4 февраля 2014 года в Малом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы состоялся концерт, посвященный 80-летию профессора Якова Иосифовича Фудимана, видного деятеля в альтовом искусстве Казахстана. Вот уже десятый год существует традиция проведения концерта альтовой музыки в день рождения этого прекрасного музыканта, выдающегося педагога, воспитавшего целую плеяду альтистов по всему Казахстану и далеко за его пределами. В их числе Н. Х. Каримов – профессор кафедры струнных инструментов КазНУИ, Лауреат III премии Международного конкурса Зальцбург-Южноуральск в номинации «Камерный ансамбль», С. Афанасенко – профессор и основатель прославленного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии», ведущие педагоги РССМШИ им. А. Жубанова и К. Байсеитовой К. Х. Мулдагалиева и Л. Н. Дудник, концертмейстеры группы альтов ГАТОБ им. Абая А. Тустыкбаева и Н. Сагимбаев, альтист Государственного квартета Республики Казахстан, Д. Балагумаров и многие другие.
Родной город Я. И. Фудимана – Калининец Московской области. Во время Великой Отечественной Войны в 1941 г. его семья эвакуировалась в Свердловск, где будущий основоположник альтовой музыки в Казахстане учится в школе-десятилетке при Уральской Государственной консерватории им. М. Мусоргского (класс профессоров П. С. Столярского и Н. Шварца). После он поступает в Уральскую Государственную консерваторию им. М. Мусоргского на специальность «скрипка» в класс профессора Наума Шварца. На второй год обучения талантливого студента серьезно интересует инструмент альт. Фудиман переходит в класс заслуженного артиста РСФСР Г. И. Тери и заканчивает консерваторию именно как альтист.
Общеизвестно, долгое время альт являлся самым «незадачливым» участником струнной группы в оркестре. К инструменту, занимающему, промежуточное место между виолончелью и скрипкой бытовало вспомогательное отношение – альт заполнял пустоту интервалов, скрашивал резкие ходы. В эпоху XX века композиторы (Б. Барток, П. Хиндемит, Д. Шостакович), стали доверять инструменту важные партии, разглядев в его приглушенном, несколько простуженном и слегка гнусавом тембре новые краски, обогатившие средства художественной выразительности. «Альт, – как пишет французский музыковед Альбер Лавиньяк, автор книги «Музыка и музыканты», – это инструмент-философ, немного печальный и негромкий. Альт всегда готов прийти на помощь другим инструментам, но никогда не пытается привлечь внимание к самому себе».
Открывшаяся в 1944 году Алма-атинская консерватория остро нуждалась в профессиональных кадрах. В 1958 году по приглашению ректора АГК имени Курмангазы Куддуса Кужамьярова, Я. И. Фудиман приехал в Алма-Ату. Свою педагогическую деятельность в АГК он успешно совмещал с воспитанием юных музыкантов в РССМШИ им. К. Байсеитовой, в качестве концертмейстера возглавлял группу альтов ГСО КазССР. Музыкант играл в ансамбле с такими известными исполнителями и коллективами как Э. Россман, А. Мусаходжаева, «Камерата Казахстана». В 1960 году им был основан камерный оркестр (первый в Казахстане). Репертуар оркестра включал в себя сложнейшие произведения мировой музыки, в том числе впервые прозвучавшие в Казахстане «Бранденбургские концерты» И. С. Баха, концерты и симфонии Й. Гайдна и В. Моцарта, Камерная симфония Д. Шостаковича. Я. И. Фудиман выступал с ГСО КазССР, совершил гастрольные поездки в Великобританию и США с оркестром «Алтын-Алма». Ряд концертных программ им было подготовлено с ГКО «Академия солистов». Как отмечают коллеги, Фудиман славился, глубиной мышления, умением добиваться звучания и контактировать с каждым участником ансамбля. Ученики Якова Иосифовича говорят о его трепетном к ним отношении, об умении точно оценивать возможности и способствовать развитию творческой индивидуальности.
Учениками Якова Иосифовича, уже по сложившейся многолетней традиции бережно подготавливается программа для каждого ежегодного концерта, посвященного памяти учителя. Репертуар концерта был выдержан в стиле педагога: прозвучали сложнейшие произведения мировой классики и музыки XX века: от Прелюдии и фуги Баха в исполнении Сакена Бергалиева (студента МГК), до I части концерта П. Хиндемита «Der Schwanendreher» с участием постоянного концертмейстера класса Фудимана – Елены Шалковой. Дина Курманалинова и Диана Ахметова сыграли в дуэте Пассакалию Г. Ф. Генделя (переложение Ю. Хальворсена для скрипки и альта). Студент Новосибирской консерватории Думан Жамалкожа ярко сыграл Сонату для альта соло Ф. С. Дружинина – альтиста, педагога, композитора и народного артиста РСФСР. Впервые на сцене в Алматы прозвучало Appassionato в трактовке Дарии Барлыбаевой (МГК) и Акамарал Кажгалиевой известного французского композитора Анри Бюссе (1872–1973). Особенностью творческой манеры последнего является переработка ранее созданных им произведений в оперный жанр, что напоминает, творческие поиски великого Бетховена, для которого жанр фортепианной сонаты стал своеобразной творческой лабораторией, опыты которой он переносил в симфонию. В этот вечер слушатели имели возможность познакомиться с Серенадой для гобоя, альта и фортепиано в исполнении А. Сагимбаевой, Н. Сагимбаева и А. Конысбаевой Роберта Кана (1865—1951), представляющего немецкую композиторскую школу. Ведущий концерта альтист, ученик Фудимана Н. Сагимбаев привел интересный факт из творческой биографии Р. Кана: когда Роберт первый раз принес ноты своей Серенады, издательство отказалось принять в печать из-за нетрадиционного состава ансамбля. Однако автор был настойчив, он отстоял свою идею, для чего в следующий раз принес 9 разных вариантов переложений этого произведения.
В завершении концерта, отличавшегося особой атмосферой, наполненного теплыми эмоциями, воспоминаниями о коллеге, прекрасном музыканте, педагоге Якове Иосифовиче Фудимане, прозвучали Allegro и финал Концерта для кларнета и альта крупнейшего композитора Макса Бруха в интерпретации солистов оркестра ГАТОБ им Абая Биржана Жакупова, Ольги Калько и Алькена Айдоса. Такие вечера оставляют незабываемые впечатления и обогащают нас духовно.
Ярослава КРЕМЕНЦОВА, музыковед, студентка II курса