Из творческой лаборатории композитора Бейбита Дальденбая

В становлении любой национальной композиторской школы есть период осмысления народных традиций, претворения народного тематизма – основного музыкального богатства, в котором и состоит индивидуальность любого национального стиля. Вторая половина ХХ века для казахских композиторов музыки, по сути, явилась периодом поисков наиболее органичных, новых средств и способов воплощения национальной тематики, национального начала. На наш взгляд эпос, картины народной жизни – эти темы оказались наиболее близкими национальным художникам.

Особое и значительное место в казахском музыкальном искусстве занимает творчество оригинального и талантливого композитора Бейбита Дальденбая. Ему присущи цельность внутреннего мира, естественность, духовность, тонкое чувство меры и красоты.  Каждое произведение Б. Дальденбай, который работает в разных жанрах – песни, мюзкл, балет, вокально-хоровые и инструментальные сочинения, – имеет свою образную форму, наполненную интересным содержанием. Проявление национального в его музыке происходит различными музыкальными средствами, которыми композитор мастерски владеет на высочайшем уровне. Особое место занимают темы, связанные с историческим прошлым Казахстана, героическими личностями, тема патриотического пафоса – это своеобразный музыкальный неоромантизм как форма самовыражения, присущий в целом творчеству этого композитора.

Бейбит Дальденбай родился 29 июня 1955 года в селе Нарынкол Алматинской области, в одном из живописнейших мест Казахстана. Несомненно, что любовь к родной земле, тема патриотизма неразрывно связаны с его родными местами, которые, как пишет музыковед А.С. Карамендина, выражены в музыке через призму его чувств оригинально и своеобразно.

Композитор Б. Дальденбай окончил музыкальную школу-интернат имени А.Жубанова по классу кларнета. Зная, что репертуар для младших классов духовых инструментов невелик, он сочинил цикл пьес под названием «Саяхат» («Путешествие»). Сюита посвящена детям, и сам композитор отмечает, что все пьесы объединены общей тематикой – путешествие в страну детства.

Цикл написан для духового квартета: флейты, гобоя, кларнета (in B) и фагота. Сюда вошли девять пьес: 1.«Бастау» («Начало»), 2.«Ерке қыз» («Баловница»), 3.«Сырлы әуен» («Секретный напев»), 4.«Секiртпе» («Скачки»), 5.«Үрейлі түн» («Ночное сновидение»), 6.«Қиялы балалық шақ» («Мечты детства»), 7. «Бәйге» («Состязание»). 8. «Айтыспак» («Музыкальное состязание»). 9. «Деген екен» («Послесловие»).

Сюита «Саяхат» – это путешествие в детство. Каждый ребенок в детстве создает и живет в своем сказочном мире. Когда человек взрослеет, он с ностальгией вспоминает свой родной дом, друзей, детские игры, искреннюю радость. По словам композитора, создавая эту музыку, он дает волю фантазии, поэтому в пьесах цикла нет какой-либо типовой формы.

Музыкальный язык сюиты простой и понятный, вместе с тем красочный и образный. Пьесы не имеют конкретного развёрнутого сюжета, каждая из них раскрывает только один яркий образ. Композитор не ставит перед собой цель представить технические и колористические возможности каждого инструмента, он стремится к тому, чтобы дети во время исполнения понимали содержание пьесы.

Сочиняя произведение, композитор стремится познакомить ребёнка-слушателя со звучанием духовых инструментов. Поскольку цикл создан для детей и рассказывает о детском мире, через простой музыкальный язык композитор хочет привить ребёнку любовь к классической музыке, а также познакомить своих юных слушателей с таким жанром, как «квартет».

В цикле все пьесы разнохарактерные. Композитор обратился к самым ярким впечатлениям детства.

Открывает сюиту пьеса «Бастау» («Начало»), её название говорит о том, что путешествие в страну детства началось. Эта пьеса подготавливает своих слушателей к увлекательным путешествиям в детство. Через красочный музыкальный язык и разные музыкальные инструменты она обогащает детский мир новыми знаниями и впечатлениями.

Вторая пьеса под названием «Ерке қыз» («Баловница») шутливого, скерцозного характера,она также как и первый номер выдержена в мажоре. Композитор говорит, что при сочинении этой пьесы он представлял двух своих внучек, их детскую походку, их озорные игры. И в музыке он смог передать этот образ через музыкальные инструменты.

Третья пьеса цикла «Сырлы әуен» («Таинственная музыка»), единственная написана в миноре (ре минор). Проникновенная, протяжная, она напоминает колыбельную, которую мать поет своему дитя перед сном.

Пьеса «Секіртпе» («Скачки») отличается ярко национальным колоритом. Об этом свидетельствует постоянная смена метра, квинтовое изложение. Музыка носит шутливый скерцозный характер. Также как и в большинстве пьес в ней создается образ детской игры на игрушечных лошадях.

Следующая пьеса сюиты «Үрейлі түн» («Ночное видение»), передаёт страх ребёнка перед ночными сновидениями. Первые звуки пьесы рисуют перед слушателем картину безмятежной ночи, восходящие и нисходящие секундовые интонации на фоне педального баса кларнета и фагота создают ощущение спокойствия. Очень медленный темп, размер 6/4 передают погружение ребёнка в сон. Мелодические ходы на уменьшенные интервалы не создают напряжения, скорее придают характер таинственности.

«Қиялы балалық шақ» («Воображение детства»). Хотя композитор и не дает подробную программу для каждой пьесы, но музыка сюиты настолько колористична и образна, что понятна для понимания даже ребёнку, исполняющему или слушающему произведение.

Седьмая пьеса цикла «Бәйге» («Состязание») – самая масштабная. Трактовка композитором этого материала не однозначная. С одной стороны, он хотел показать состязание инструментов между собой, с другой, – создать образ состязания коней, которое происходит в казахских аулах жарким летом. Дети не являются участниками этого состязания, а зрителями. Их впечатления и переживания также точные отражены в музыке.

Следующая пьеса в сюите носит название «Айтыспак» («Музыкальное состязание»). Пьеса выражена в ярком национальном духе: смешанный размер (5/8) и фактура начального построения – опора на квинтовое изложение в партии кларнета и фагота, воссоздают звучание домбрового кюя.

Заключительная пьеса цикла носит название «Деген екен» («Послесловие или Эпилог»). Характер этой пьесы танцевальный, жанровая сценка рисует картину детского праздника. По форме это импровизация, представленная двумя темами, не контрастирующими между собой.

Работа над созданием данного цикла для Б. Дальденбая была своеобразной творческой лабораторей. В дальнейшем он продолжил опробованные идеи в пьесах «Бәйге», «Бастау», «Айтыспак». Он их сделал отдельными произведениями, например, «Бәйге» для симфонического оркестра, пьесу «Бастау» обработал для балета «Ер Төстік», «Айтыспак» – для хора.

С пьесой «Бәйге» Б. Дальденбай участвовал на конкурсе, посвященном Дню Незваисмости Казахстана, который проходил в 2014 году в городе Астана, и занял первое место. По словам самого композитора, «Бәйге» имеет для него особое значение, это не просто образ состязания, а идея того, что на достигнутой победе не следует останавливаться, а нужно стремиться дальше к вершинам.

В настоящее время Б. Дальденбай много и плодотворно работает, создавая новые сочинения. Девиз композитора – поиск нового для самовыражения в музыке, искусстве, можно кратко и ёмко выразить словами известного писателя Дюсембека Накипова: «…Поиск новых форм – дело всегда непростое, но всякое движение в эту сторону, кроме неизвестности и риска, может принести неожиданные открытия: во всяком случае – это всегда шаг вперёд».

Гульдана НАСЫРОВА

музыковед 4 курс КНК им. Курмангазы

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.