Знакомьтесь: Дархан Куанов

Айжан Жайсанова: Сегодня  у нас в гостях студент второго курса оркестрового факультета, альтист Дархан Куанов (класс преподавателя Д. Е. Ахметовой). Выпускник байсеитовской школы (класс преподавателя А. С. Бекеновой) к настоящему времени является лауреатом многих республиканских и международных конкурсов. Перечислим самые значительные награды: Дархан является – лауреатом 39 республиканского конкурса «Юный музыкант» (3 место); лауреатом республиканской струнной олимпиады камерных ансамблей и струнных квартетов, где исполнение  квартета К. Дебюсси отмечено Гран-при, квинтет Шуберта – 1 место; лауреатом международного фестиваля музыки «Солнце, дружба, мир» в Болгарии (1 место). В настоящее время Дархан входит в состав струнного квартета «Nomad»,  который принял участие в мастер-классах в Астане и в Лондоне.

Нашу беседу с Дарханом мы начнем с прослушивания музыкального произведения, в исполнении этого талантливого музыканта.

(звучит музыка)

— От имени всей группы огромное спасибо за прекрасное исполнение!

Дархан Куанов и студенты-музыковеды

Слева направо: Кристина Абрамова, Айжан Жайсанова, Дархан Куанов, Екатерина Демитерко, Камшат Еркосова, Антон Сомов

Айжан: Дархан, на сегодняшний день ты участник ряда различных конкурсов. Нас очень интересует Международный конкурс в Болгарии, который, на мой взгляд, очень престижен. Расскажи о своих впечатлениях и об особенностях этого конкурса.

Дархан: Это было в 2007 году, мне было 13 лет. Конкурс, который проходил в Болгарии был первой высшей ступенью в моей жизни. Международный конкурс, я впервые в жизни выехал за границу, впервые в другой стране. С этим конкурсом связаны очень теплые воспоминания и впечатления, он помог мне начать профессионально реализовываться как музыканту-исполнителю.

Кристина Абрамова: С чем связан выбор профессии музыканта? Почему ты выбрал именно альт?

Дархан: Музыка тесно сопровождала меня всю мою жизнь с самого раннего детства, так как я музыкант в третьем поколении. Моя мама скрипачка – директор ДМШ №1 в Семипалатинске. С самого рождения слышал звуки музыки каждый день, вырос в этом окружении, «варился» в такой атмосфере. Я очень рад этому.

С 6 лет начал заниматься скрипкой. В 2005 году у нас был конкурс «Юный музыкант» – первый Республиканский конкурс, где я занял 3 место и меня пригласили учиться в школу им. Жубанова (класс преподавателя Б. С. Кожамкуловой). Это прекрасный музыкант и педагог, человек, который научил меня правильно думать, правильно фразировать музыку, дала основу. Именно она предложила мне поступить в школу им. К.Байсеитовой и перейти на альт.

Антон Сомов: Вы в составе квартета недавно ездили на мастер-класс в Астану. Что нового и полезного это дало коллективу?

Дархан: Хочу начать с истории создания нашего квартета. Это очень интересно. Скрипачка Тамилла Умарханова, по академической мобильности заканчивая в  Манчестере класс преподавателя Л.Челегеряна, узнала, что, каждое лето в Лондоне проводятся мастер-классы, на которых можно принять участие. А дальше пошла цепная реакция: Тамилла в этот же день звонит Тимуру Таланову (скрипач), тот Нурлану Жетиру (виолончелист), а затем мне. На данный момент я самый младший в квартете. Затем мы оказались в Лондоне. Это было потрясающе, окунуться в мир музыки именно квартетного жанра Мы поняли, что это действительно наша профессия по духу. После того как мы прилетели из Лондона, состоялось знакомство с музыкантами Государственного квартета им. Газизы Жубановой и их творческим руководителем Ернаром Мынтаевым, которые поддержали наши начинания.

квартет Nomad

Квартет Nomad

Антон: Концерт, который прошёл 27 февраля, был первым сольным выступлением квартета «Nomad». Мастер классы заложили в это какой-то фундамент?

Дархан: Да. Собрали программу воедино. Мы поехали в Астану на мастер-класс, буквально за пять дней до концерта. Занимались мы «как проклятые»: в первый день с трёх до десяти вечера, во второй с восьми утра до десяти вечера и в третий день также с восьми до десяти. После приезда ожидания наши даже в большей мере оправдались. Никто не ожидал, что будет полный зал. Это было интересное ощущение. Когда мы вышли на сцену, то увидели аудиторию, которой было интересно то, что мы исполняли. Было очень приятно, мы ощущали прекрасные эмоции. Тот вечер стал незабываемым для каждого из нас.

Айжан: На концерте прозвучали, на мой взгляд, очень интересные произведения. Я бы отметила кюй «Шалкыма» в переложении для струнного квартета, которое сделал молодой композитор Арман Жаимов. Твое мнение об этой интерпретации?

Дархан: Наш квартет носит название «Nomad», и мы считаем первоначальной нашей задачей пропаганду казахской национальной музыки. Кюй «Шалкыма» Армана Жаимова – это действительно очень яркое, эффектное и при этом филигранно чёткое и продуманное сочинение. Я и все участники квартета очень любим национальную музыку. В Лондоне мы исполняли квартет Газизы Жубановой, и Вы не представляете, какой интерес вызвала эта музыка. Я думаю, что в обозримом будущем мы всегда будем начинать концерт с казахской музыки, средний раздел – классический и заключительный снова казахский.

В конце мая, мы хотим дать концерт только из произведений казахстанских композиторов. Будет интересно, приходите!

Айжан: Знаю, что ты родом из города Семипалатинск, также как и я. Семипалатинск – это Родина великих творцов Абая, Шакарима, Ауэзова и других деятелей. Повлияло ли это на твое мировоззрение и планируешь ли ты в будущем давать мастер классы на Родине, делиться опытом?

Дархан: Конечно! Без сомнения. Я очень люблю свой город. Думаю,  что культурное наследие города накладывает какой-то отпечаток в жизни каждого человека, который там жил. Всё-таки это достояние и наши горожане гордятся и ценят это.

Екатерина Демитерко: Хотелось бы узнать о твоем педагоге по специальности в консерватории. Что нового и интересного он привнес в развитие исполнительского мастерства? Может быть, у него особый подход и своя методика преподавания?

Дархан: Диана Ерболатовна – молодой педагог, закончила  магистратуру в Манчестере. Она привносит в альтовую игру, очень много интересного, кроме альтовой музыки мы исполняем и скрипичные произведения. Много работаем в плане аппликатуры и диапазона. Как принято у альтистов, мы должны играть максимум в четырёх-пяти октавах, т.е. дальше мы не идем, и комфортно себя чувствуем в первых трёх. По  словам моего педагога, нужно расширять диапазон своей руки. Допустим на ВСК мы, её ученики играем гаммы до седьмой позиции. Зато потом в игре это положительно сказывается в игре.

Антон: Мне известно, что ты много читаешь художественную литературу. Как она влияет на твое творческое развитие?

Дархан: У меня был прекрасный педагог, возможно, поэтому  стал много читать. Мне преподавала Алия Рахымжановна Кошкарбаева. Это дочка Рахымжана Кошкарбаева, который первый поднял флаг в Рейхстаге. Алия Рахымжановна имеет музыкальное образование, она закончила КазГУ. Вообще я сторонник того, что музыкант не должен зацикливаться только на своей профессии. Он должен быть интересным как личность, интеллектуально образованным. А для того чтобы быть интеллектуально образованным, нужно увлекаться, интересоваться не только музыкой, но и другими сферами искусства – это обогащает тебя.

Екатерина: Какое отношение к музыке и к искусству в целом в странах, где ты побывал?

Дархан: Во многих европейских странах искусство играет очень большую роль. Например, в Англии каждый человек, который образован и финансово состоятелен, должен принести пользу в развитие своей страны. В Лондоне мы ходили по театрам, посетили национальную галерею, а также национальный музей, где обратили внимание на то, что каждый зал имеет имена его основателей.

альтист Дархан Куанов

Дарья Коцупей: Слушаешь ли ты помимо классической музыки, музыку других  направлений, стилей?

Дархан: Признаюсь что, в электронном формате я вообще не слушаю классическую музыку, предпочитаю только в живом исполнении. Надо чаще ходить на концерты, больше слушать. А в повседневной жизни очень люблю современную музыку, в частности  фанк и джаз.

Антон: Среди музыкантов есть анекдоты, шутки. А у альтистов есть свой анекдот?

Дархан: Альтисты – это такая точная мишень, над которыми все любят шутить. Я никогда не слышал столько шуток про скрипачей или виолончелистов. В оркестре у нас есть небольшая проблема в размере 3\4, т.е. мы всегда играем вторую и третью долю – м, па, па; м, па, па. На эту тему есть анекдот:

Дархан Куанов

Альтист пришел к своему сыну. Тот говорит

— Папа, папа

Отец ему:

— Ты не правильно говоришь, нужно говорить м, па, па.

Даже в Лондоне умудряются шутить про альтистов. Друзья  из академии музыки спрашивают

— Хочешь анекдот?

— Ну, давай.

— Что общего между единорогом и чисто играющим альтистом?

— Это как?

— Не знаешь? Их обоих не существует в природе

Камшат Еркосова: Для альта писали великие композиторы – Берлиоз, Хиндемит, Шостакович и другие. А казахстанские композиторы проявляют интерес к данному инструменту?

Дархан: Если сравнивать со скрипичным репертуаром, то для альта написано очень мало. Из казахстанских композиторов, я бы выделил Еркегали Рахмадиева. Он написал немало произведений для альта по дружбе с Я.И.Фудиманом – основателем альтовой школы Казахстана. Конечно, нам хочется, чтобы у альтистов был более разнообразный и обширный репертуар.

Дарья Коцупей: Хотелось бы узнать о ваших перспективах? Что вы планируете?

Дархан: Планов, очень много, и в музыке, и в самореализации как человека. Думаю, Вы сами увидите это в ближайшем будущем. Не станем это оглашать.

Айжан: Дархан! Хочу от себя лично и от всей нашей группы еще раз поблагодарить тебя за прекрасное исполнение и такую интересную беседу! Желаем тебе творческих успехов, свершения всего задуманного!

  

Беседу подготовила:

Айжан ЖАЙСАНОВА,

музыковед 2 курс КНК им. Курмангазы

, , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.