Хроники Конкурса им. П.И. Чайковского. 29 июня

29 июня в Большом зале Московской консерватории состоялся второй день финальных прослушиваний у пианистов.

Сопровождал выступления конкурсантов Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова под управлением Алексея Богорада. Играть заключительные концерты на сцену вышли французский пианист Люка Дебарг и представитель России и Литвы Лукас Генюшас.

Финальный поединок двух фаворитов публики вызывал огромный интерес и привел в консерваторию даже тех, кто не следил до этого за конкурсными баталиями. В итоге зал оказался переполненным – меломаны разместились на ступенях амфитеатров, а некоторые и вовсе слушали конкурсантов стоя.

Самой непредсказуемой частью вечера было выступление Люки Дебарга, поразившего многих любителей классики в сольных турах. В программу заключительного этапа пианист включил Второй концерт Листа (с него он и начал) и Первый концерт Чайковского. Рояль Yamaha, на котором Дебарг играл в первом и втором турах, в этот вечер он сменил на более ярко и эффектно звучащий Steinway. Последовательность сочинений оказалась правильной: концерт Листа послужил своего рода интродукцией, позволившей пианисту освоиться, немного справиться с волнением и «притереться» к оркестру.

Грамотная драматургия выступления, впрочем, не могла скрыть того факта, что финал для Дебарга был не столько борьбой за пьедестал почета, сколько героической битвой с самим собой: он впервые в жизни играл с симфоническим оркестром в ситуации сильнейшего напряжения. Дебарг – неординарный музыкант, живущий создаваемой здесь и сейчас музыкой, покоряющий разнообразием тембровых красок, тонкостью нюансировки, осмысленностью интонационной работы, чувственностью и осязаемостью образов. А главное – искренней, исповедальной лиричностью и живой пульсацией, которых порой так не хватает в добротных интерпретациях этого концерта даже самых признанных мастеров.

Лукас Генюшас, выступавший в этот вечер после своего французского коллеги, предложил не вполне обычную для финала конкурса Чайковского программу: он выбрал Второй фортепианный концерт русского классика, а не традиционно исполняющийся всеми претендентами на победу Первый. Таким образом, он сместил акценты, сделав ставку на Третий концерт Рахманинова, попутно разнообразив репертуарную картину финала и избежав сравнений с другими участниками.

С выходом Генюшаса публика вздохнула: на сцене Большого зала был настоящий конкурсный боец – опытный, прекрасно подготовленный, в меру смелый, но умеющий рассчитывать свои силы и справляться с волнением, хорошо чувствующий оркестр и знающий, как взаимодействовать с ним для получения наилучшего результата. Репертуар был выбран так, чтобы показать лучшие качества блестящего концертного пианиста, каковым, безусловно, Лукас Генюшас является. В шедеврах Чайковского и Рахманинова он был стилистически и технически безупречен, хотя игра его, по мнению части публики, была несколько более отстраненной и академичной, чем того требовала конкурсная ажитация.

30 июня конкурс у пианистов завершится: выступит последняя пара финалистов. Откроет вечер Даниил Харитонов (в его программе — Первый концерт Чайковского и Второй концерт Листа), а завершит его Дмитрий Маслеев (он исполнит Первый концерт Чайковского и Третий концерт Прокофьева).

Текст: Елена Чишковская.

  

29 июня в Концертном зале имени П.И. Чайковского продолжились прослушивания III тура по специальности «Скрипка».

В третьем туре соревнуются Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова), Пом Сори Ким (Южная Корея), Юй-Чень Цзэнь (Тайвань), Клара-Джуми Кан (Германия), Гайк Казазян (Россия). Все они исполняют Скрипичный концерт Чайковского в авторской редакции плюс один из концертов по выбору. Среди финалистов трое выбрали концерт Сибелиуса, остальные – по концерту Шостаковича (№1), Брамса, Бетховена: каждый вечер финала концерт Чайковского исполняется дважды, концерт Сибелиуса – единожды. В предпоследний день состязания его сыграл Юй-Чень Цзэнь, тогда как Пом Сори Ким выбрала концерт Брамса.

В III туре Пом Сори Ким удержала уровень, достигнутый в полуфинале. Если в I туре главной ее заметной чертой была высочайшая виртуозность, и не более того, то во втором она показала, что готова к большой сцене. Исполнительница не только представила одну из лучших программ этих дней (Соната №1 Хиндемита, Соната №8 Бетховена, «Размышление» Чайковского, «Идиллический танец» и «Колыбельная» Сибелиуса, Фантазия Ваксмана на темы из оперы «Кармен»), увенчав ее зажигательным Пятым концертом Моцарта, но раскрылась как настоящая артистка, на наших глазах прожив за короткое время все самые яркие моменты оперы Бизе.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова, сопровождающий скрипачей в III туре, вновь был на высоте. Скрипичный концерт Чайковского, звучавший за два вечера уже в третий раз, был подан оркестрантами без тени рутинности, живо и непосредственно. Пом Сори Ким исполнила его, возможно, не так ярко, как финалисты предыдущего вечера, в концерте Брамса ей удалось раскрыться существенно лучше. Лучшим его моментом стала медленная часть с одной из самых красивых тем, написанных когда-либо, да и вообще весь концерт, несмотря на его симфонические масштабы, солистка играла как масштабное камерное произведение: неожиданный, но имеющий право на существование подход.

Он выглядел бы тем более естественным как продолжение второго тура, если бы Пом Сори Ким исполняла в нем одну из сонат Брамса. Однако единственным, кто выбрал сонату Брамса для полуфинала, был как раз второй финалист этого вечера Юй-Чень Цзэнь. Как и конкурсантов предыдущего дня, его с первого же выступления в I туре было легко представить себе в финале. Во втором туре он был единственным, кто выбрал не одну, а две крупные сонаты – Моцарта К454 и Вторую Брамса, представив самую продолжительную сольную программу – 67 минут. В финале конкурсант, как и в первых двух турах, строго дозировал эмоции; оба концерта, Чайковского и Сибелиуса, звучали на общем фоне более чем достойно, и все же не было впечатления, что именно к этому вечеру конкурсант шел всю жизнь.

Участие еще двоих финалистов в нынешнем конкурсе подошло к концу, оставшись в его истории. Обоих конкурсантов в этот вечер наградили бурными овациями, а к Пом Сори Ким выстроилась очередь за автографами. 30 июня на сцену выйдут последние финалисты Клара-Джуми Кан и Гайк Казазян. 

Текст: Илья Овчинников.

 

29 июня. В Петербурге продолжаются прослушивания финального этапа конкурса в номинации «Виолончель».

В понедельник вечером на сцене Большого зала Петербургской филармонии выступили российский виолончелист Александр Бузлов и кореянка Сон Мин Кан. Конкурсанты продемонстрировали сегодня высочайший уровень мастерства и умение взаимодействовать с большим симфоническим оркестром, а именно авторитетным Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева.

Оба сегодняшних участника сыграли идентичную программу: Виолончельный концерт си минор op. 104 Антонина Дворжака и «Вариации на тему рококо» op. 33 Петра Ильича Чайковского, однако каждый из них нашел свой оригинальный подход к этим колоссам виолончельной литературы.

До окончания конкурса остался всего один день. Завтра на сцене Большого зала состоится последнее прослушивание третьего тура, выступят самый юный виолончелист Джонатан Роузман из Финляндии и выпускник Московской консерватории класса Наталии Шаховской Александр Рамм. В программе вечера в двух отделениях (в 18.00 и в 19.45) опять прозвучит одинаковая программа, оба участника исполнят «Вариации на тему рококо» Чайковского и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром ми минор, op. 125 Прокофьева. 

Текст: Егор Ковалевский.

 

29 июня. Санкт-Петербург. «Сольное пение».

Всего день был у восьмерых финалистов конкурса Чайковского в номинации «Сольное пение», чтобы успеть отрепетировать свои программы заключительного третьего тура. Репетиции проходили в одном из лучших залов мира — Концертном зале Мариинского театра — зале с самой лучшей акустикой в России в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Павла Смелкова. В третьем туре участникам предстоит исполнить две арии — арию по выбору исполнителя и арию из оперы Петра Ильича Чайковского или кантаты «Москва» (№4 для баритона, №5 для меццо-сопрано). Для колоратурного сопрано по условиям конкурса необходимо представить в третьем туре арию из оперы Н.А.Римского-Корсакова. Ария Шемаханской царицы «Ответь мне, зоркое светило» из его оперы «Золотой петушок» в финале будет исполнена дважды в исполнении двух колоратурных сопрано — Светланы Москаленко и Антонины Весениной. Баритоновую арию Елецкого из «Пиковой дамы» готовят кореец Хан Сын Ю и монгол Ариунбаатар Ганбаатар, китайский тенор Чуаньюэ Ван — знаменитую арию Ленского «Куда, куда вы удалились» из «Евгения Онегина». Дмитрий Григорьев репертирует арию короля Рене из «Иоланты». А армянская сопрано Мане Галоян выбрала для себя очень непростое испытание — сцену письма Татьяны из «Евгения Онегина». С Богом!

Текст: Владимир Дудин.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.