Мы привыкли нещадно использовать в повседневной речи французское выражение déjà vu, которое переводится как «уже виденное». Существует ещё понятие déjà vécu («уже пережитое») и déjà entendu («уже слышанное»). Но к Международному гитарному фестивалю «Два вечера в ноябре… Александру Фраучи посвящается» можно применить всё же только первое: да, выступали давно знакомые читателям «НМГ» исполнители, но слушать довелось совершенно новое, и музыкальные «переживания», соответственно, были тоже другие.
Несколько лет назад «Новая музыкальная газета» уже освещала конкурс-фестиваль имени Александра Фраучи, одного из основоположников российской гитарной школы («О Дали, Фраучи и единицах», №2 сентябрь-декабрь, 2011). Концерты и мастер-классы в рамках этого фестиваля по традиции проходят в РАМ им.Гнесиных. К сожалению, в этом году художественный руководитель и основатель Мария Наумовна Латинская-Фраучи на концерте 7 ноября присутствовать не смогла из-за болезни. Об этом сообщил бессменный директор фестиваля Дмитрий Мурин, один из учеников Александра Камилловича Фраучи, выпускник Южно-Казахстанского музыкального колледжа, лауреат международных конкурсов. Надо отметить, что за три года уровень организации заметно вырос. Среди постоянных участников мастер-классов появились новые имена. А британский гитарный мастер Стивен Хилл пообещал лауреату I премии 2015 года один из своих инструментов, как это было во время III конкурса (2013 г.).
Для имитации эффекта присутствия — программа первого вечера:
Лауреат международных конкурсов, победитель II Международного конкурса гитаристов имени Фраучи 2011 года – Ровшан Мамедкулиев
- Мигель Льобет — Фолия (Вариации на тему Ф.Сора, ор.15)
• Штепан Рак — Посвящение Франциско Тарреге
• Фикрет Амиров — Шесть миниатюр (Баллада, Ашугская, Лирический Танец, На охоте, Ноктюрн, Токката) (переложение Р. Мамедкулиева)
• Сергей Руднев — Липа вековая
• Мануэль де Фалья — Испанский танец из оперы «Жизнь коротка» (переложение Р.Мамедкулиева)
II отделение
Лауреат международных конкурсов Дмитрий Илларионов
• Александр Иванов-Крамской — «Хороводная» (вариации на тему русской народной песни «Как у месяца») — «Порыв»
• Марио Кастельнуово-Тедеско —«Дьявольское каприччио» (памяти Паганини) op.85a
Гитарный квартет имени Фраучи (основан в 2012 году) в составе: Дмитрий Мурин, Сергей Урюпин, Евгений Номеровский, Дмитрий Татаркин
• Иоганн Себастьян Бах — «Страсти по Матфею». Ария «Erbarme dich, mein Gott» Солисты Олег Рябец (контр-тенор) и Татьяна Ларина (флейта)
• Вольфганг Амадей Моцарт — Квартет для флейты и струнных D-dur в 3-х частях, KV 285 Солистка Татьяна Ларина (флейта)
• Антонио Вивальди — Ария “Vedrò con mio diletto” из оперы “Giustino”, RV 717 Солист Олег Рябец (контр-тенор)
• Георг Фридрих Гендель Ария — “Will the Sun Forget to Streak” из оперы «Solomon», HWV 67. Солисты Олег Рябец (контр-тенор) и Татьяна Ларина (флейта)
• Джоаккино Россини — Увертюра к опере «Сорока-воровка»
Так же как и в 2011 году, с лауреатом II конкурса-фестиваля им. Фраучи Ровшаном Мамедкулиевым удалось побеседовать в антракте. Тогда — аспирант третьего года обучения Нижегородской государственной консерватории, сейчас — совершенно сформировавшийся музыкант, лауреат самых престижных гитарных конкурсов. За это время он успел выступить в самых известных концертных залах мира, в частности, в Карнеги-Холле. Три года — много или мало в жизни музыканта? А человека вообще? В антракте просто необходимо заглянуть в артистическую, чтобы это выяснить.
— Я стараюсь принимать участие по возможности в мероприятиях, посвящённых Александру Фраучи, — поправляя воротник бело-синей клетчатой рубашки, говорит Ровшан, уже успевший превратиться из гранда с бабочкой и гитарой в того самого застенчивого аспиранта третьего года обучения, каким он был в 2011 году. — Прошлый сезон пропустил, потому что после победы на ХХХ Международном конкурсе Gitar Foundation of America, почти полгода, с сентября 2013-го, провёл в турне по городам США, Канады, Мексики и Бразилии. Вот только недавно вернулся, в апреле…Сейчас стало поступать намного больше предложений от филармоний. Концертирую в последнее время по России. Например, буквально вчера выступал во Владимире. А в июле нынешнего года меня пригласили на кафедру классической гитары в Государственную классическую академию им.Маймонида — единственное учебное заведение нашей страны, где гитаристам выделили отдельную кафедру, ведь обычно нас присоединяют к кафедре народных инструментов. И с сентября я уже приступил к преподавательской работе там. Вообще много чего произошло за это время и в личной жизни… Дети родились. Теперь у меня три любимых девочки — жена и две дочки. Курсирую сейчас между Москвой и Нижним Новгородом, но надеюсь в конце ноября перевезти свою семью в Москву. По поводу своих переложений…Не сказал бы, что они такие уж «мои» — так, просто кое-что доделал, приспособил…Обработки пьес Амирова — это ещё времена моего обучения в музыкальном училище. Было их четыре, сейчас две добавил. Просто стараюсь вносить разнообразие в свой репертуар, чтобы поменьше заезженного играть. И если попадается произведение, и чувствую, что оно хорошо прозвучит в гитарном исполнении — тоже могу сделать обработку. Пока у меня всего три переложения. Те, что были в сегодняшней программе и ещё одно для двух гитар — Пьяцолла. Сочинения Амирова — это вообще-то двенадцать миниатюр для фортепиано, посвящённых Араму Хачатуряну. Есть ли пьесы моего собственного сочинения? Нет.
В артистическую заглядывают коллеги-музыканты, поздравляют Ровшана Мамедкулиева с удачным выступлением. Композитор Сергей Гаврилов тоже зашёл поблагодарить и вручил концертанту ноты — восточную сюиту для гитары «Шехерезада».
Кстати, на бис Ровшан исполнил «Ивушку» Сергея Руднева. «Сейчас прозвучит пьеса, которую я играл на II конкурсе имени Фраучи в 2011 году», — сказал музыкант в ответ на требовательные аплодисменты слушателей. Вот такие иногда случаются в жизни музыкальные дежавю. Но с новыми обертонами. Как заметил ещё Гераклит, всё течёт, всё изменяется… Не кажется ли вам, что он имел в виду Музыку?
Юлия Белоус
[youtube id=»https://www.youtube.com/watch?v=7HPWciw5B1s#t=15 «]