С 16 по 25 ноября в Москве проходит VIII Международный виолончельный фестиваль Vivacello. Уже восьмой год виолончель становится главной героиней концертных программ, которые всегда радуют неожиданными премьерами и именами выдающихся виолончелистов современности.
Сама структура фестиваля напоминает живое музыкальное произведение. Она не статична, а логически развивается от концерта к концерту. Правильно расставленные акценты — заслуга художественного руководителя, известного виолончелиста Бориса Андрианова. Пять концертов. Каждый — событие в музыкальной жизни столицы. И каждый можно охарактеризовать по-своему.
«Премьера». Открытие, состоявшееся 16 ноября в концертном зале имени П. И. Чайковского, стало не просто первым вечером фестиваля, но и мировой премьерой симфонической версии концерта для виолончели с оркестром, op. 71 Ришара Дюбюньона, швейцарского композитора французского происхождения. Это совсем новое произведение, работа над которым была завершена только в нынешнем 2016 году. Его исполнили Борис Андрианов и государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Россена Гергова, главным дирижёром Симфонического оркестра болгарского национального радио. Также впервые для российских ценителей новой музыки прозвучал Кадиш для виолончели, струнного оркестра, литавр и тибетской чаши Анны Друбич в трактовке Евгения Тонхи.
«Поэзия». Второму вечеру фестиваля 18 ноября в камерном зале Дома музыки больше подойдёт определение «мелоспектакль». Исполнители — актёр театра «Современник» Артур Смольянинов и Борис Андрианов уже не в первый раз экспериментируют с музыкой и стихами. В этом году дуэт превратила в трио актриса, певица и пианистка Валерия Коган. Свою композицию «Реки и улицы. Иосиф Бродский» они представили как «ритмо-инструментальную конструкцию для трёх инструментов и голоса». Согласитесь, подобные проекты для фестивалей инструментальной музыки — запоминающийся яркий штрих в программе.
«Вечер длиною в жизнь». По Интернету уже разошлись слова маэстро Давида Герингаса о том, что исполнение за один вечер всех виолончельных сонат Бетховена равносильно прохождению жизненного пути композитора за три часа. 20 ноября таким образом музыкант отметил своё 70-летие в Большом зале консерватории. Вместе с пианистом Филиппом Копачевским он заставил и публику проделать путешествие сквозь Время, сжатое в нотном тексте. Пять сонат разделили два антракта. В первом отделении прозвучал op. 5, написанный в 1796 году. В обрамлении двух антрактов оказалась «гордая одиночка» — соната A-dur, op. 69. И в заключении — op. 102. Публике напомнили, что Бетховен замысливал свои сонаты как сонаты для фортепиано в сопровождении виолончели. Но органичность фактуры в сочетании с безупречным звуковым балансом не способны вызвать ощущения довлеющей роли какого-то одного инструмента. Только от сонате к сонате, казалось, густел тембр виолончели и всё более серьёзным становился рояль, будто исполнители на самом деле с каждой частью приближались всё ближе к главной трагедии их создателя — глухоте, которая не смогла убить сущности музыканта.
«Дуэль». Предпоследний фестивальный вечер прошёл 22 ноября в Малом зале консерватории. Cello Duello — музыкальный поединок Йенса Петера Майнца и Вольфганга Эмануэля Шмидта. Дуэт виолончелистов из Германии представил оригинальные произведения для двух виолончелей и свои авторские обработки. В их программе классика органично сочетается с современностью.
Надо отметить, что помимо концертной программы, впервые в рамках Vivacello в Московской государственной консерватории состоялись четыре мастер-класса Vivacello-академии. Их провели Торлейф Тедеен (Швеция), Давид Герингас (Германия), Йенс Петер Майнц (Германия).
25 ноября состоится завершающий мастер-класс Клаудио Бохоркеса (Германия), а вечером того же дня состоится закрытие фестиваля в концертном зале им. П. И. Чайковского, которое посвящено 140-летию Пабло Казальса.
«Виолончель, душа моей души», — говорит одна из героинь Марины Цветаевой. Действительно, Vivacello, задуманный с душой, не оставляет ни одного человека, пришедшего в концертный зал, равнодушным.
Юлия БЕЛОУС, соб. корр. НМГ