Патриотическое воспитание детей на примере хоровой музыки Казахстана в Детских музыкальных школах

В.А. Сухомлинский:
«Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а, прежде всего воспитание человека».

В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Одной из главных задач образования, наравне с воспитанием чувства прекрасного, является воспитание высокого чувства любви к Родине, к ее истории, ее делам. Патриотическое воспитание школьников неотъемлемая часть общего школьного образования. В условиях современности тема патриотизма широко освещается в СМИ, проводятся тематические концерты в стенах учебных заведений, накануне Государственных праздников, организуются различные мероприятия, форумы, научно-практические конференции, посвященные актуальным проблемам патриотического воспитания.

В системе обязательного школьного образования предмет «Музыка» и дополнительного образования предмет «Хор» в ДМШ занимает определенное место. Хоровое пение способствует формированию чувства патриотизма у детей школьного и дошкольного возраста.

За несколько лет композиторы Казахстана создали яркие образцы академической хоровой литературы. Всем известны имена таких композиторов, как Н.Тлендиев, Б.Байкадамов. Многие хоровые произведения этих композиторов воспитали не одного поколения, раскрыли благородные чувства любви к Родине, к своему народу, к искусству и традициям своего народа через обработки народных песен и кюев, а так же собственно хоровые сочинения в различных жанрах хоровой музыки.

Коллективная форма хорового исполнения является основным средством патриотического воспитания школьного образования и в секторе педагогической практики. На примере патриотической хоровой музыки композиторов Казахстана заключается практическая значимость методических рекомендаций в обобщении форм работы с хором. Важным этапом в работе хормейстера является организации детских хоровых коллективов и хорового класса, а особенно качественный подход в составлении учебного репертуара с учетом возрастных особенностей учащихся. Условия и пути совершенствования патриотического воспитания детей на занятиях хора зависит от разработки теоретических основ подбора репертуара в результате анализа имеющейся детской хоровой литературы. Объектом работы являются методические приемы и способы развития патриотического чувства в хоре на основе не только хоровых произведений, но и хоровых обработок сольных песен патриотического содержания. Обучения хоровому пению школьников и развития чувства патриотизма – вот основные задачи руководителя хора. К задачам работы с хором относятся:

— анализ учебно-методической литературы, касающейся изучению хорового творчества композиторов Казахстана,

— обучение хоровому пению детей: разучивание партий и работа над ансамблем;

— описание процесса обучения: работа над выразительными средствами музыки, дикцией и артикуляцией;

— выявление специфики работы с детским репертуаром на основе объекта исследования: произведения известных композиторов Независимого Казахстана.

Репертуар песен патриотического содержания

Правильно подобранный репертуар — вот что определяет направление идейно-художественной, воспитательной и патриотической работы в детском хоровом коллективе: песни о своей стране, о Государственной символике, о просторах родного края. Поэтому к подбору репертуара следует подходить с особой тщательностью и ставить перед собой определенные цели и задачи: воспитание вкуса; формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине); воспитание уважения к истории, традициям, музыкальной культуре, изучая и исполняя хоровые произведения композиторов Казахстана. Композиторы Казахстана за почти вековую историю, создали такие песенно-хоровые шедевры, которые созвучны настроениям детской и юношеской среды и служат благородному делу воспитания патриотических чувств в современном обществе:

Название произведения Автор и композитор  
Ана тілі – дана тілі Родной язык — мудрый чзык М. Ілиясов  
Армиямыз айбынды Доблесная армия Е.Хасанғалиев  
Аққү домбыра Домбра-лебедь Ә.Әбдінұр  
Егеменде елім-ай Свободный народ М. Ілиясов  
Отаным Отчизна А.Қалманбетов
К.Куатбаев
 
Ұланы еркін елімнің Сын свободного народа Т.Қоңыратбаев  
Қазақстан жалауы Флаг Казахстана С.Калиев
Д.Омарв
 
Елтаңбасы елімнің Герб моего народа С.Калиев
Д.Омарв
 
Жалауша Флажок Б.Дәлденбай
Ж.Әбдрашів
1-2 класс
Бақыт құсы көгершін Голубь – птица счастья Б.Дәлденбай
Е.Бағаев
6-7 класс
Баты Бабам Предки батыров Б.Дәлденбай
Б.Мәжитұлы
6-7 класс
Мың бала 1000 детей Б.Дәлденбай
Б.Мәжитұлы
6-7 класс
Атамекен-Айбаным Родное отечество Б.Дәлденбай
Б.Мәжитұлы
4-5 классы
Астана Столица Б.Жақып
Б.Әлімжан
4-5 классы
Алтын адам Золотой человек Қ.Қазыбекұлы
Б.Әлімжан
4-5 классы
Егемен ел — Қазақстан Казахстан — независимое госудаорство Н.Алғашбаев 1-2 класс
Отаным менің Моя отчизна Б.Ысқақов
Ө.Байділдаев
1-3 классы
Туған жер  Родина-земля Ш.Сариев
К.Дүйсекеев
4-5 классы
Отан – ортақ үйіміз   Е.Өтегілеуұлы
Д.Ботдаев
1-3 классы
Қазақстан Казахстан Ғ.Жүмабаевтікі
С.Мұхамеджановтікі
4-5 классы
Отаным Отчизна А.Қалманбетовтікі
К.Қуатбаевтікі
1-3 классы
Менің Отаным Моя Отчизна Б.Ысқақовтікі
Ө.Быйділдаевтікі
1-3 классы

Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно о чем они поют. Преподаватель-хормейстер обязан знать содержание разучиваемого произведения, делать акценты на красоту слова, смысл фраз. Осуществлять детальный перевод каждого куплета и припева. Для воспитания патриотического чувства важно, задевает ли текст произведения струны детской души, или он поется равнодушно, без особого вникания. Текст определяет степень «весомости» хорового произведения как средства воспитания патриотических чувств в подрастающем поколении.

Большинство перечисленных произведений хотя и написаны как сольные произведения, в своей основе содержат большой патенциал для хоровой обработки. Гармоническое содержание песен лекго раскладывается на партии 3-4 голосного детского хора.

Для начальной школы выбираются произведения небольшие по объему – (куплет или два без припева), как правило, в умеренном темпе и ровными длительностями. Основное движение мелодической линии сочетание поступенного с полураскрепощенным движением (движение по тоническим аккордам). Текст подобных произведений располагает к быстрому запоминанию и хорошо рифмуется. Дыхание и фразировка намечается руководителем хора и требует тщательной проработки. Удобная тесситура, не большой диапазон голосов, торжественный характер. Песни с легкостью разучивается и с удовольствием исполняется детьми. Идея мира, мысль всего миролюбивого человечества выражается в данных произведениях.

Некоторые произведения для младших классов можно исполнять с солистом более старшего возраста. В подобной практике приветствуется тенденция сплоченности и дополнительного ансамбля. Учащиеся хора не должны стараться петь громче, когда имеется сольная партия. Хор должен звучать как один единая партия. 

Подвижный темп, стремительный аккомпанемент, мелодия богатая ритмическими фигурациями – вот что характеризует песни 3-5классов. Знакомство хористов с государственными символами республики: флаг, герб, гимн — играет значимую роль в патриотическом воспитании. Эти произведения бесценный материал для хормейстера в развитии патриотического чувства учащихся. Это торжественная песнь о красоте и величии нашей Родины. Интонационных материал данных произведений чередование восходящих кварто-квинтовых интонаций и скандирование высоких звуков, как закрепление определенной мысли. Работа хормейстера направлена не только на выделение партии сопрано, но и на равноправие остальных хоровых партий. Определенную работу следует отвести проработки дикции и речитации. Текст песен должен быть понятен и исполняться с выражением и возвышенным достоинством.

Объемные, в несколько куплетов и расширенные припевы, с ритмическими трудностями и тематикой родной природы, родного языка, национальной культуры, чувством национальной гордости, достоинства, долга и чести – отличие хоровых произведений старших классов. Произведения в старших классах должны восприниматься как духовная потребность: вера, совесть, правдивость, свобода, любовь. Выбранные хоровые произведения обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Дав краткую характеристику хоровым произведениям композиторов Казахстана, следует вывод, что хоровая музыка является благоприятной основой для становления духовно-нравственного воспитания детей, формирует эмоционально-ценностное отношение к истории, традициям и культуре Казахстана. Произведения доступны для исполнения и понятны детям. Программа хора построена так, чтобы ребята смогли удовлетворить свой интерес, проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, выразить любовь к родному краю, исполняя хоровые произведения композиторов Казахстана. Песня, спетая хором, вне масштабного произведения, звучит выразительнее и ярче, чем, если бы исполнена сольно. Для воспитания патриотического чувства важно, что чувства, идеи, заложенные в хоровом произведении, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание такого коллективного исполнения воздействует на чувства, настроения учащихся, поскольку песня способна преобразовывать духовный мир человека.

Основой передачи содержания музыкального произведения являются образ и эмоции. Мастерство хормейстера заключается в том, чтобы ученикам понравилось хоровое произведение, чтобы они эмоционально откликнулись на него. Работа над художественно-выразительным исполнением хоровых произведений осуществляется на протяжении всего периода обучения и работы с хоровым коллективом. К средствам художественной выразительности относятся: мелодия, темп, динамика, ритм, ансамбль, голосоведение, тембр, фразировка, музыкальная форма, дикция. Без этого пение будет безликим, невыразительным, измениться содержание произведения, смысл, заложенный авторами. Все перечисленные формы выразительность в краткой формы были акцентированы в периодизации возрастных групп, но в конечном итоге, следует уделить некоторое внимание обобщению выразительных средств, и работы над ними в школьной практике.

Важнейшим средством художественной выразительности произведения является мелодия, как она будет исполнена. Поэтому надо научить хор оттенять мелодию произведения. Для этого следует провести работу по анализу хоровой партитуры: выяснить в какие условия поставлен голос, исполняющий мелодию, определить характер произведения, обратить внимание на фактуру сочинения, т.е. выяснить какую роль играет партия в хоровой партитуре: солирующую или сопровождающую.

Важным в работе над художественно-выразительными средствами произведения является работа над голосоведением. Существуют следующие приемы певческого голосоведения — legato, non legato, staccato. Можно сказать, что прием звуковедения legato является важным средством выразительного исполнения мелодии: это плавность, напевность. Кантиленное пение является основой пения. Кантилена образуется только тогда, когда все выпеваемые звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы “выливаются” из него. Staccato — это пение отрывистое, короткими длительностями, легкими толчками, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы. Staccato вносит в палитру художественного исполнения много дополнительных красок. Также используется распространенный прием звуковедения — non legato, который необходим для исполнения произведения соответствующего характера. Этот прием предусматривает некоторое подчеркивание мелодии без нарочитых акцентов. Этот прием труден тем, что содержит в себе элементы legato и staccato. Необходимо следить, чтобы подчеркивание звуков не переходило в акценты. Во время исполнения того или иного певческого штриха, следует обратить особое внимание учащихся на взаимосвязь голосоведения с дыханием.

Над дыханием работа протекает из урока в урок. Цепное дыхание – основа правильного голосоведения и звукоизвлечения в развернутых произведениях. Очень важно научить коллектив брать цепное дыхание, особенно в произведениях кантиленного характера. И наоборот, партитура хоров, где изобилуют паузы на окончаниях фраз и предложений, дыхание берется емко и быстро.

Огромное художественное значение в хоровом пении имеет метроритм и темп. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения. Чтобы передать характер, настроение той или иной песни, следует стараться соответствовать темпу указанному самим композитором.

В работе над музыкальной формой, дирижеру хормейстеру необходимо добиваться, чтобы исполняемое произведение воспринималось как законченная целостная композиция. Особенно это нужно учитывать при произведении в несколько куплетов. Руководитель хора обязан продемонстрировать динамику и драматургию выбранного произведения. Все средства художественной выразительности подчинены одной цели – донести до исполнителя и слушателя идею, основную мысль хорового произведения.

Светлана АБРАМОВА

,
2 комментарии на “Патриотическое воспитание детей на примере хоровой музыки Казахстана в Детских музыкальных школах
  1. Здорово!Удачно!Очень профессионально! Благодаря такому педагогу, хоровое искусство Казахстана будет дальше процветать и набирать силу. Я думаю, что наши профессора и работники культуры согласны со мной.Каждый родитель не прочь , чтобы его ребенок получил знания у такого профессионального педагога.Светлана, взлета Вам и больших творческих успехов!

  2. Прочитав эту статью, я с радостью хочу отдать своих детей в руки этому педагоги.Уверена, что он выведет их на большую сцену!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *