Ажиотаж, нараставший от тура к туру, кажется, в этот день достиг предела: лишние билеты спрашивали в переулках на подходе к консерватории, а вывешенное объявление в окошке кассы «Билетов на конкурс Чайковского нет. Совсем нет!!!» не останавливало страждущих меломанов в их попытках пробиться в зал. Публика, ощутившая конкурсный азарт, ожидала интересного поединка, и не была обманута в своих ожиданиях.
Открывал финальные прослушивания россиянин Сергей Редькин, сменивший в третьем туре рояль Yamaha на Steinway, а после перерыва на сцену вышел американец Джордж Ли. Оба пианиста остановили свой выбор на Первом фортепианном концерте Чайковского и концертах Прокофьева: Сергей Редькин выбрал Второй концерт, а Джордж Ли – Третий. Их заключительные конкурсные выступления сопровождал Госоркестр России имени Светланова с Алексеем Богорадом за дирижерским пультом.
Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского – неизменный атрибут конкурса и его эмблема – стал нелегким испытанием для обоих пианистов. В игре каждого он словно рентген выявил как достоинства, так и недостатки каждого. Сергей Редькин в предыдущих турах показал себя пианистом, которому чужды внешние броские эффекты, однако присущи настоящая музыкальность, красивый и разнообразный звук и чуткость к стилистическим деталям. Но в Первом концерте все эти очевидные достоинства зачастую терялись в громовой оркестровой фактуре, а сам исполнитель не проявлял достаточных лидерских качеств, чтобы стать именно солистом или хотя бы полноправным партнером оркестра. В лирике второй части музыкант создал проникновенный, глубокий и ясный образ, однако в финале был вновь оттеснен на второй план.
В противоположность сопернику Джордж Ли с первого же вступления рояля показал, что не намерен довольствоваться ролью второго плана. Он продемонстрировал свои лучшие качества концертного пианиста-виртуоза, предъявив внушительный арсенал технических средств (особенно впечатляющими были его мощнейшие октавные пассажи), а его юношеская искренность и увлеченность привнесли в исполняемую музыку живость, свежесть и азарт. Из противостояния с достаточно тяжеловесным оркестром и дирижером, предложившим слишком умеренные темпы, Ли вышел победителем – Концерт Чайковского был «взят», словно новая спортивная высота. Хотя с точки зрения стиля, трактовке музыканта не помешало бы большее разнообразие образов и звуковых решений, которое избавило бы его игру от сравнений с атлетическим шоу.
В концертах Прокофьева каждый из конкурсантов чувствовал себя гораздо более свободно и уверенно. И здесь Сергею Редькину,пожалуй, удалось взять реванш – во Втором концерте он не затерялся, а наоборот сумел создать объемные образы: невесомые, загадочные и в то же время определенно театральные. Ли же вновь разыграл свой главный козырь — явил фантастическую виртуозность, которая в любом случае не могла не произвести впечатления на публику.
29 июня в Большом зале консерватории пройдет второй день финала. Соревноваться будут пианисты, которых значительная часть слушателей считает фаворитами конкурса, и практически тезки: Люка Дебарг и Лукас Генюшас. Публика вновь услышит четыре концерта, но ни один из них не повторится (сравнивать трактовки одного сочинения слушателям этого вечера не придется). Люка Дебарг исполнит Первый концерт Чайковского и Второй концерт Листа. Лукас Генюшас выступит со Вторым концертом Чайковского и Третьим концертом Рахманинова.
(Текст: Елена Чишковская)
28 июня в Концертном зале имени П.И. Чайковского стартовали прослушивания III тура по специальности «Скрипка».
В третьем туре соревнуются Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова), Пом Сори Ким (Южная Корея), Клара-Джуми Кан (Германия), Юй-Чень Цзэнь (Тайвань), Гайк Казазян (Россия). Каждый из них должен исполнить Скрипичный концерт Чайковского в авторской редакции плюс один из концертов по выбору: были предложены концерты Бартока (№№ 1 или 2), Бетховена, Берга, Брамса, Дворжака, Глазунова, Лало («Испанская симфония»), Мендельсона, Паганини (№№ 1 или 2), Прокофьева (№№1 или 2), Сибелиуса, Шостаковича (№№1 или 2). Трое финалистов выбрали концерт Сибелиуса, еще трое – по концерту Шостаковича (№1), Брамса, Бетховена.
Если после I тура скрипичное жюри покинул Леонидас Кавакос, а его место занял Вадим Репин, на этот раз изменения в составе судей еще более заметны: теперь в жюри нет Репина, зато появились Юрий Башмет, Николай Цнайдер и Максим Венгеров.
В III туре скрипачей сопровождает Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии под управлением Юрия Симонова. Вероятно, благодаря осознанию того, что за конкурсом следит весь мир, оркестранты выложились более чем полностью; возможно, один из лучших концертов коллектива за несколько лет. Филармонический оркестр показал себя чутким и надежным аккомпаниатором и в Чайковском, и в Сибелиусе, и в Шостаковиче.
Прослушивания открыл Павел Милюков, которого с первой же пьесы, исполненной в I туре, было легко представить себе среди будущих лауреатов. На большой сцене он чувствует себя не менее естественно, чем на малой. Его исполнение концерта Чайковского заражало ощущением свободы и уверенности, если не считать некоторой интонационной неточности в кульминации первой части. Еще удачнее прозвучал Первый концерт Шостаковича, где оркестр и солист совместными усилиями создавали необходимое ощущение томительной напряженности.
Второй выступила Александра Конунова, начавшая с концерта Сибелиуса. Вступление скрипки поразило прозрачностью, бесплотностью, часто возникало впечатление, будто звучит камерная музыка. В голову приходило исполнение концерта Чайковского в этом же зале, осуществленное Джулией Фишер в 2006 году, – одно из лучших, что доводилось слышать – и интерпретация Конуновой вполне выдерживала это сравнение.
Как бы ни распределились призовые места, участие Милюкова и Конуновой в нынешнем состязании подошло к концу, а путь, пройденный ими от I тура до финала, – уже часть истории конкурса.
29 июня на сцену выйдут Юй-Чень Цзэнь и Пом Сори Ким, днем позже — Клара-Джуми Кан и Гайк Казазян.
(Текст: Илья Овчиников)