Ноябрьское дежавю

Мы привыкли нещадно использовать в повседневной речи французское выражение  déjà vu, которое переводится как «уже виденное». Существует ещё понятие déjà vécu («уже пережитое») и déjà entendu («уже слышанное»). Но к Международному гитарному фестивалю «Два вечера в ноябре… Александру Фраучи посвящается» можно применить всё же только первое: да, выступали давно знакомые читателям «НМГ» исполнители, но слушать довелось совершенно новое, и музыкальные «переживания», соответственно, были тоже другие.

Несколько лет назад «Новая музыкальная газета» уже освещала конкурс-фестиваль имени Александра Фраучи, одного из основоположников российской гитарной школы («О Дали, Фраучи и единицах», №2 сентябрь-декабрь, 2011). Концерты и мастер-классы в рамках этого фестиваля по традиции проходят в РАМ им.Гнесиных. К сожалению, в этом году художественный руководитель  и основатель Мария Наумовна Латинская-Фраучи на концерте 7 ноября присутствовать не смогла из-за болезни. Об этом сообщил бессменный директор фестиваля Дмитрий Мурин, один из учеников Александра Камилловича Фраучи, выпускник Южно-Казахстанского музыкального колледжа, лауреат международных конкурсов. Надо отметить, что за три года уровень организации заметно вырос. Среди постоянных участников мастер-классов появились новые имена. А британский гитарный мастер Стивен Хилл пообещал лауреату I премии 2015 года один из своих инструментов, как это было во время III конкурса (2013 г.).

Ровшан Мамедкулиев

Ровшан Мамедкулиев

Для имитации эффекта присутствия — программа первого вечера:

Лауреат международных конкурсов, победитель II Международного конкурса гитаристов имени Фраучи 2011 года – Ровшан Мамедкулиев

 

  • Мигель Льобет — Фолия (Вариации на тему Ф.Сора, ор.15)
    Штепан Рак — Посвящение Франциско Тарреге
    Фикрет Амиров — Шесть миниатюр (Баллада, Ашугская, Лирический Танец, На охоте, Ноктюрн, Токката) (переложение Р. Мамедкулиева)
    Сергей Руднев — Липа вековая
    Мануэль де Фалья — Испанский танец из оперы «Жизнь коротка» (переложение Р.Мамедкулиева)
Татьяна Ларина, квартет и контр-тенор
Татьяна Ларина (флейта), Гитарный квартет имени Фраучи и Олег Рябец (контр-тенор)

II отделение

Лауреат международных конкурсов Дмитрий Илларионов 
Александр Иванов-Крамской
«Хороводная» (вариации на тему русской народной песни «Как у месяца») «Порыв»
Марио Кастельнуово-Тедеско  
«Дьявольское каприччио» (памяти Паганини) op.85a

 

Гитарный квартет имени Фраучи (основан в 2012 году) в составе:  Дмитрий Мурин, Сергей Урюпин, Евгений Номеровский, Дмитрий Татаркин
Иоганн Себастьян Бах
«Страсти по Матфею».  Ария «Erbarme dich, mein Gott» Солисты Олег Рябец  (контр-тенор) и Татьяна Ларина (флейта)
Вольфганг Амадей Моцарт
Квартет для флейты и струнных D-dur в 3-х частях, KV 285 Солистка Татьяна Ларина (флейта)
Антонио Вивальди
Ария “Vedrò con mio diletto” из оперы “Giustino”, RV 717 Солист Олег Рябец (контр-тенор)
Георг Фридрих Гендель Ария
“Will the Sun Forget to Streak” из оперы «Solomon», HWV 67. Солисты Олег Рябец (контр-тенор) и Татьяна Ларина (флейта)
• Джоаккино Россини
Увертюра к опере «Сорока-воровка»

 

Так же как и в 2011 году, с лауреатом II конкурса-фестиваля им. Фраучи Ровшаном Мамедкулиевым удалось побеседовать в антракте.  Тогда — аспирант третьего года обучения Нижегородской государственной консерватории, сейчас  — совершенно сформировавшийся музыкант, лауреат самых престижных гитарных конкурсов. За это время он успел выступить в самых известных концертных залах мира, в частности, в Карнеги-Холле. Три года — много или мало в жизни музыканта? А человека вообще? В антракте  просто необходимо заглянуть в артистическую, чтобы это выяснить.

Ровшан Мамедкулиев и Сергей Гаврилов

Я стараюсь принимать участие по возможности в мероприятиях, посвящённых Александру Фраучи, — поправляя воротник бело-синей клетчатой рубашки, говорит Ровшан, уже успевший превратиться из гранда с бабочкой и гитарой в того самого застенчивого аспиранта третьего года обучения, каким он был в 2011 году. —   Прошлый сезон пропустил, потому что после победы на ХХХ Международном конкурсе Gitar Foundation of America, почти полгода, с сентября 2013-го, провёл в турне по городам США, Канады, Мексики и Бразилии. Вот только недавно вернулся, в апреле…Сейчас стало поступать намного больше предложений от филармоний. Концертирую в последнее время по России. Например, буквально вчера выступал во Владимире. А в июле нынешнего года меня пригласили на кафедру классической гитары в Государственную классическую академию им.Маймонида — единственное учебное заведение нашей страны, где гитаристам выделили отдельную кафедру, ведь обычно нас присоединяют к кафедре народных инструментов. И с сентября я уже приступил к преподавательской работе там. Вообще много чего произошло за это время и в личной жизни… Дети родились. Теперь у меня три любимых девочки — жена и две дочки. Курсирую сейчас между Москвой и Нижним Новгородом, но надеюсь в конце ноября перевезти свою семью в Москву. По поводу своих переложений…Не сказал бы, что они такие уж «мои» — так, просто кое-что доделал, приспособил…Обработки пьес Амирова — это ещё времена моего обучения в музыкальном училище. Было их четыре, сейчас две добавил. Просто стараюсь вносить разнообразие в свой репертуар, чтобы поменьше заезженного играть. И если попадается произведение, и  чувствую, что оно хорошо прозвучит в гитарном исполнении — тоже могу сделать обработку. Пока у меня всего три переложения. Те, что были в сегодняшней программе и ещё одно для двух гитар — Пьяцолла. Сочинения  Амирова — это вообще-то двенадцать миниатюр для фортепиано, посвящённых Араму Хачатуряну. Есть ли пьесы моего собственного сочинения? Нет. 

В артистическую заглядывают коллеги-музыканты, поздравляют Ровшана Мамедкулиева с удачным выступлением. Композитор Сергей Гаврилов тоже зашёл поблагодарить и вручил концертанту ноты — восточную сюиту для гитары «Шехерезада».

Кстати, на бис Ровшан исполнил «Ивушку» Сергея Руднева. «Сейчас прозвучит пьеса, которую я играл на II конкурсе имени Фраучи в 2011 году», — сказал музыкант в ответ на требовательные аплодисменты слушателей. Вот такие иногда случаются в жизни музыкальные дежавю. Но с новыми обертонами. Как заметил ещё Гераклит, всё течёт, всё изменяется… Не кажется ли вам, что он имел в виду Музыку?

Юлия Белоус

[youtube id=»https://www.youtube.com/watch?v=7HPWciw5B1s#t=15 «]

, , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.