Мнения
На занятиях по музыкальной критике и музыкальной журналистике (класс профессора Т. К. Джумалиевой) студентам-музыковедам было предложено познакомиться с произведением Виктора Екимовского «Балетто для дирижера и музыкантов» и с первого прослушивания в письменной форме представить на обсуждение свои впечатления. Предлагаем Вам, уважаемый читатель, широкий спектр мнений музыковедов третьего и четвёртого курса КНК им. Курмангазы по поводу этого оригинального сочинения современного российского композитора, изложенных в неожиданной форме.
Дарья Коцупей:
Театр одного дирижёра (воображаемый репортаж)
Этого концерта не было, но вообразим, что он всё-таки был. 1 июня 2015 года в Концертном зале консерватории имени Курмангазы, выступил известный дирижёр и перкуссионист Марк Пекарский со своим оркестром ударных инструментов. Билеты на концерт были раскуплены ещё за неделю, но желание побывать на таком захватывающем творческом мероприятии подтолкнуло меня на мысль, что за неимением билета, я войду в зал в качестве репортёра и корреспондента «Новой музыкальной газеты».
Итак, нами ведётся воображаемый репортаж из Концертного зала.
На сцену выходят музыканты, а затем дирижёр – Марк Пекарский. В их исполнении сегодня прозвучит «Балетто для дирижёра и ансамбля ударных инструментов», созданное в 1974 году, одного из лидеров новой русской музыки, новатора и сторонника экспериментов, композитора-авангардиста – Виктора Екимовского. Напомним, что его многочисленные «Композиции» звучат в концертных залах России и Европы. Это произведение известно ещё и под другими двумя названиями: «Балетто для дирижера и музыкантов» и «Балетто для дирижёра и любого состава».
Выход на сцену дирижёра, сам по себе был неординарно-экстравагантным, эпатажным. Энергичной походкой, создающей впечатление пружинки, размашистыми шагами, и с незаурядной улыбкой на лице, в которой отражались все 32 зуба, он задал настроение залу на весь вечер.
Выйдя на сцену и поклонившись, он застыл в таком «улыбчатом положении» … лицом к зрителям. Я подумала, что одна не понимаю происходящего, и посмотрела в зал. Все сидели в таком же недоумении.
Но вдруг… неожиданный взмах рук Марка Пекарского, напоминающий взмывание птицы в небо, и резко зазвучали ударные. Раскрывая эмоционально-образное содержание произведения, дирижёр щедро, как из рукава волшебника, сыпал необычные потоки звуков, гроздья диссонантных комбинаций на слушателя, испытывавшего огромное удивление (состояние удивления – «первая из всех страстей» по Р. Декарту), но в целом принимающего подобное «действо». Дирижёрские приёмы напоминали таинственные, мистические жесты, которые понимают только музыканты ансамбля. Здесь и взмахи волшебной палочкой, и элементы фехтования, неряшливые взмахи – удары то одной, то другой, но ногой; «крылья-руки», напоминающие полет птицы. Это был захватывающий музыкально-инструментальный спектакль!!!
Да, это был действительно балет, только не для танцоров, а для дирижёра и его музыкантов. Здесь танцует всё: и пальцы Марка Пекарского, и его ноги и руки, и даже его длинные волосы, которые повторяют странные движения дирижёра. Пекарский вёл себя как ребёнок: то прятался за пюпитром, то вновь выныривал, как бы играя со зрителем, то, как словно капризничая скидывал листы партитуры с пюпитра.
После окончания произведения все сидели ошеломлённые, и только спустя минуту зрители и я зааплодировали. Концерт поразил и удивил всех. После, мне удалось быстро пробраться за кулисы и взять интервью у Марка Пекарского. Но, об этом уже в другой статье, которая будет в своё время, и как сказал в интервью Пекарский: «Всему своё время… и это было моё время, за которое я попытался связаться со зрителем, передать ему свои эмоции».
Ярослава Кременцова:
К прослушиванию авангардного сочинения
Современные композиторы уже не ломают головы и перья над выразительностью мелодических фраз, потому музыка не разливается романтическими гармонизациями, а заставляет слушателя поднапрячь не только слух, но и извилины: «Что же подразумевал автор, представляя на суд слушателей своё новое сочинение?» Маловероятно, что творцы наших дней черпают идеи, разгуливая по лесу, сочиняя музыку в уме или же, слышат в сновидениях. Идея – вот что становится настоящим лейтмотивом современной композиции. Именно идея может неожиданно упасть на голову как кирпич, осенить прямо в ванне наподобие «эврика», об неё можно внезапно «споткнуться» и создать нечто из ряда вон выходящее. Как, например, отплясывающий без палочки дирижёр, который повёрнут лицом к залу, и своими движениями показывающий или разминку кистей рук или приёмы кунг-фу.
Вы обескуражены? Решили ли вы что перед вами погорелый театр или академическая музыка спустилась в такие тартары, что реанимировать её практически невозможно? Отнюдь, в XX веке идея синтеза искусств преподнесла неожиданный эксперимент – инструментальный театр, точно так же как и в начале XVI века дала жизнь жанру оперы. Так, например автора Baletto, харизматичного председателя Ассоциации Современной Музыки-2, композитора Виктора Екимовского посетила фантазия дать исполнителям полную свободу расшифровки движений дирижёра. Созданию произведения предшествовала беседа с близким композитору издателем, поддерживающим самые разнообразные эксперименты. Глядя как композитор засомневался в целесообразности воплощения замысла, «крёстный отец» многих последующих сочинений, едва не пинком выставил В. Екимовского за дверь, снабдив репликой «не появляться, пока произведение не будет написано». Такова история появления на свет Композиции №14 Baletto для дирижёра и любого состава музыкантов. На сегодня это одна из популярнейших задумок российского композитора, выдержавшая более 150 исполнений. А самая известная интерпретация принадлежит Марку Пекарскому, активно размахивающему ногами и рассыпающему нотные листки вокруг дирижёрского пульта.
Мнения могут разниться, зрители – внимать с любопытством или же смеяться над движениями дирижёра, напоминающего Василису Прекрасную, размахивающую рукавами, или даже скорее её «грациозных» родственниц, а созданием музыки всё также как и столетия назад движет идея или фантазия композиторов, раздвигающих границы музыкального искусства.
Антон Сомов:
Танцуй, дирижёр!
В мире новых технологий, стремительных перемен, ждёшь всегда чего-то необычного и разнообразного. Зачастую нас удивляют не только учёные, но и деятели искусства – художники, скульпторы, композиторы, музыканты-исполнители, так как они тонко чувствуют своё время, нередко его опережая, стремясь открыть неизвестные стороны мироздания.
Одним из ярких, интересных, а главное запоминающихся музыкальных событий стало знакомство с произведением композитора-авангардиста Виктора Екимовского. Общеизвестен его девиз – «Новое должно быть новым во всех мыслимых отношениях», и в этом плане «Баллето для дирижёра», представленное нам для прослушивания на уроке музыкальной критики и музыкальной журналистики, оказалось полным воплощением слов композитора.
Это новое и яркое театрально-музыкальное представление для слушателя, где дирижёр становится не просто направляющим маяком, а главным действующим лицом. В. Екимовский дает возможность в полном смысле слова пропустить музыку через все тело дирижёра – «Танцуй, Дирижер!».
Состав ансамбля смешанный, в основе ударные инструменты, фортепиано и временами скрипка. Всё необычно – игра музыкантов, движения дирижёра. Можно представить, что это мир пантомимы, где нет слов, а есть только музыка, которая помогает выразить внутренний, театральный мир дирижёра, как это делал великий Чарли Чаплин в мире кино.
Музыка льётся из рук, пальцев, ног, головы «танцующего дирижёра» смотрящего на аудиторию. Такие оригинальные музыкальные произведения, с элементами пантомимы, на наш взгляд, могут сделать жизнь человека проще и разнообразнее. Приходя на такие театрально-музыкальные представления, абстрагируешься от бешеного движения городской жизни. Может в этом и заключается работа композитора?
После прослушивания «в интервью, которого не было» М. Пекарскому был задан главный вопрос о его выступлении и его мнении об этом экспериментально-эпатажном произведении Виктора Екимовского.
– Расскажите свои впечатления о «Балетто», как вы над ним работали?
– Оно удивительное, одновременно сложное и в тоже время простое. За внешне бессмысленными действиями кроется очень даже глубокий смысл. Главная задача, которой мы добивались и добились – это единое дыхание, единый механизм, ведь я жестикулирую за дирижерским пультом совершенно без нот, без всякой схемы, и музыканты ансамбля меня чувствуют. Может быть, в этом и кроется тот самый глубокий смысл. Какие бы суета, напряжение, разрушение и столкновение с внешним миром нас ни окружали, нужно всегда оставаться со своими близкими в единстве, помогать друг другу и направлять друг друга…
Тилекши Жаймуханова:
«Балетто» тыңдаттыруға
Ғасырлар бойы музыкалық мәдениеттің сақтаушысы да, оны көтере білген де халықтың өзі. Ұқыпты сақтап және жақсы дамыта келе ол ұрпайқтан ұрпаққа жеткізіп отырған. Шығарманың да естісі бар, әсері бар демекші қазіргі кезде шығарманың неше бір түрі бар-бірі мұңға жетелесе, бірі шыңға шығарады. Әйтеуір, бір ғажабы әсем әуен тыңдағаннан кейін бір серпіліп, жаңа көзқарастар пайда болатындай…
Музыкалық дыбыстарды адамның жан дүниесіндегі құбылыстарды білдірудің бір түрі деуге болады. Музыка өнері – әр ұлттың ертеден келе жатқан мәдени толғамының бір арнаға құйылып, әрбір асқақты күйімен дамып отыратын көптеген ғасырлық үнінің жемісі. Жалпы өмірдің, бүкіл дүниенің қимыл, іс-әрекетін нақты бейнелейтін, диалектикалық құбылыстарды адами сезіммен қабыстырып, өмір қайшылықтарын әсерлі дыбыстардың ұйқаса үндесуінің әуезді жиынтығы. Әлемде тіршілік ететін адамзаттың не адамдар игілігіне қызмет жасайтын бүкіл өмір мен оның құбылыстарының өзара қарым-қатынаста сырласа үндесуін сезімге жеткізіп отыратын құрал.
Бұл шығармаға көңілім ауған себебі, В.Екимовскийдің дирижер мен музыкант үшін арналған «Балетто» атты шығармасы өте әсерлі. Яғни, шығарманың құрылысы және дирижердің қимыл-қозғалысы жағынан. Менің ойымша, бұл бір ертегінің көрінісі, ал дирижер қимыл-қозғалысымен ертегіні баяндап тұрған секілді. Бұл шығармада мен әуеннің мазмұнын түсінбедім. Тіптен әуен жоқтың қасы. Мұнда көбінесе үрмелі-ұрмалы аспаптардың жайдан-жай қарама-қарсы соқтығысуын елестетеді. Мен үшін бұл шығарманы тыңдау бір ғанибет болды деп айта алмаймын. Әрқашанда классиканы тыңдап, одан кейін жақсы әсер алу қалыпты болған. Ал мында, ешқандай серпіліс, жаңа көзқарастар пайда болған жоқ. Керісінше теріс көзқарастар пайда болғандай…Бірақ, әр адамның есту қабілеті әр қалай…
Классиканы тыңдап жүрген тыңдармандарға «Балетто» шығармасын тыңдау, тіптен көру ауырға соғады. Дирижердің музыканттарға қарап дирижерлауы бізге үйреншікті, ал мұнда дирижер музыканттарға емес, халыққа қарауы таң қаларлық жағдай. Оған қоса дирижерға сай қимылдың орнына оның «билеп» тұрғаны күлкі келтіреді. Атап айтқанда, аяғымен анда-мында сілтеуі, кенеттен дирижердың пульт астына тығылуы, құстың қанатын салуы, секіруі, билеуі, сөйлеуі, алдындағы пульт үстінде тұрған ноталарды жан-жаққа лақтыруы. Бұның бәрі жат қылық. Алғаш көргенде қызық болып соңына дейін тыңдап, аяқталғаннан соң бұл бір сайқымазақтардың әзіл көрсетуі болғанын анық айтуға болады.
Бірақ, қазіргі жаңа заманғы техникаға таң қалу мүмкін емес. Әр түрлі жағдайды көреміз, естейміз. Бірақ мен үшін, маған жаныма жақыны – бұл классика. Бұны өзгерту мүмкін емес!
Алла Снегирёва:
Балетто Екимовского: инновации и сюрпризы
Современная музыка – это словно громкий вызов, что бросают композиторы предшественникам и традициям, полностью отказываясь от них, и представляя взамен нечто совершенно новое, возможно даже шокирующее, но, в то же время, являющееся зеркалом, отражающим действительность и реальность нового времени.
Композиторы XXI века удивляют нас не только тем, что привносят новаторские и радикальные приёмы в музыкальный язык посредствам новых и оригинальных техник звукоизвлечения, новейших гармоний, и даже совершенно непривычных и неожиданных способов игры на знакомых нам инструментах.
Один из ярких представителей таких музыкальных поисков – это российский (а ранее – советский) композитор Виктор Екимовский. И вовсе не удивительно, что за ним устоялась репутация сторонника музыкальных экспериментов. Этот современный композитор прославился как «неукротимый новатор». Его произведения известны как в России, так и за рубежом, и их охотно исполняют отечественные и европейские оркестры, ансамбли и солисты.
«Балетто для дирижёра и любого оркестра». Какое представление может возникнуть у слушателя, прочитавшего одно лишь название произведения? Вопрос сложный. Но когда мы слушаем, а главное видим само исполнение, всё сразу же становится ясным. Что бросается в глаза ещё до начала произведения – это то, что дирижёр, словно в доклассическую эпоху, стоит спиной к оркестру и лицом к зрителям. Что ж, вы уже удивили нас! Но что происходит далее? Далее – балет дирижёра, которого словно как марионетку дёргают за ниточки. Он и прячется под пульт, и небрежно раскидывает ноты партитуры, хаотично машет руками… Дирижёр дирижирует ногами! Слушатель, зритель, может лишь догадываться, что же этим хотел сказать композитор. И, каким бы ни был авторский замысел, Екимовский хотел настолько ярко его выразить, что заставил в самом прямом смысле «танцевать» дирижёра. А почему бы и нет, ведь именно таким необычным подходом и славится современное музыкальное искусство?!
Какая интересная задумка – задействуются не только новые техники звукоизвлечения, и всё то, о чем говорилось ранее. Такие новинки есть и у других современных композиторов. Но ещё никто не включал в действие дирижёра, который и сам использует принципиально новые экспериментальные приёмы дирижирования. Следует отметить, что в качестве дирижёра выступает не менее яркая фигура в современной музыкальной среде – Марк Пекарский, являющийся инициатором многих уникальных проектов в сфере искусства, и можно сказать выступающий не только в качестве интерпретатора, но и равноправного соавтора экспериментов современных творцов.
После знакомства с этим оригинальнейшим произведением В. Екимовского, сразу возникает мысль, какие же ещё новации и сюрпризы ждут слушателя?
Дарья КОЦУПЕЙ, музыковед, 3 курс КНК
Ярослава КРЕМЕНЦОВА, музыковед, 4 курс КНК
Антон СОМОВ, музыковед, 3 курс КНК
Тилекши ЖАЙМУХАНОВА, музыковед, 4 курс КНК
Алла СНЕГИРЁВА, музыковед, 4 курс КНК