Владимир Федосеев: «Дирижёр — не молодая профессия»

20 декабря в Колонном зале Дома Союзов состоялся концерт Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, посвящённый 85-летию его бессменного дирижёра Владимира Федосеева.

Владимир Иванович Федосеев в прямом смысле провёл за дирижёрским пультом полжизни. Уже 43 года он не расстаётся с дирижёрской палочкой. И даже в день торжественного концерта не согласился сидеть в почётном кресле юбиляра, а предпочёл встать за пульт. Журналистам с трудом удалось поймать неуловимого руководителя БСО на сцене Колонного зала после репетиции всего за несколько минут до начала концерта. На вопрос, не устал ли маэстро за год от юбилейных концертов, он ответил:

Нет, я не устаю в принципе. Когда я узнал, сколько людей не только из России, но и из других стран прибудут сюда, мне стало очень приятно, что меня помнят. Для меня это  большое счастье. Большое счастье, что я живой, что я могу работать, что наш оркестр в прессе назвали «последним бастионом симфонической культуры» — и я стараюсь цепляться за эти слова и не падать вниз. Вообще профессия дирижёра — не молодая профессия. Можно махать и в семь лет, но подобное было доступно только Моцарту, который и симфонии писал — это всё из космоса. А на самом деле профессия дирижёра требует жизненного опыта. Например, Караян за некоторые произведения брался только после сорока лет, потому что пришёл, «дорос». Дирижёры в течение жизни пересматривают свою же интерпретацию, постоянно что-то исправляют — это нескончаемый и постоянный процесс неудовлетворённости. Если ты удовлетворён, то тебе конец. 

Программа вечера была очень разнообразна. Владимир Федосеев  прокомментировал выбор некоторых избранных им для исполнения произведений:

Я посчитал, что музыка Георгия Свиридова должна сегодня непременно прозвучать. «Время, вперёд!» связал симвлически непосредственно с собой. Чтобы и люди почувствовали это движение и не старели, искали. А в моём любимом Adagietto из Симфонии № 5   Густава Малера я хотел показать, как стунные могут петь, именно петь, а не просто звучать. Чайковский же композитор моей души, он идёт напрямую к любому сердцу. Японцы, например, считают его своим национальным композитором, причём они всегда очень чутко следят за интерпретацией. Поэтому професиия дирижёра тем и опасна, что можешь не туда попасть. Конечно, внешне можно всё завершить и никто не поймёт, но человек даже без музыкального образования сердцем почувствует фальшь. Ведь не зря сам Чайковский сказал: «Где кончается слово, там начинается музыка». Вот когда уже нечего сказать, то музыка всё скажет.

Свой день рождения Владимир Федосеев отметил ещё летом, но в течение этих месяцев продолжают поступать письма и телеграммы с поздравлениями. На концерте было зачитано и поздраление от президента Российской Федерации Владимира Путина. Министр культуры Владимир Мединский лично поздравил юбиляра, отдельно поблагодарив за проект открытых репетиций для детей и студентов, который был реализован в нынешнем  году. Благодаря этой инциативе студенты музыкальных школ и колледжей смогли присутствовать на репетициях ведущих оркестров и солистов, наблюдать за творческим процессом и задавать вопросы прославленным музыкантам.

Ещё один поздравляющий,  композитор и церковный историк митрополит Иларион, передал послание от патриарха Кирилла, в котором тот отмечает высокую миссию представления музыкального искусства как «молитвенного предстояния перед Богом». Владимиру Федосееву пожалован    орден святого Даниила Московского,  причём вручить его патриарх пообещал лично. Надо отметить, что имя этого русского князя, четвёртого сына Александра Невского, очень значимо для истории России, так как его считают начинателем объединения Руси. В настоящее время его имя носит молодёжное волонтёрское движение.

Особо стоит отметить «музыкальные приношения». На концерте выступили латвийский тенор Александр Антоненко,  австриййский баритон Бенно Шолум, артисты Московского музыкального театра «Геликон-опера» сопрано Лидия Светозарова, Анна Гречишкина, Анна Пегова и тенор Вадим Заплечный. Так как Владимир Федосеев был почти 8 лет дирижёром Венского симфонического оркестра, с поздравлениями приехал ансамбль его солистов: Франц Фишер (скрипка), Вольфганг Шухбауэр (скрипка), Йоханнес Флидер (альт), Вальтер Шульц (виолончель), Кристиан Рошек (контрабас). Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка исполнила «Богородице дево, радуйся» из всенощной С. В. Рахманинова и традиционное для торжественных поздравлений «Многолетие». Вадим Репин исполнил концертную рапсодию для скрипки с оркестром «Цыганка» М. Равеля. Особым подарком стала ария для альта с оркестром из оперы «Альтист Данилов» Александра Чайковского в переложении для альта и фортепиано. Её исполнили Юрий Башмет и сам автор.

Концерт в Колонном зале завершился торжественной увертюрой «1812 год» П. И. Чайковского. А 27 декабря Большой симфонический оркестр снова выйдет на сцену под управлением Владимира Федосеева, но уже в Праге. Глядя на маэстро, невольно вспоминаются недавние слова Захара Прилепина, что «вокруг таких людей, столько проживших и столько видевших, надо хороводы водить». И в этом с ним нельзя не согласиться.

Юлия Белоус,

фото  Юрия Покровского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

, ,
Один комментарий на “Владимир Федосеев: «Дирижёр — не молодая профессия»
  1. Владимир Федосеев — один из немногих дирижеров, кто умеет вслушиваться не только в себя, но в саму музыку. По умению изобразить наималейшие оттенки его оркестр, кажется, не знает равных. Необыкновенное музыкальное дыхание. И тонкое, с нюансами, чтение партитуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.