Казахстанский композитор Алмабек Меирбеков, которому в этом году исполнилось бы 60, в XIX веке скорее всего стал бы салом, подобно Биржану. Перемещаясь от аула к аулу, от ярмарки к ярмарке, салы, окружённые весёлой и ярко наряженной свитой, устраивали многодневные представления. Внимание всех от мала до велика привлекал их особый дар — острота языка в искрящейся юмором поэзии. Среди композиторов Казахстана, как, впрочем, и среди всех представителей этой редкой профессии найдётся немного таких, кто наделён способностью через музыку передавать все оттенки веселья от светлого тихого счастья, до полного иронии и сарказма юмора. Алмабек Меирбеков был в этом вопросе мастером, что во всей красе проявилось в его незаконченном, а оттого и не поставленном балете. Эта статья — попытка хотя бы в первом приближении понять механизмы языка комедии, многогранно познанного композитором..
Балет «Алдар Косе» стал вершиной творчества А. Меирбекова периода 1980-х годов. В основу либретто легли сказки о любимом народом мудреце и шутнике Алдаре Косе, распространённые среди многих народов Средней Азии. Именно поэтому автор музыки ориентируется не на субъективно-национальный стиль, а на стиль обобщённого Востока, столь красочно развивавшийся русскими композиторами-романтиками М.И. Глинкой, Н.А. Римским-Корсаковым, А.П. Бородиным, И.Ф. Стравинским.
Обозначим ряд приёмов, характеризующих этот стиль, применённых Меирбековым. Восток в балете выражается через лад, ритм, гармонию и тембр. Ладовые средства не стереотипны, автор ищет собственные ладовые краски, используя неполные лады, лады с пониженными ступенями, «ладовые контрапункты» (соединение разноладовых мелодий в одновременности). Так, например, основная тема номера «Мулла» звучит в неполном ладу со звукорядом d-e-g-a-c с тоникой «e», но её неожиданная каденция привносит совершенно иное ощущение лада:
Мелодия кларнета из Adagio – пример полиладовости в пределах одной темы. Альтернативные ступени (g—gis, e—eis, d—dis, a—ais) создают ощущение «ползущего» лада, изображающего волшебное видение:
Ритмическая сторона музыки также влияет на создание обобщённо-восточных образов. Синкопированные, пунктирные остинатные ритмические фигуры – это аллюзия на среднеазиатские уссули. Их можно встретить практически в каждом номере балета как в партиях ударных инструментах, так и в мелодии:
Остинатность проявляется и в гармонии. Тонический органный пункт в медленных разделах как средство создания восточного колорита восходит ещё к Персидскому хору из «Руслана и Людмилы» М. Глинки. А. Меирбеков использовал этот приём в Дуэте, где триольная спокойная мелодия звучит на фоне тонально-гармонического остинато:
Другое колористическое тонально-гармоническое средство, характеризующее музыку балета – использование «пряно» звучащих аккордов нетерцовой структуры. Что же касается тембровых средств, то здесь прежде всего следует отметить важную роль ударной группы (литавры, ксилофон, тарелки, бубен). Кроме того, композитор уделяет значительное внимание группе медных духовых, её колористическим свойствам. Нередко через тембры меди передаётся не только восточный колорит (призывные карнаи), но и юмористический характер музыки.
Вообще юмор как отличительная черта стиля А.Меирбекова 1980-х годов находит в этом произведении яркое выражение через сюжет. Сказки о весельчаке Алдаре Косе – благодатное поле деятельности для композитора. Сюжет настолько увлекает его, что в отдельных местах партитуры можно заметить ремарки, касающиеся того или иного события, отражаемого музыкой.
Пожалуй, главной особенностью музыкального языка произведения следует назвать сочетание лёгкости и простоты с богатыми оркестровыми средствами, сложным тонально-гармоническим мышлением автора и неординарным подходом к формообразованию. Это свойство исходит из мастерского владения оркестром с одной стороны и из личностных качеств композитора с другой: жизнерадостный, простой в общении в жизни, Алмабек Меирбеков и в музыку привносил эти черты.
К сожалению, балет «Алдар Косе» не был поставлен. Его прекрасная музыка могла бы украсить репертуар любой балетной труппы, и остаётся надежда увидеть «Алдара» на сценах казахстанских театров.
Валерия НЕДЛИНА, музыковед