Все по-разному отмечают дни рождения. Но юбилеи композиторов проходят всегда неординарно. 28 февраля по инициативе клуба почитателей классической музыки «Орфей» в честь 60-летия известного композитора и гитариста Никиты Арнольдовича Кошкина концертный зал московского Центрального дома литераторов превратился на два часа в фееричное торжество пассажей и флажолетов.
Вообще все гитарные фестивали и конкурсы обычно отличает особая камерная атмосфера. Публика на них, что называется, «своя». На воскресном концерте порадовало большое количество детей в зале.
Вся программа полностью состояла из сочинений юбиляра, который сам выступил в роли конферансье и объявлял исполнителей, очень интересно рассказывая краткую предысторию каждого проиведения. Гитаристы, выходившие на сцену, известны не только знатокам, но и широкому кругу слушателей. Каждый из них неоднократно становился лауреатом престижных гитарных конкурсов. Ася Селютина исполнила Мелодию и Галоп из сюиты «Эльфы», прелюдию и фугу A-dur из цикла «24 прелюдии и фуги для гитары соло» (они посвящены ей) и знаменитый «Ашер-вальс», который имеет подзаголовок «После прочтения новеллы Эдгара По». Имеется в виду рассказ «Падение дома Ашеров» («The Fall of the House of Usher»). Эпиграфом к нему писатель выбрал строчки из стихотворения Пьера Жана Беранже: «Его сердце — воздушная лютня, / Прикоснись — и она зазвучит» (перевод Константина Больмонта).
Артём Дервоед погрузил слушателей в мир детства своим исполнением пяти пьес из программной сюиты «Игрушки принца» (цикл вошёл в дебютный компакт-диск музыканта). Это сочинение впервые было исполнено в Большом зале Radio France чешским гитаристом Владимиром Микулкой в 1980 году. Также прозвучало L`istesso tempo для виолончели и гитары (Артём Дервоед и Фёдор Амосов).
Выступили и иностранные гости. Француз Габриэль Бианко, извинившись перед публикой за незнание русского языка, перед тем как исполнить финал Первой сонаты и «Гитару», сказал, что «Никита Кошкин — великий композитор, и это потрясающе, что я сегодня могу его здесь поздравить со сцены». А Мари Мянтиля из Финляндии заворожила хрустальным звучанием своей десятиструнной гитары (пьеса «Орфей»).
— Предыстория у «Орфея» следующая, — объяснил сам композитор. — Однажды на одном из фестивалей я столкнулся с боснийским гитаристом и лютнистом Эдином Карамазовым. И он обратился ко мне с предложением написать развёрнутое произведение для архилютни с добавочными басами, а это уже все 13 струн. Я тогда очень увлёкся этой идеей. Вот так и появился «Орфей». Карамазов её выучил, исполнил и записал. Но когда другие гитаристы тоже стали её исполнять, возникли некоторые вопросы. Для 13-струнной гитары переложения даже не требуется, но Мари Мянтиля — исполнительница на Decacorde, 10-струнной гитаре. Так как я сам играл на таком инструменте, то сделал специально для неё переложение, и она его тоже записала. Пьеса, можно сказать, обрела вторую жизнь.
Но самым главным событием вечера стала, безусловно, мировая премьера Второй сонаты. Её в качестве музыкального подарка преподнёс юбиляру и публике уже хорошо известный читателям НМГ Ровшан Мамедкулиев, ныне доцент кафедры классической гитары Государственной классической академии имени Маймонида .
После выступления автор сонаты не смог сдержать эмоций:
— Просто ураганное исполнение! Я счастлив, что такой музыкант, как Ровшан Мамедкулиев, заиграл мою музыку. Это был заказ одного греческого гитариста. Но, к сожалению, уровень его исполнительского мастерства не дотянул до уровня сочинения, хотя он даже сделал запись, которая меня совсем не порадовала. И когда настоящий музыкант взялся за это же сочинение, оно совершенно по-другому зазвучало. Плюс меня ещё окрылил успех моей Первой сонаты, которую, как я думал, вообще никто не будет играть. Но вышло наоборот. Я старался сделать Вторую совсем не похожей на неё, то есть полностью отказался от лейтмотивов и сделал тематический материал более выпуклым.
В общей сложности, трёхчастная соната длится примерно 18 минут. Музыкальный язык затейлив: гротеск в сочетании с лирическими эпизодами — не самое банальное сочетание, надо отметить. Гениальность третьей части… в паузах. Пассажи, как перебежки по минному полю фантазии. Свежая, наполненная энергией, она напоминает фантастическую пружину, которая долго сжималась в первых двух частях и наконец освободилась.
Никита Кошкин в кратком интервью для НМГ тоже это подчеркнул:
— Если в классических сонатах смысловым центром обычно является первая часть, то в моей он сместился в третью. Она является узловой и делает весь цикл необычным.
Ровшан Мамедкулиев, даже уже став доцентом, так же застенчив и требователен к себе, как и раньше:
— Конечно, я не вполне доволен своим сегодняшним исполнением: такую музыку нужно бы подольше поучить, разволновался. Первый раз играл Вторую сонату на сцене. Дело в том, что я интересуюсь авангардом, и соната уже вошла в записанный мной в Канаде диск. Но студийное исполнение в корне отличается от сценического, как известно. Вообще сначала её играл мой студент. Произведение привлекло внимание тем, что необычно. Написано настоящим композитором. Драматургия настолько интересно выстроена, что самому захотелось сыграть.
Никита Арнольдович Кошкин
В качестве послесловия юбиляр отвечал на вопросы слушателей. Очень активно задавали вопросы дети и молодёжь, что не может не порадовать. И на протяжении всего вечера не покидало ощущение уюта: здесь действительно были рады разделить с гостями радость творчества.
Юлия БЕЛОУС, соб. корр. НМГ, г. Москва
Фото Романа Рахматуллина