. Хамиди, Г. Жубановой.

Концертная сцена на третий фестивальный день была предоставлена трио «Самрук» в составе Д. Панаргалиевой (фортепиано), В. Каратаевой (скрипка), М. Нуржанова (виолончель). Исполненные в программе трио Й. Гайдна № 25, фа мажор, трио К. Дебюсси соль мажор и трио Р. Шумана №3, ор.110 соль минор, продемонстрировали безупречные исполнительские качества музыкантов ансамбля, в котором каждый из участников, ясно представляя свою роль, в то же время являлся частью единого слаженного организма. Вспоминая этот концерт, особо хочется отметить стилистически выверенный «градус» трактовки исполнения трио соль мажор К. Дебюсси.

В четвёртый день фестиваля перед слушателями выступил дуэт лауреатов международных конкурсов Нарбеков-Омирбекова. Заявленные в программе сонаты для виолончели и фортепиано Л. Бетховена ля мажор ор. 69, Д. Шостаковича ре минор ор. 40 и С. Рахманинова соль минор ор. 19 уже говорили о высоком уровне музыкантов, которые зарекомендовали себя победами на международных конкурсах. Техническая отточенность и эмоциональный накал исполнения не оставили никого равнодушным в зале.

Одним из самых ярких дней фестиваля стал вечер трио с духовыми инструментами. Было исполнено редко звучащее трио для валторны, скрипки и фортепиано Й. Брамса ор. 40, ми-бемоль мажор. Благодаря прекрасному исполнению В. Каратаевой (скрипка), В. Иванова (валторна) и М. Сепп (фортепиано) было трудно поверить, что партнёры впервые выступали вместе. Остальные номера программы словно сгруппировались вокруг этого трио. Это и трио Й. Брамса для кларнета, виолончели и фортепиано ля минор ор.114 в замечательном исполнении Д. Буркитбаева (кларнет), С. Атагельдиевой (фортепиано), Т. Каратаева (виолончель) и трио для аналогичного состава исполнителей А. фон Цемлинского ре минор в исполнении А. Мельниковой (фортепиано), Д. Буркитбаева (кларнет), Т. Каратаева (виолончель), представившими новое и одухотворенное прочтение произведения, и трио соль минор А. Хачатуряна для кларнета, скрипки и фортепиано в исполнении А. Антипиной (фортепиано), Г. Байузаковой (скрипка), Б. Жоламана (кларнет).

Гульжамиля Кадырбекова

Автор — Гульжамиля Ихсановна Кадырбекова, Народная артистка РК, профессор

В последний день фестиваля на сцене с блеском выступило трио «Andare», давно и успешно зарекомендовавшее себя на международных конкурсах и фестивалях. Слушателям была представлена интересная программа, составленная из тр`х крупных сочинений: трио Й. Брамса си мажор ор. 8, , трио А. Дворжака «Думки» ми минор ор. 90, и трио Э. Шоссона соль минор ор. 3. Трио в составе лауреатов международных конкурсов Ж. Кожахметовой (фортепиано), Д. Базарбаевой-Сахаман (скрипка), Т. Каратаева (виолончель), образовалось в 2009 году, в классе профессора С. М. Медеубаевой и вот уже на протяжении семи лет старается держать высокую планку.

Завершающим аккордом I фестиваля камерной музыки стал Гала- концерт. На сцене большого зала КНК им. Курмангазы выступили участники фестиваля, продемонстрировав высочайший уровень исполнительского мастерства, а также юные учащиеся из республиканских колледжей. В этом и есть глубокий просветительский и воспитательный смысл и значение фестиваля, в котором прослеживается профессиональная преемственность, передача эстафеты подрастающему поколению музыкантов.

Цель проведения фестиваля – популяризация классического наследия камерной музыки, привлечение молодых талантливых музыкантов, открытие новых имен, возможность обмена опытом – была достигнута!

Хочется отметить, что вход на все концерты был свободным. Это позволило расширить аудиторию слушателей. Остается надеяться, что у фестиваля будет большое будущее, что I фестиваль будет способствовать расширению связей между талантливыми музыкантами разных стран и внесет свой вклад в развитие камерно-ансамблевого исполнительства.

 

Гульжамиля КАДЫРБЕКОВА
Народная артистка РК, профессор

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.