65 лет – это немало, но Гафизу Кадыровичу уже удалось сделать столько, сколько с избытком хватило бы на самый долгий музыкальный век. С равной и высокой интенсивностью юбиляр проявляет себя в четырёх сферах творческой жизни – как исполнитель, педагог, композитор и режиссер.
Профессионалы и любители оперного искусства хорошо помнят его мощный и сочный голос, который отличался гибкостью, тембровым богатством и интонационной выразительностью, и прекрасное владение искусством сценического перевоплощения. Ярко проявился его талант в оперном репертуаре. Сочетая в своем творчестве вокальное мастерство с глубокой трактовкой образов, он создал незабываемые образы Жермона, Роберта, Онегина, Абая и др. Гафиз Есимов был первым и единственным исполнителем партий Курмангазы и Махамбета. Но… «Всю свою жизнь, мне приходилось доказывать, что я чего-то стою» – вспоминает с улыбкой Гафиз Кадырович.
Гафиз увлекался музыкой с детства. Его отец великолепно играл на домбре, обладал приятным голосом, и ему хотелось, чтобы и его сын владел инструментом, умел петь. С особой любовью и терпеньем он принялся за обучение сына, вскоре мальчик научился игре на домбре, с удовольствием исполнял понравившиеся ему кюи, увлекся пением. Он стал участвовать и побеждать на различных смотрах и конкурсах. Отец, очень гордился достижениями своего талантливого сына, но, тем не менее, когда перед сыном встал вопрос о выборе профессии, не разрешил поступать в консерваторию! Гафиз, по настоянию отца, сдал документы в политехнический институт на факультет геологоразведки. Но волею судьбы, он оказался в стенах консерватории. В институте, как было принято в советские времена, проходили смотры художественной самодеятельности. На один из таких смотров был приглашен Бекен Бекенович Жилисбаев в качестве председателя жюри. После окончания смотра и успешного выступления студентов, он подозвал к себе Гафиза и сказал ему своим высоким тенором: «Лучше петь и гастролировать, чем искать клад как геолог».
Так, Гафиз, проучившись 3 курса в политехническом институте, все же решил избрать путь профессионального певца и поступил в Алма-Атинскую государственную консерваторию им.Курмангазы (причем, обучение начал с подготовительных курсов) в класс народного артиста РК, профессора Б.Б. Жилисбаева. Зная, что отец не одобрит его решение, Гафиз долгое время скрывал от отца обучение в консерватории. Он твердил себе: «Я должен доказать, что мой выбор правильный». Проучившись несколько лет, в качестве доказательства Гафиз привез домой диплом Лауреата Республиканского конкурса им. К. Байсеитовой (1 премия), позже – диплом Лауреата Международного конкурса им. М. Глинки (3 премия), и Лауреата Международного конкурса им. Ф. Виньяса (3 премия, 1980, Барселона).
После успешного окончания АГК им.Курмангазы (1975) молодого певца приняли в ГАТОБ им. Абая в качестве солиста оперы. Прием был оказан радушный, но были сомнения: «Потянет ли?» Ведь это был период, когда оперное искусство Казахстана переживало творческий подъем. На сцене театра блистали народные артисты СССР Е. Серкебаев, Р. Абдуллин, народный артист РК М. Мусабаев и др.
Но, надо отметить, что широкий диапазон голоса, красота тембра, артистизм, вдумчивое отношение к исполняемым партиям были достойно оценены руководством театра. В 1978 году в Москве проходили «Дни культуры Казахской ССР», где было представлено оперно-балетное искусство. На сцене Большого театра звучала опера П. Чайковского «Евгений Онегин» в следующем составе: Гафиз Есимов, Алибек Днишев, Рахима Жубатурова, Зинаида Власова и др.
Еще одна встреча Г.Есимова с московским зрителем состоялась в более зрелом возрасте, когда праздновалось 150-летие казахского акына и просветителя Абая Кунанбаева. Он исполнил одну из своих любимых партий – Жермона в опере Д. Верди «Травиата».
Гафиз Есимов представлял искусство Казахстана не только в городах России и Средней Азии, но и в Японии, Франции, Италии, ФРГ, Индии, Шри-Ланке, на Мальдивах и в других странах. В памяти слушателей остались концерты, где он исполнял лучшие образцы мировой вокальной классики, но надо отметить, что свою творческую деятельность он посвящал пропаганде казахского искусства. С особой теплотой и любовью он исполнял произведения казахстанских композиторов и казахские народные песни. За яркий исполнительский талант и выдающиеся заслуги перед казахстанским оперным искусством Г.К. Есимов удостоен звания народного артиста Республики Казахстан.
Придя в Алма-атинскую государственную консерваторию на кафедру «Сольное пение» Г.К. Есимов осваивал новую для него творческую стезю, новую профессию преподавателя. И вновь приходилось доказывать, что он «чего-то стоит». Спустя годы можно смело сказать, что он яркий и одаренный педагог. Принципиальность, требовательность, воля и эрудиция – те качества, которые способствуют прекрасному исполнителю воспитать талантливых учеников. Г.К. Есимов выпустил десятки исполнителей и педагогов, и, конечно же, есть основание говорить о его вокальной школе, известной и почитаемой не только в республике, но и за ее пределами. Его ученики стали известными оперными певцами, как в Казахстане, так и за рубежом. Это лауреаты республиканских и международных конкурсов Т.Кузембаев, А.Трегубенко, Ж.Жумагазин. Ж.Шыбыкбаев, М.Байнешов, Н.Бажекенов, М.Махулбеков, Ж. Кантрабаев и дипломант Международного конкурса Б.Тулегеновой Т.Тажигулов, и т.д. Ныне, Гафиз Кадырович Есимов – профессор КНК им.Курмангазы. За многолетнюю, плодотворную педагогическую деятельность и большие успехи в этой области Гафиз Кадырович заслуженно носит ученое звание профессора.
Еще одна из его ипостасей – это сочинительство. Ему близка вокальная музыка, и он довольно ярко сумел проявить себя в этом жанре. Вызывает огромное восхищение его трудоспособность и желание творить что-то новое, незабываемое. При знакомстве с сочинениями Есимова (мне довелось слышать его романсы и песни в концертном исполнении студентов консерватории) прослеживается яркость мелодики, своеобразная интонация, необычная свежесть и эмоциональность.
Большое значение для Гафиза Есимова имеет литературная основа, текст. «Если стихи зацепили, запали мне в душу, то внезапно рождается и мелодия, надо только успеть записать. Меня глубоко волнуют стихи о Родине, о родной земле. Мое первое сочинение было связано с моим родным краем, – вспоминает Гафиз Кадырович. – Как-то я прочитал стихи К.Жылкышева «Атырау – Жайық». Возможно, нахлынули воспоминания из детства или чувство тоски по родине,.. словом мелодия легла на стихи очень быстро и легко. Теперь эта песня звучит как гимн города». Так легкая грусть и ностальгия послужили толчком для раскрытия нового таланта Г.Есимова.
Отметим еще один немаловажный факт: Гафиз Кадырович обладает незаурядными режиссерскими способностями. Им поставлены оперы: «Кыз-Жибек» Е.Брусиловского и «Махамбет» Б.Жуманиязова на сцене ГАТОБ им. Абая. Есимов является автором проекта «Кто мы, откуда?» и ежегодных концертов «Парад баритонов». Последний проект был приостановлен, но в скором времени, певец планирует его восстановить.
Гафиз Кадырович тонко чувствует дух времени и живет в ритме сегодняшнего дня. Он знает, чем интересуется нынешняя молодежь и что необходимо для успешного выступления на сцене, он активно работает с молодыми исполнителями в стенах родного театра, помогая им преодолевать все вокально-сценические трудности.
Многогранен творческий путь Г.К. Есимова. Удалось ли нам одним контуром очертить все его пределы? Ведь многое сделано, но многое еще предстоит нам получить от замечательного педагога, композитора и режиссера.
Редакция «НМГ» от всего сердца, поздравляет Гафиза Кадыровича с юбилеем. Желая творческого долголетия ему – народному артисту РК, профессору, мы желаем тем самым новых успехов казахскому вокальному искусству и всей нашей музыкальной культуре.
Адалят ЮСУПОВА, соб. корр. НМГ