К юбилею Акбопе Камаловны Кармысовой

Среди педагогов-музыкантов, чьи имена неотделимы от истории и традиций Казахской Национальной консерватории им. Курмангазы, почетное место принадлежит профессору, Заслуженному деятелю РК Акбопе Камаловне Кармысовой.

Акбопе Кармысова

Акбопе Кармысова

Как многогранная творческая личность, как яркая, одаренная натура А.К.Кармысова вызывает большой интерес. Более 30-ти лет воспитывая будущих профессионалов, она содействует развитию скрипичного исполнительного искусства Казахстана.

Войдя в мир музыкальной жизни еще в советское время, А.К.Кармысова участвовала в становлении культуры суверенного Казахстана, являясь не только свидетелем, но и сподвижником расцвета Казахстанского исполнительного искусства. Педагог, воспитавшая несколько поколений музыкантов – скрипачей, среди которых яркие исполнители – лауреаты Международных конкурсов, грамотные преподаватели, талантливые артисты оркестров. В настоящее время Акбопе Камаловна заведует кафедрой струнных инструментов.

А.К.Кармысова, будучи многосторонне образовательным музыкантом одновременно является несравненным педагогом. Кто имел счастье учиться в её классе, тот выносил впечатления, которые не забываются…

Её ученики и последователи в скрипичном искусстве и скрипичной педагогике не просто с благодарностью, но и с особой теплотой говорили и продолжают говорить о своем Учителе.

Имея уже собственный немалый артистический и педагогический опыт, они не упускают возможности общения, обращаясь к своему наставнику за словом, за советом, часто вспоминая, анализируя, мысленно возвращаясь к тем годам жизни, которые тесно связывали их с ней в творческом союзе, говоря при этом Акбопе Камаловне: «…Эх, сейчас бы мой опыт, навыки и интеллект – да в то юношеское, студенческое время…». И не только потому, что годы юности всегда оставляют значительный след в жизни и памяти людей, но и потому, что опыт тех лет помогает нам в профессиональной работе, будь, то концертная сцена или учебный класс, репетиция с концертмейстером или обсуждение экзамена учеников с коллегами – преподавателями.

Отсюда понятия стремление осмыслить педагогическую деятельность Учителя, приоткрыть и проникнуть в её «профессиональную мастерскую».

А.К.Кармысова родилась и выросла в Алма-Ате, в большой интеллигентной семье. Творческие способности унаследованы от отца – известного, талантливого актёра театра и кино, Народного артиста КазССР, Лауреата Государственной премии – Камала Кармысова. От матери, Ханшы Кармысовой, человека с большим, чутким и добрым сердцем, посвятившей свою жизнь служению во благо семьи, хранительницы очага, дети впитали позитивный взгляд на мир, необычайную доброту, мудрость, таящуюся в терпении и познании, огромное жизнелюбие. Дочери четы Кармысовых – Венера, Мари, Акбопе, сыновья – Арман, Арстан – состоявшиеся, успешные, талантливые личности, о каждом из них можно много писать. Венера Кармысова – певица, Заслуженная артистка КазССР; Мари Кармысова – профессор французского языка в КазГУМЯ, кавалер Почетного ордена «Пальмовая ветвь» присужденная французским правительством. Старший брат Арман – играл в дубле «Кайрата», стал футболистом, работал в школе Олимпийского резерва, к сожалению, в 2009 году он ушёл из жизни. Футбол был огромным увлечением Камала Кармысова, возможно, поэтому Арман профессионально увлекся им. Другой брат – Арстан Камалович – уважаемый музыкант, Заслуженный деятель культуры, заведующий отделением духовых и ударных инструментов в РССМШ им. К.Байсеитовой.

Акбопе Камаловна выросла в глубоко интеллигентной среде, её семья оказала огромное влияния на формирование эстетических и нравственных взглядов, на становление её как творческий личности, как музыканта. Кроме семьи, на воспитании положительно отразилось и то, что она выросла в доме артистов, по улице Мира, где жили и по-соседски общались лучшие представители творческой интеллигенции ТОО времени – Шакен Айманов, Гарифулла Курмангалиев, М.и Р.Абдуллины, Манарбек Ержанов, Калибек Куанышбаев, Бикен Римова, Габит Мусрепов, Шахмет Кусаинов, Хамит Ергалиев, Абу Сарсенбаев, Гафу Каирбеков…

На профессиональное развитие в большей степени повлияли основы скрипичной школы, полученные его в годы учебы в РССМШ им.К.Байсеитовой. База эта была весьма солидной и прочной. Айткеш Толгамбаев – первый профессиональный скрипач Казахстана – был также и первым учителем. Она была одной из лучших учениц О.Ф.Шулопякова – опытнейшего методиста, истинного педагога, к сожалению, вскоре уехавшего из Казахстана и продолжившего свою творческую деятельность в Ленинграде. С 12 ти- летнего возраста А.К.Кармысова становится ученицей Б.С.Кожамкуловой – выпускницы Московской консерватории, учившейся в классе Народного артиста СССР М.И.Фихтенгольце, ныне профессор КНК им.Курмангазы, Заслуженный работник РК. Поступив в Московскую консерваторию им. Чайковского, А.К.Кармысова стала ученицей Д.М.Цыганова, Народного артиста СССР, профессора, зав.кафедрой, являющегося 1-ой скрипкой и руководителем известного квартета Бетховена. Д.М.Цыганов в свое время учился у профессора А.Я.Могилевского в Московской консерватории. Корни профессионального образования потянулись к известным во всем мире педагогам – скрипачам, чьим учеником был А.Я.Могилевский, это И.В.Грижмали – профессор Московской консерватории, и к Л.С.Ауэру – профессор С-Петербургской консерватории, «с педагогической деятельностью которого связан расцвет русской дореволюционной скрипичной школы».

От всех своих наставников А.К.Кармысова впитывала всё самое лучшее, и это лучшее впоследствии составило основу ее собственно педагогического мастерства.

Рост и дальнейшее совершенствование А.К.Кармысовой как музыканта держались на базе самовоспитания, самоконтроля, высокой ответственности. Конечно же, огромное значение имело влияние учителей, музыкальной среды: к примеру, чего стоил Международный фестиваль студенческих симфонических оркестров в Западном Берлине (1972 г.) в жюри которого председателем был Герберт фои Караян, дирижировавший заключительным концертом международного симфонического оркестра, где солировал Давид Ойстрах. Незабываемый прощальный концерт перед отъездом Мстислава Ростроповича, стоявшего за дирижерским пультом студенческого оркестра. Однако, в соответствии со склонностями, направленностью вкуса Акбопе Камаловна определила свою собственную дорогу у творчества.

Свою трудовую деятельность, по окончании Московской консерватории им. Чайковского и аспирантуры при ней же, А.К.Кармысова начала в ГСО РК, где директорами в то время были Т.Мынбаев, Т.Абрашев; получив место помощника концертмейстера после конкурсного прослушивания. Параллельно, почти в то же время Акбопе Камаловна становится педагогом – совместителем кафедры скрипки КНК им. Курмангазы, где в то время работают известные и опытные профессора В.С.Хесс, И.Б.Коган, Н.М.Патрушева, Б.С.Кожамкулова, которые щедро делятся опытом с начинающими педагогами.

Сочетание творческой и педагогической работы оказало плодотворное влияние на приобретение педагогического опыта. Насыщенная концертная жизнь оркестра, исполнение шедевров мировой музыки, знакомство с симфоническими произведениями Д.Шостаковича, И.Стравинского, Б.Бартока, И.Брамса, С.Рахманинова, П.И.Чайковского, Малера, А.Брукнера, М.Равеля, С.Прокофьева; сотрудничество с большим количеством гастролирующих дирижёров из Японии, Швеции, Югославии, Германии, Росии; авторские вечера с композиторами А.Шнитке, Б.Тищенко, Э.Денисовым, гастроли ГСО РК в Ленинграде и исполнение вместе с хоровой капеллой В.Чернушенко «Реквиема» В.А.Моцарта – где дирижировал Т.Мынбаев, а также многочисленные фестивали Казахской музыки, исполнение сочинений композиторов Казахстана; — весь творческий опыт дал яркие представления о стиле композиторов, ставшие источником знаний огромного пласта музыки, знаний, которыми хотелось делиться со студентами.

Увлекшись педагогической работой А.К.Кармысова решает, что готовить студентов своего класса надо со школы, ведь именно в школе закладывается исполнительский аппарат, и сегодня её лауреаты – это те студенты, закончившие или учащиеся в КНК им. Курмангазы, которых она привела в консерваторию из РССМШ им. К.Байсеитовой; РСМШ им.Жубанова, колледжа Ж.Аубакировой.

Активно занимаясь педагогической деятельностью, А.К.Кармысова не прекращала творческую работу. Ярким событием в середине 90-х годов было открытие камерных оркестров «Нота бене», «Алтын алма», последний был создан по инициативе Заслуженного деятеля РК, Лауреата Международных конкурсов М.Бисенгалиева. Оркестр, в составе которого на первых скрипках играла А.К.Кармысова, с огромным успехом гастролировал в США, Великобританию, дирижировал оркестром профессор Я.И.Фудиман.

Искренность, доброта, человечность – как нравственные категории, ярко проявляются в облике Акбопе Камаловны. Все жизненные явления, события, поступки пропускаются его сквозь нравственные фильтры.

А.К.Кармысова всегда полна доброжелательным интересом к творческим проявлениям коллег по искусству, молодых скрипачей. Она всегда рада оказать им помощь, дать совет. Любому музыканту, которого притягивают к Акбопе Камаловне духовные нити, она уделяет должную заботу и внимание, относясь с такой же теплотой, какую проявляет к своим ученикам. Стремление учеников к знаниям, настоящую тягу к совершенствованию личности она ценит выше всего.

Изучить педагогику А.К.Кармысовой – значит вникнуть в специфику принципов, методов, подходов, позиций – сложная взаимосвязь которых лежит в процессе педагогического творчества. Как проходит, что представляет из себя урок по специальности в классе А.К.Кармысовой? Традиционно сложилось так, что занятия по классу скрипка проходят в индивидуальной форме, и их результат представляет из себя продукт совместных творческих усилий педагога и ученика. Следующий пункт осветит вопросы, связанные с характером взаимодействия педагога и ученика в процессе совместного творческого труда; выявит моменты касающиеся средств общения, способов влияния, методов педагогического воздействия в условиях индивидуального учебного процесса.

Акбопе Камаловна, со своей стороны, всегда глубоко уважительна к личности студента; испытывает интерес к человеку, ставшего её учеником и единомышленником в искусстве, отсюда несколько строгая, но возвышенная атмосфера на занятиях в классе.

Общения с учениками протекает легко, естественно и очень корректно. Тем не менее, воздействие личности А.К.Кармысовой на студентов очень глубокое, она умеет мобилизовать их волю и духовный потенциал. Ее интуиция, опыт позволяют ей без труда составить представление о характере, способностях, перспективе развития склонностях и вкусах своих учеников. Акбопе Камаловна безошибочно определяет что, в данный момент, студенту нужно, куда и как вести его дальше. Оценив профессиональное состояние ученика, она не переделывает ранее приобретенные умения и навыки, то есть не «ломает» тот уровень умений, а ненавязчиво, тактично и целенаправленно углубляет, расширяет, обогащает то, что было заложено в ученике предшествующими педагогами.

А.К.Кармысова не разрушает, но достраивает, не просто критикует, но продолжая начатое, укрепляет «слабые звенья». И студент, чутко реагирующий на её требования начинает заметно «расти» профессионально!

Интересен тот факт, что А.К.Кармысова никогда не навязывает ученику его учебную программу. Она, затевая живую беседу о произведении, композиторе, стиле сочинения, любит поразмышлять совместно с учеником, но, уже совместно согласованную программу студент должен проработать сам, то есть просмотреть и изучить «гору» литературы, разобрать произведение, затем «нести» его педагогу. Но для А.К.Кармысовой, как педагога, стремящегося и ориентирующегося на высококачественный конечный результат, подбор репертуара происходит с обязательным учетом таких важных условий:

а) уровень способностей и профессиональное развитие ученика;

б) здесь же учитывается время работы над материалом; то есть определяется профессиональная память, проще говоря «выучка»;

в) обязательно учитывается сложность и объем материала, мера трудоемкости.

Акбопе Камаловна рекомендует ученикам «делать», составлять свой «базовый» репертуар. Она приверженец того подхода, когда музыканту необходимо работать над широким кругом произведений, лишь отдельные из них, заранее намеченные, доводить до концертной готовности. Держать в «запасе» произведение, и довести его до концертного уровня, в нужный момент, надёжнее и целесообразнее, чем работать над ограниченным количеством пьес, начиная каждую с «нуля».

В педагогике А.К.Кармысовой одно из важных мест занимает проблема творческого контакта между педагогом и учеником. Творческий контакт – это взаимодействие духовных начал, это то состояние, которое требует нравственного самосовершенствования, огромного напряжения внутренних духовных резервов. Истинная или настоящее содружество между педагогом и учеником, как это представляет А.К.Кармысова, должно строиться на принципах взаимности, и, безусловно, на общей эстетической почве. Студенту нужно всегда быть собранным, увлеченным человеком, способным работать в условиях жесткого профессионального режима, который для А.К.Кармысовой норма жизни, лишь в этом случае сохраняется плодотворная творческая атмосфера совместных занятий. За творческий контакт нужно бороться, отвечать преданным отношением к музыке и своей профессии.

В чем же отличие и особенность педагогики А.К.Кармысовой? Ответ прост: существующая, «дышащая» в атмосфере содружества и творческого взаимодействия между учителем и учеником педагогика А.К.Кармысовой неповторима тем, что ясность, убедительность, эмоциональная сила и высокий авторитет личности – всё это содержащееся в её педагогики – навсегда овладевают чувством, вникают в сознание, впитываются в память. Педагогическое взаимодействие со студентом, творческое общение с молодым музыкантом, которому необходимо руководство, наставничество более опытного и мудрого коллеги по искусству – это честь педагогики А.К.Кармысовой, это важная особенность педагогического таланта.

Очень точно и тонко заметила одна из учениц Акбопе Камаловны, что «учиться у Кармысовой – это не только следовать её указаниям и играть ей, а вообще общаться с ней…».

В процессе творческой работы, когда идет поиск лучших форм звучания, выражения мысли, отбора нужного из массы вариантов, А.К.Кармысоа дает возможность ученикам найти свой вариант самовыражения, одобряет поиски ученика касающиеся тембровых красок, в аппликатурных и штриховых моментах, и в особенности, поиска нужного, как называют его скрипачи, «украшения», — вибрато.

Другие грани педагогики А.К.Кармысовой, раскрывающие художественные методы:

1) На занятиях с учениками Акбопе Камаловна делится своим художественным опытом, учит открывать пути которые помогут привести к вершинам профессионального мастерства. Эта черта ее педагогического метода определяет её сущность. Но, тем не менее, чтобы учиться у неё, нужно иметь достаточный уровень подготовки. Принимая в свой класс, она вместе с тем приглашает войти в другой мир – своих творческих достижений, давая возможность их познания, показывая все, что доступно вашему осмыслению, интеллектуальному взгляду, творческим возможностям. Разговоры чередуются показами – как форма проведения урока, игрой на скрипке, на редкость вдохновенной и глубокой, отточенной в штрихах.

2) А.К.Кармысова открывает доступ в собственную «профессиональную мастерскую».

В ходе педагогической работы, художественный замысел произведения воплощается в законченный образ исполнения, что всегда поддерживается показом возможных вариантов достижения поставленной цели. Как педагогу, А.К.Кармысовой всегда видно, что ученику взять «под силу», а что потребует больше усилий для преодоления возможных трудностей, как «технического», так и художественного плана.

3) Пользуясь современной научной терминологией, специфику взаимодействия педагога и ученика в классе А.К.Кармысовой можно назвать педагогикой сотрудничества. Индивидуальный педагогический процесс – это межличностный контакт, который порой проявляется в неодинаковой степени активности одной из сторон в творческом процессе. Довлеющая, излишняя активность со стороны педагога ничуть не лучше им же проявленной пассивной энергии воздействия. В учениках очень легко подавить самостоятельность творческой мысли, а это ведет к противоположному желаемому… Акбопе Камаловна, ещё и как тонкий психолог, чувствующий своих воспитанников, в своей работе с учениками делает упор на развитие индивидуальных качеств обучаемого. Чуткое отношение к личности студента главное, в ее методе «сотрудничества».

4) Отсюда возникает желание педагога А.К.Кармысовой снабдить молодого музыканта прочными навыками самостоятельной творческой работы.

5) Показывая на уроке по специальности приём исполнения того или иного штриха, пассажа на инструменте, Акбопе Камаловна зажигает, вдохновляет ученика, привносит в занятия особую энергию. Зная, что эмоциональное воздействие сильно, даже продолжительно, но не на долго, Акбопе Камаловна всегда сопровождает свои показы разъяснением цели, задач и путей их решения. «Разложив всё по полкам», объективно раскрывая все «нюансы» она, затем, задает встречные вопросы своему ученику, на предмет того, сможет ли он всё усвоенное объяснить другому человеку, предположит своему будущему ученику, узнавая при этом «взял» ли, «принял» ли в свою копилку ученика, и сможет ли «дать», «передать» другому поколению.

 Прочувствовать, осмыслить специфику педагогики А.К.Кармысовой очень сложно без погружения в ту обстановку, те условия, в которых она протекает. Творческая атмосфера заботливо оберегается ею, и создаётся благоприятное предрасположение к совместной работе. Попадая в такую особую атмосферу, ученик работать не в полную силу просто не может. Обстановка сама по себе мобилизовывает, включая все ресурсы и возможности ученика. Другой обстановки и не может быть, так как это противоречит смыслу и содержанию самих занятий, базирующихся на творческой отдаче и человеческом доверии.

 Акбопе Камаловна очень деликатна в оценках и суждениях об игре студентов. Даже тогда, когда студент сам не доволен своей игрой, она найдет положительные моменты и всегда поддержит, ободрит, не давая ученику терять веру в себя. Удивительное чувство такта, деликатность, умение акцентировать позитивное в исполнении, умение вдохновить на позитивный взгляд на жизнь – вот отличительные черты педагогики А.К.Кармысовой. Достаточно вникнуть в суть и смысл ее слов, проявить волю и характер, проработать «не понравившиеся места» разными исполнительными вариантами, и вместо дискомфорта фиксируется творческая удача ученика. В этом победа мудрости Учителя, подкрепленная достижение конкретного положительного результата.

Профессиональное музыкальное образование – процесс комплексной и многоцелевой, однако при всем разнообразии видов профессиональной музыкальной деятельности определённо просматривается ее главная задача – приобщение людей к процессу познания музыкальной культуры, воспитание и интереса и уважения к духовным ценностям человечества.

В профессиональном музыкальном образовании воспитание музыканта – исполнителя – сложная и ответственная задача. Необходимо сформировать музыканта, с одной стороны профессионально оснащенного, а с другой – знающего окружающий его музыкальный мир, его потребности, достоинства и недостатки. В этой связи, особое место в учебно-творческой работе принадлежит педагогу, Учителю. Достижению высокого профессионального уровня музыканта – исполнителя способствует неоценимый опыт общения, творческое содружество со своим педагогом…

Куралай АХМЕТОВА

, , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *