18 июня в Большом зале Московской консерватории прошел третий день прослушиваний I тура по специальности «Фортепиано»
Семь музыкантов выступили в третий конкурсный день: россияне Илья Рашковский (рояль Yamaha), Георгий Войлочников (Steinway), Марина Яхлакова (Steinway) и американский пианист Джордж Ли (Steinway) составили дневной блок. Вечерний открыл француз Люка Дебаргю (Yamaha) и россиянка Дарья Каменева (Kawai), а завершил музыкант, представляющий сразу две страны (Россию и Литву) Лукас Генюшас, игравший на рояле Steinway. Рояль фирмы Fazioli не выбрал ни один из конкурсантов.
Если говорить о репертуаре, то день оказался в своем роде уникальным: все исполнители включили в свои программы сонаты Бетховена, причем четверо играли три последние – сложнейшие, являющиеся вершинами фортепианного репертуара — сонаты: № 30 (Яхлакова), № 31 (Войлочников) и № 32 (Рашковский и Ли).
Также в этот день прозвучали Сонаты № 7 (Дебаргю), № 3 (Генюшас) и № 27 (Каменева). Основная «бетховенская» драматургическая линия была расцвечена самыми разнообразными сочинениями: ни одна из пьес Чайковского и этюдов Листа не повторились дважды, а некоторые дубли этюдов-картин Рахманинова этюдов Шопена лишь подчеркивали, насколько кардинально разными могут быть исполнительские трактовки (так, ля минорный этюд Шопена (соч. 10, № 2) играли Джордж Ли и Лукас Генюшас).
Все исполнители (за исключением Джорджа Ли) представляли русскую пианистическую школу, включая французского музыканта (его педагог Рена Шерешевская – выпускница Московской консерватории, класс Льва Власенко).
Но день оказался богат на творческие индивидуальности: в нем были и философские трактовки Баха, и тонкий романтизм в Чайковском, и мускульная мощь в этюдах Листа, и глубочайшие интерпретации сонат Бетховена.
Стоит отметить, что к третьему дню конкурс обзавелся собственной весьма активной и «болеющей» за участников публикой. Во время дневных прослушиваний Большой зал был практически заполнен, а вечером свободных мест не осталось вовсе. Нескольким музыкантам восторженные поклонники устроили овации. Кульминацией дня стало финальное выступление Лукаса Генюшаса, которого слушатели приветствовали как одного из конкурсных фаворитов.
19 июня прослушивания первого тура продолжатся. Выступят Наталья Соколовская (13.00), Андрей Коробейников (13.50), Цзянь Сунь (15.00), Динара Клинтон (15.50), Даниил Харитонов (19.00), Юлия Кочубан (19.50) и Михаил Турпанов (21.00).
18 июня в Малом зале Московской консерватории продолжились прослушивания I тура по специальности «Скрипка»
На сцене Малого зала во второй конкурсный день выступили шестеро музыкантов. В дневном прослушивании приняли участие россияне Степан Стариков и Тихон Лукьяненко (оба – воспитанники Московской консерватории), а также кореец Стивен Чи Вон Ким, представляющий США. Вечернее прослушивание было полностью отдано исполнителям из Азии и Америки: это Пом Сори Ким (Южная Корея), Юй-Чень Цзэнь (Тайвань) и Клара-Джуми Кан (США).
Во второй день репертуарная картина заметно отличалась от первого: с одной стороны, была менее разнообразна, с другой – пополнилась новыми именами авторов и сочинениями. В первый день, помимо обязательных сочинений Баха, Паганини, Чайковского, звучали пьесы Лютославского, Чугаева, Бацевич, Равеля, Крейслера, Брамса, Мессиана, Шуберта. Во второй афишу обогатили произведения великих романтиков Шопена и Шумана, а также французских композиторов Сен-Санса и Шоссона. Открывший дневное прослушивание Степан Стариков включил в программу также Этюд Ми мажор из цикла «Шесть полифонических этюдов» Эрнста и Сонату №1 соль минор Изаи. Исполнение последней не обошлось без сюрприза: паузу в середине сочинения публика приняла за финал и зааплодировала. Доиграть сонату скрипач смог лишь после окончания аплодисментов.
Из предложенных на выбор двух сочинений Баха все конкурсанты второго дня выбрали Чакону из Партиты №2 ре минор, причем трое из шестерых начали именно с нее. Стивен Чи Вон Ким, единственный из выступавших за первые два дня, не только поставил Паганини в начало программы, но и не стал играть два его каприса подряд, обрамив ими
Чакону. Скрипач закончил Ноктюрном Ре-бемоль мажор Шопена в транскрипции А. Вильгельми. Практически без перерыва романтическую линию подхватил Тихон Лукьяненко, чью программу открыла Фантазия До мажор Шумана-Крейслера.
Вечер второго дня начался с выступления Пом Сори Ким. К обязательным сочинениям она решила добавить «Интродукцию и рондо-каприччиозо» Сен-Санса, существенно обогатив репертуарную картину соревнования. Юй-Чень Цзэнь представил программу, почти буквально повторяющую ту, что шестью часами раньше исполнил Стивен Чи Вон Ким: отличались лишь порядок пьес и номер одного из каприсов Паганини.
Финальное выступление Клары-Джуми Кан стало кульминацией вечера; «Поэма» Шоссона в ее исполнении вызвала настоящую овацию.
19 июня прослушивания I тура продолжатся. Выступят Верико Чумбуридзе (13:00), Чи Вон Ким (14:00), Ю Джин Чан (15:00), Гайк Казазян (19:00), Кю Мин Пак (20:00), Леонид Железный (21:00).
18 июня в Петербурге прошел второй день прослушивания участников Первого тура по специальности «Виолончель» Яростным напором финала сонаты для Виолончели и фортепиано Бенджамина Бриттена в исполнении немецкого виолончелиста Валентино Ворлич завершился второй день Первого тура виолончелистов конкурса им. П.И. Чайковского в Малом зале Петербургской филармонии. Прослушивания Первого тура продлятся еще два дня, второй день стал самым насыщенным по количеству участников, в дневном блоке выступили три, а в вечернем – аж четыре конкурсанта.
География конкурсантов второго дня включила европейские страны (Норвегия, Германия, Франция, Румыния, Россия). Дневной блок открылся выступлением единственной норвежской участницы состязания виолончелистов Сандры Лид Хага, заявившей в программе сонату своего великого соотечественника Эдварда Грига. Крупная форма, кроме уже упомянутых опусов Бриттена и Грига, была во второй день представлена дважды прозвучавшей сонатой Дебюсси, которую практически подряд сыграли в дневном блоке немец Леонард Эльшенбройх и француз Тристан Корну, сонатой Прокофьева op. 119 (сыгранная в вечернем блоке французом Бруно Филиппом), «Итальянской сюитой» из музыки балета «Пульчинелла» Стравинского (в исполнении участника из Румынии Андрея Ионицы) и двумя сольными виолончельными сонатами Хиндемита в интерпретации Леонарда Эльшенбройха и единственного выступившего сегодня российского конкурсанта Александра Бузлова.
Александр Бузлов стал также самым старшим среди виолончелистов, принимающих участие в конкурсе. За плечами музыканта участие в XII и XIII конкурсах им. Чайковского, на последнем из которых в 2007 году он был удостоен второй премии.
Первый тур виолончелистов перешагнул через экватор, и конкурс начинает вызывать все больше ответной реакции в зале. Если вчера публика вежливо, по-петербуржски, благодарила музыкантов сдержанными аплодисментами, то сегодня в зале уже раздавались крики «браво» и можно говорить о появившихся фаворитах среди слушателей. Совпадет ли мнение собравшихся в зале слушателей и авторитетного жюри, мы узнаем вечером 20-го июня. Ну а завтра предстоит услышать еще шестерых музыкантов, на этот раз преимущественно из Западного полушария и стран Азии. В дневном блоке (с 13.00 до 16.00) сыграют молодые виолончелисты из Колумбии (Сантьяго Каньон Валенсия) и США (Джон-Генри Кроуфорд), а также кореянка Сон Мин Кан. Вечерние прослушивания между собой поделят китаец Тао Ни, японец Митиаки Уэно и единственный российский участник завтрашнего дня Федор Амосов.
Как и в предыдущие дни, выступления будут транслироваться в режиме онлайн телеканалом medici.tv
Источник: пресс-служба XV Международного Конкурса им. П.И. Чайковского
http://tchaikovskycompetition.com/ru/