Новые монографии о современных композиторах Казахстана

В последние годы казахстанское музыковедение развивается достаточно активно, выходит в свет большое количество книг, учебных пособий, брошюр. Однако до сих пор очень мало монографических исследований о творчестве современных композиторов Казахстана, включающих анализ новых произведений авторов, которые в настоящее время составляют «ядро» композиторской школы республики.

В этом плане приятным исключением стали изданные монографии доцента кафедры музыковедения и композиции Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Дауреш Апетаевны Ахметбековой.

Это книги «Б. Ерзакович, этномузыковед, педагог, композитор, критик, редактор, музыкально-общественный деятель», «Куат Шильдебаев. Черты стиля» из серии «Музыкальное искусство: история и современность». Ранее автором была опубликована книга «Композитор Бейбит Дальденбай. Жетпейтіні – жүректің әні болар, бақыт, бақтың тарадай дәні болар».

Об этих книгах программа «Жаңа күн» телевизионного канала «Хабар» выпустила большую телепередачу, интервью телеведущих телеканала с автором монографий.

Ахметбекова в Жана кун

Д.А. Ахметбекова – известный музыковед, автор многих научных и учебно-методических трудов по музыкальной культуре Казахстана, лауреат республиканских и международных конкурсов. Среди ее работ – четыре монографии, свыше 250 статей, пять учебников нового поколения. Она – член Союза композиторов Казахстана, член-корреспондент Международной академии информатизации, заместитель главного редактора газеты журнального типа «Новой музыкальной газеты». Была лауреатом республиканских (Ассоциации вузов РК – I премия «Үздік», 2016 за монографию «Казахская массовая песня»; МОН РК «Лучший преподаватель вуза-2014»; МОН РК «Дарын» I премия «Үздік бағдарлама», 2011, совместно с Диканбаевой М.А.; Сорос-Казахстан «СМИ и культура», 2 премия, 1998 совместно с Джумалиевой Т.К.) и международного (Франция, 2015, III премия) конкурсов.

Сегодня Д.А. Ахметбекова – гость нашей редакции.

Ордалиева Ж.С.: Ваша монография «Куат Шильдебаев. Черты стиля» посвящена творчеству одного из ведущих современных композиторов Казахстана, лауреату многих международных конкурсов, композитору, очень плодотворно и интересно работающему в последние годы над разными жанрами и формами. В вашей книге впервые представлен творческий портрет композитора в наиболее полном объеме, дан анализ его сочинений, обозначены основные вехи творчества, черты стиля. Расскажите, пожалуйста, об этом труде, его концепции и основных положениях?

Композитор Куат Шильдебаев

Ахметбекова Д.А.: Известно, что изучение творчества современных композиторов это – одно из актуальных направлений музыкальной науки. До настоящего времени не было специальных исследований, работ, где бы были бы проанализированы произведения Куата Шильдебаева, тем более, разрабатывающие вопросы его стиля. На основе анализа произведений разных жанров творчества композитора были выявлены основные стилистические особенности почерка композитора, черты новаторского и традиционного в области мелодики, гармонии, формы.

Вопросы анализа особенностей музыкальной образности, средств музыкальной выразительности, специфики гармонии, ритма, метра, формы произведений композитора до сих пор не были предметом специального анализа. А ведь еще в 1991 году он завоевал на конкурсе Гран-При за свои песни, которые впоследствии вошли в репертуар рано ушедшего от нас прекрасного певца, вокалиста группы «А-Студио», заслуженного деятеля РК Батырхана Шукенова. Это отсутствие полновесного анализа сочинений такого талантливого композитора подтолкнуло меня заняться изучением его сочинений – в этом и состоит актуальность и новизна тематики, целей, задач книги. В монографии я рассмотрела особенности музыкального языка композитора на примере его лучших фортепианных, симфонических, песенных произведений, которые впервые в казахстанском музыковедении входят в орбиту искусствоведческого исследования. Для анализа в монографию были отобраны наиболее показательные для стиля композитора сочинения в разных жанрах, которые неоднократно исполнялись на концертах съездов, Пленумов Союза композиторов СССР и Казахстана, звучали по радио и телеэфире в виде клипов и т.д.

Ордалиева Ж.С.: Актуальность Вашей монографии, действительно, бесспорна, так как такой талантливый современный композитор, как Куат Шильдебаев, давно заслуживает крупного аналитического исследования о его творчестве. Особенно интересна вторая глава «Аналитические очерки», где проанализированы камерные, симфонические и песенные сочинения композитора. Материал очень интересный и основан на многих совсем новых произведениях композитора, которые даже не изданы. Наверное в этом вопросе были трудности – поиска самого нотного материала?

Ахметбекова Д.А.: Действительно, начиная с 80-х годов прошлого века многие произведения современных композиторов не изданы, и исполняются по рукописям. У меня тоже не было всех нотных материалов, но композитор К. Шильдебаев представил некоторые произведения в дисках, в аудиозвучании. Была сделана расшифровка песен композитора при его согласии. Ряд фортепианных и симфонических сочинений композитор дал мне в компьютерном варианте. Надо сказать, что ряд современных академических композиторов, получивших профессиональное образование, сохраняют сочинения в аудиозаписи, без нотного текста. Мы сегодня и представить себе не можем, чтобы, к примеру, такие композиторы прошлого века, как Газиза Жубанова или Альфред Шнитке не записывали бы нотный текст своих сочинений, а исполнители играли бы их на слух, по аудиозаписи.

Ордалиева Ж.С.: Хотелось бы отметить, что данный труд – это первая монография о современном, таком популярном сейчас казахстанском композиторе, произведения которого в настоящее время широко исполняются в республике. В книге впервые представлен такой большой массив фактологического материала, композицию отличает логика, выстроенность, она проиллюстрирована музыкальными примерами и фотоматериалами, в конце снабжена полным списком сочинений композитора. Думается, данная работа представляет большой интерес для специалистов в области искусства и, в частности, музыкального искусства, а также для всех интересующихся проблемами культуры. Она открывает путь к дальнейшим исследованиям творчества композитора и написанию еще не одной монографии о творчестве Куата Шильдебаева.

В эти же последние годы вышла еще одна Ваша монография «Б. Ерзакович, этномузыковед, педагог, композитор, музыкально-общественный деятель» также из серии «Музыкальное искусство: история и современность». Что Вы скажите об этой книге, каковы его особенности?

Книга о Борисе Ерзаковиче

Книга о Борисе Ерзаковиче

Ахметбекова Д.А.: Книга «Б.Ерзакович, этномузыковед, педагог, композитор, музыкально-общественный деятель» посвящена творческой деятельности одного из основоположников современного профессионального казахстанского музыкального искусства, доктора искусствоведения, члена-корреспондента, профессора, заслуженного деятеля искусств республики Казахстан Бориса Гиршевича Ерзаковича. Он – музыкант многоаспектный, работал в разных направлениях музыкального искусства и везде проявил себя как масштабная личность. Он – мой учитель и эта книга – дань уважения к его таланту, труду, человечности. Я рассматриваю этномузыковедческую, композиторскую, педагогическую, критическую, редакторскую, музыкально-общественную деятельность Б.Г.Ерзаковича.

Ордалиева Ж.С.: Известно, что на сегодняшний день в казахстанском музыкознании есть работы, посвященные творчеству Б.Ерзаковича, его научным трудам, разным планам его творческого портрета. Музыковеды республики затрагивали вопросы значения его работ в истории музыкальной науки республики. В чем новизна Вашей книги?

Ахметбекова Д.А.: В монографии целостно, комплексно рассмотрена вся многожанровая деятельность Б. Ерзаковича: это этномузыковедческая, композиторская, педагогическая, критическая, редакторская, музыкально-общественная, определена значимость его творчества, которая не в полной мере получила должное освещение в трудах музыковедов Казахстана. Все-таки недостаточно оценен вклад музыканта в исследование даже казахской традиционной музыки, а ведь он автор 20 книг, монографий, брошюр, 400 статей. Как педагог он выпустил более 100 музыковедов, 25 из которых – по фольклору, его проблематике защитили кандидатские диссертации, то есть у него была своя школа, последователи, ученики.

Почти совсем не изучена его композиторская деятельность. Не проанализировано своеобразие каждого из этапов творческого пути этого замечательного музыканта, основные тенденции в развитии творчества. Б.Ерзакович внес значимый вклад в развитие казахстанской современной профессиональной музыки. Он – один из трех музыкальных деятелей Казахстана, наряду с А.В.Затаевичем, А.Жубановым, которых ЮНЕСКО включило в список людей от Казахстана, внесших вклад в развитие человеческой цивилизации. Только уже это определяет круг актуальности изучения его творчества. Давно назрела необходимость в создании работы, посвященной осмыслению всего достигнутого Б. Ерзаковичем в разных областях музыкального искусства, науки, образования. Одно время даже нивелировалась его деятельность, к примеру, в области изучения традиционной музыки. Конечно, жизнь течет, все изменяется, но он первый сделал классификацию казахской народной песни, а его классификация музыкального эпоса до сих пор актуальна. Он записал, расшифровал, проанализировал 2500 образцов фольклора. Увы, некоторые исследователи начинают свое утверждение с попытки низвержения классиков. Мне хотелось в книге подчеркнуть, что, начав творческую деятельность как композитор, Б.Ерзакович до Л.Хамиди, А.Жубанова, Е.Брусиловского создал образцы форм, ставших классическими для современного казахского песенного творчества в лирическом и маршевом направлениях. Его песни «Айна қыз», «Амангелді сарбаздарының әні» были одними из лучших массовых песен первого этапа развития казахской массовой песни. Также, Б.Ерзакович создал интересные образцы не только в области малой формы, а и в крупных жанрах, к примеру, в области симфонической, фортепианной музыки. Недооценена его симфоническая поэма «Толеген Тохтаров» – произведение яркое, интересное, тем более, что это было первое произведение, воспевшее героический подвиг казахского батыра, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Для меня тема Великой Отечественной войны всегда актуальна, так как мои отец и мать воевали, а мой родственник по линии отца Рамазан Елебаев – автор одного из звукосимволов этого периода и потому сейчас я пишу книгу о композиторах-фронтовиках.

Ордалиева Ж.С.: Да, это интересный аспект исследования творчества Б.Ерзаковича. Действительно, композиторская деятельность Б. Ерзаковича до сих пор не в полной мере была освещена музыковедами республики. В начале книги дана периодизация творческого пути Б. Ерзаковича, рассмотрены особенности каждого из его этапов, тенденции в развитии, направлении творчества, дан анализ наиболее ярких сочинений в разных жанрах композитора Б.Ерзаковича. Какие еще темы присутствуют в монографии?

Ахметбекова Д.А.: В работе также получили освещение другие грани деятельности Б.Г.Ерзаковича: педагогическая, критическая, редакторская. Я старалась выявить ценное в его музыковедческих трудах, высветить вклад в развитие казахстанского музыковедения, изучение национальной музыки.

Ордалиева Ж.С.: В монографии импонирует обстоятельная книжная и публицистическая литература о Б.Ерзаковиче, список его композиторских сочинений. Конечно, работа имеет несомненную практическую и научную значимость. При том, что о творчестве Б.Ерзаковича может быть написано еще немало книг, настолько значима в музыковедении, истории национальной музыки личность музыканта.

Не так давно вы издали монографию «Композитор Бейбит Дальденбай. Жетпейтіні – жүректің әні болар, бақыт, бақтың тарадай дәні болар». Эта книга стала первым обобщающим исследованием стиля и творчества композитора Бейбита Дальденбай, одного из самобытных музыкальных художников Казахстана. Книга представлены такие вопросы, как становление, процесс формирования, этапы творчества, художественный мир современного казахского композитора Бейбита Дальденбай на примере его произведений в различных жанрах, в контексте развития казахской композиторской школы и современной культуры. Что Вы можете сказать об этом труде.

 

Ахметбекова Д.А.: В последние годы в области музыковедения республики написаны интересные статьи, книги, посвященные творчеству композиторов рубежа ХХ-ХХI веков. Только сейчас музыковеды более целенаправленно приступили к рассмотрению особенностей их творческого пути и наследия. В этом плане творчество современного казахского композитора – Бейбита Дальденбай давно заслуживает изучения, внимания, аналитического разбора. К сожалению, монографические исследования о композиторах, дающих целостное видение творчества в единстве с биографией композитора, его художественно-эстетическими воззрениями – большая редкость в музыковедении республики. Следует подчеркнуть, что творчество многих композиторов Казахстана могло стать объектом исследования нескольких монографий. Бейбит Дальденбай – один из ведущих художников современной профессиональной композиторской школы Казахстана, заслуженный деятель республики, лауреат международных и республиканских конкурсов, фестивалей, доцент кафедры «Музыковедения и композиции» Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, член правления Союза композиторов Казахстана, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.

Он – оригинальный и талантливый композитор, облик которого характеризует цельность внутреннего мира, глубокая духовность, тонкое чувство меры и красоты, естественность во всем. Каждое его произведение емко по содержанию, имеет свою четкую образную форму. Его сочинения ярко национальны, он активно использует различные средства музыкальной выразительности, которыми композитор высокопрофессионально и мастерски владеет. Произведения композитора неоднократно высоко оценивались на профессиональных фестивалях, композиторских конкурсах, где были удостоены почетных мест, наград, премий, государственных грантов, отмечены почетными званиями лауреатов. Произведения композитора звучали в разных странах: Франции, Турции, Польше, Италии, Германии, Китае, Израиле, России, Кыргызстане и т.д

Следует подчеркнуть, что Бейбит Дальденбай активно работающий, успешный, очень продуктивный композитор. Он прекрасно владеет оркестровым колоритом, оригинально претворяет сольное звучание различных инструментов, всегда находит своеобразные ансамблевые сочетания для раскрытия содержания своих сочинений. Он свободен не только в использовании инструментальных красок, но и средств вокального письма. Наиболее значимые произведения композитора созданы в области академической музыки. Это симфонические и оркестровые, театральные, камерные произведения, музыка для оркестра народных инструментов. Наиболее известные сочинения, это балеты «Махаббат перiштесi», «Ертөстік»; симфония «Отты жер», поэма-фантазия «Қахармандық нақыштар», симфоническая поэма «Уақыт жаңғырығы», для оркестра народных инструментов – поэмы и кюи «Замана», «Алмакун», «Умбеталы». Также марши для духового оркестра, вокально-симфонические произведения «Ел бахытты», «Абай жыры», «Достыќ ураны», «Ардагерлер», «Айтыс» и другие. Одновременно в активе композитора квартетная, квинтетная музыка, дуэты, ансамбли, сольные пьесы, а также музыка к 30 художественным и анимационным фильмам, драматическим спектаклям и более 80 песен и обработок народной музыки.

Ордалиева Ж.С.: Действительно, при столь богатом по содержанию, стилю, форме творчестве, интенсивной активности композиторской деятельности произведения Бейбита Далденбай до сих пор не были проанализированы. Поэтому фактически Ваша книга – это первая обобщающая работа, охватывающая все основные направления творчества композитора, в которой впервые представлен анализ многих сочинений композитора, рассмотрены черты стиля, представлен творческий портрет музыкального художника через призму его жизненного пути в контексте развития современного музыкального искусства. Конечно же, такая монография будет интересна не только музыковедам республики, но и студентам и широкому кругу читателей, интересующихся музыкальной культурой Казахстана.

Ахметбекова Д.А.: В рамках одной книги невозможно рассмотреть все сочинения композитора и потому моя работа, как я считаю, только открывает путь для дальнейшего изучения творчества этого интересного и значительного композитора.

Ордалиева Ж.С.: И последний традиционный вопрос: расскажите о своих планах.

Ахметбекова Д.А.: Планов много, предметов и аспектов для изучения предостаточно. Я немножко суеверна и потому стараюсь не говорить заранее про свою будущую работу. Но, надеюсь, что смогу воплотить в жизнь все задуманное мною, и, главное, что это заинтересует моих коллег и всех поклонников музыкального искусства Казахстана. Кстати, есть статьи не только о композиторском творчестве. Так, в этом году я выступала на конференции России и освещала исполнительскую деятельность наших музыкантов, пианистов в плане претворения традиций С.В.Рахманинова.

Ордалиева Ж.С.: Желаю Вам успехов, новых книг, учебников, учеников.

 

С автором беседовала Жанат ОРДАЛИЕВА,
кандидат искусствоведения

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *