Большинство представителей композиторской школы Казахстана – мужчины. Однако во все времена находились женщины, оставлявшие след в казахской музыке, сопоставимый по значимости с мужским. Акыны Сара, Майра, кюйши Дина в отдалённом прошлом, Газиза Жубанова в недалёком – выдающиеся музыканты, чьё творчество во многом повлияло на ход развития музыкального искусства в Казахстане. Достойно продолжает их традиции композитор, видный общественный деятель, педагог Актоты Раимкулова.
Начало её творческого пути пришлось на время заката советской империи, а период творческой зрелости и расцвет тесно связаны с рождением независимого Казахстана. Как и у многих коллег, основным направлением её идейных и стилистических поисков всегда являлось соединение национального музыкального языка с собственным авторским стилем, а также с традициями европейской классики и современными техниками композиции. «…Актоты Раимкулова – личность яркая и неординарная, в творчестве которой родная казахская культура раскрывается через призму нового типа музыкального мышления…» – пишет автор одного из первых биографических очерков о композиторе Айгуль Имашева[1].
Ранний период творчества. Годы учёбы
Актоты Раимкулова родилась 2 мая 1964 года в Алма-Ате в творческой семье, богатой семейными традициями, в том числе и музыкальными. Мама Макиза Даирбаевна Шашкина-Раимкулова прекрасно пела и даже хотела обучаться вокалу профессионально. Бабушка Темиржан Козганбаева рассказывала внучке о прадеде по материнской линии Жарылғапберді-акыне – аркинском композиторе. По легенде он был влюблён в Майру – известную женщину-акына. Поскольку Жарылғапберді принадлежал к аристократическому роду, в советские годы его авторство часто скрывали. Хотя песни его широко известны в народе, далеко не все они бытуют под его именем, поскольку исполнители и исследователи предпочитали называть их народными. Среди предполагаемых песен Жаралгап Берды такие народные «хиты» как «Гаухартас», «Шама», «Ардак», «Қарғам-ау».
Дядя мамы Зейин Шашкин – выдающийся казахский литератор, учёный. В круг его друзей входили передовые деятели науки и культуры Казахстана, академики, писатели, актёры, режиссёры. Среди них был и Рахметулла Раимкулович – отец Актоты. Его композитор вспоминает особенно тепло:
«Наши с папой отношения были абсолютно гармоничными, наполненными взаимопониманием и поддержкой. Любил он меня безмерно, ведь я – его единственный ребёнок – родилась, когда ему было уже 52 года. Он стремился дать мне всё самое лучшее. Именно папа отвёл меня в первый класс Жубановской музыкальной школы».
Тяга к музыке проявляется у Актоты рано: уже с пяти лет она систематически занимается фортепиано. Во время учёбы в средней музыкальной школе им.Жубанова музыкальное дарование Актоты Раимкуловой раскрывается с разных сторон: она успешно учится как пианистка и одновременно посещает факультатив по композиции, который ведёт заслуженный деятель искусств КазССР Нагим Мендыгалиев. Среди ранних сочинений Актоты особенно выделялись песни, которые строгий педагог ни разу не исправлял. «Анажан», «Папажан», «Коктем» – песни, ещё детские по содержанию, но отличающиеся ясным музыкальным языком, чёткой формой, осмысленным соединением слова и музыки. Всесоюзную известность обретает написанная в возрасте одиннадцати лет песня «Чили будет свободной» – отклик на политические события в далёкой стране, отразивший глубину и сознательность не только профессиональной, но и общественной позиции юного дарования. Первые пробы пера в инструментальных жанрах – фортепианные пьесы «Прелюдия», «Осенняя мелодия», «Марш», пьесы для скрипки – хоть писались и не с такой лёгкостью, как песни, отличались яркими образами и были не менее значимыми в становлении Раимкуловой-композитора. Как пианистка, будучи ученицей 5 класса, Актоты добивается успеха на I Республиканском конкурсе пианистов.
Интерес к сочинению музыки продолжил развиваться и в годы учёбы в Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы, куда Актоты Раимкулова поступает в 1982 году. Подобно своему первому учителю Н.Мендыгалиеву она решает учится сразу на двух специальностях – композиция и фортепиано. Поступлению на два факультета немало способствует авторское исполнение Цикла пьес для фортепиано, Пьесы для скрипки и фортепиано, Пьесы для флейты и фортепиано на вступительном экзамене по композиции.
Так случилось, что Раимкулова попала в классы двух выдающихся женщин. По фортепиано она учится у недавно окончившей аспирантуру Московской консерватории Жании Аубакировой, чьё фортепианное мастерство в те годы только начинает завоёвывать мировое признание. А по композиции на все годы учёбы в консерватории её педагогом становится народная артистка СССР, профессор Газиза Жубанова.
«Газиза Ахметовна долгое время не брала в свой класс девушек, считая профессию композитора сложной не только в профессиональном смысле, а может быть, даже более сложной борьбой за “выживание”», – пишет А.Т. Имашева. Тем удивительнее, что Жубанова одновременно взяла к себе двух талантливых композиторов-пианисток – Актоты Раимкулову и Гульжан Узенбаеву. Газиза Ахметовна в то время являлась ректором консерватории, и эта работа вкупе с творчеством отнимала огромное количество времени. Тем не менее, она всегда уделяла значительную долю внимания своим ученикам. Актоты Рахметуллаевна так вспоминает занятия с ней:
«Газиза Ахметовна для меня – пример профессионализма во всех смыслах. Она обладала лучшими человеческими качествами. Несмотря на занятость, всегда находила время помочь, с какой бы проблемой человек к ней не пришел. Не каждый раз ей удавалось всецело посвятить время наших занятий общению с нами – к ней постоянно шли люди. Но всегда она находила нужные именно в этот момент слова, замечания. Бывало придёшь к ней с произведением в полном недоумении – что же делать дальше? А она посмотрит внимательно и одной-двумя фразами “ставит голову на место”. Выходишь с урока окрылённый, полный творческой энергии».
Занятия с Жаниёй Аубакировой также оказали огромное влияние на становление творческой личности Раимкуловой:
«На занятиях с Жаниёй Яхияевной мы часто увлекались процессом, засиживаясь до одиннадцати часов вечера. Это были необыкновенно творческие уроки. Мы почти не работали над техникой – это было само собой разумеющимся. Большую часть времени мы уделяли нюансам пианизма, исполнительской интерпретации, “шлифовке” звука, вместе искали наилучший способ выражения музыкальной мысли».
Раимкулова блестяще окончила класс фортепиано.
Природный композиторский дар совершенствовался изо дня в день. В консерваторские годы и во время начала самостоятельного творческого полёта Актоты Раимкуловой хорошо удавались произведения вокальных жанров, особенно песни. «Среди наиболее удачных оказалась песня патриотического плана “Ел бақыты” (1985), исполненная народной артисткой РК Сарой Тыныштыгуловой. Песня очень понравилась бывшему Первому Секретарю ЦК КП Казахстана – Динмухамеду Ахметовичу Кунаеву, и он, пригласив к себе Актоты, поблагодарил её и дал своё благословение – “акжол”», – отмечает А.Т. Имашева.
Освоение инструментальной музыки по-прежнему давалось не так легко, как вокальной. Молодому композитору в этом помогала природная целеустремлённость, усидчивость, работоспособность, а также педагогический талант Г.Жубановой, постоянно стимулировавшей развитие мастерства ученицы в этой сфере. Газиза Ахметовна способствовала формированию индивидуального стиля композитора, отклоняя многие эксперименты с композиционными техниками: «Это хорошо, конечно, но ты больше так не пиши», – говорила она с материнской заботой. Результаты не заставили себя долго ждать. Во время учёбы в консерватории Раимкулова дважды становится лауреатом Всесоюзного конкурса молодых композиторов (Москва, 1984, 1987).
К выбору темы для дипломной работы Актоты и Газиза Ахметовна подошли с особой скрупулёзностью. У тонко сопереживающего человеческие страдания молодого композитора особенный душевный отклик вызвала небольшая повесть отца, которого уже несколько лет не было в живых. «Кокжал» («Лютый») – история о том, как человек, столкнувшись с ужасами войны, теряет всё самое дорогое – дом, семью, друзей. Образ войны аллегорически передан через образ вожака волчьей стаи, напавшей в степи на солдата, прибывшего на краткую побывку домой, везущего своего осиротевшего сына в аул родственников жены. Ошеломляющее психологическое воздействие повести Рахметуллы Раимкулова вызывает не ощущение бессмысленности, оцепенения и ужаса, как, например, произведения экспрессионистов, посвященные схожей тематике. Основная идея здесь – гуманизм и антивоенный протест. Глубокому идейному содержанию повести как нельзя лучше соответствует выбранная композитором форма пятичастной кантаты для смешанного хора и оркестра. В этой кантате ярко проявился авторский стиль Раимкуловой, равно как и преемственность школы Газизы Ахметовны.
Период творческого роста
После окончания консерватории Актоты Раимкулова продолжает работать над слабыми сторонами своего мастерства – совершенствуется в инструментальных жанрах. В это время были написаны Симфоническая поэма (1987) и Симфониетта для струнного оркестра (1992). Примерно в это же время у композитора появляется интерес к казахским народным инструментам и жанрам: в 1989-1993 годах написаны ряд кюев и пьес для кыл-кобыза соло и дуэта домбры и кыл-кобыза. Возможно, такой интерес связан с историческими событиями этого времени, обретением независимости, созданием Республики Казахстан, новой ролью казахского народа на международной арене. Позднее Раимкулова неоднократно обратится к жанру кюя и тембрам народных инструментов не только в камерных, но и в симфонических произведениях.
Творческому росту композитора нисколько не мешает работа в консерватории сначала в качестве концертмейстера в АГК им.Курмангазы (1988), затем как преподавателя общего фортепиано в КазГосЖенПИ, а с 1991 года и по настоящее время – преподавателя консерватории.
С 1992 по 1994 годы Актоты Раимкулова проходит ассистентуру-стажировку в классах Г.Жубановой и Е.Рахмадиева. Обоих учителей она вспоминает с теплотой, хотя у Еркегали Рахмадиевича проучилась меньше года: «Он вообще опекал нас, молодых, будучи Председателем Союза композиторов Казахстана. Заботился он о нас по-отечески. Благодаря Еркегали Рахмадиевичу мы не просто писали музыку: были концерты и пленумы молодых композиторов, наши произведения исполнялись и на всесоюзных пленумах». В это время композитор едет в уникальное путешествие – Союз композиторов РК отправляет её во Францию, в знаменитое Ателье UPIC – центр музыкальных компьютерных технологий того времени.
Что представляет собой UPIC? Эта аббревиатура расшифровывается с французского как «информационное полиагогическое оборудование». Стенд UPIC был создан на основе идеи греческого композитора Яниса Ксенакиса, который придумал способ конвертировать любые рисунки в звуки (пример его применения – «Метастазис», 1953). 25 лет спустя появилась первая версия стенда, на котором при помощи магнитного пера на специальном экране изображались рисунки – графики и абстрактные фигуры, – а компьютер осуществлял их конвертацию в звуки. С тех пор оборудование непрерывно совершенствовалось. Стажировка в Ателье UPIC в 1992 году прошла для Раимкуловой плодотворно, открыв новые горизонты творчества. Правда, достижение этих горизонтов композитору пришлось отложить на несколько лет по объективным историко-экономическим причинам: развал Советского Союза и первые годы Независимого Казахстана не были лёгкими ни для кого, особенно для музыкантов, чей труд в один прекрасный момент оказался, мягко говоря, не востребованным…
Ассистентуру-стажировку композитор заканчивает с солидным творческим багажом: помимо кантаты «Кокжал» написаны ряд симфонических произведений в жанрах картины и поэмы, камерные вокальные и инструментальные произведения, среди которых выделяются Первый и Второй квартеты.
С 1994 года раскрывается ещё одна грань таланта Раимкуловой: она начинает сотрудничать с различными драматическими театрами, и в течение полутора десятилетий музыкально оформляет свыше десяти спектаклей. Вот как она сама рассказала об этой своей творческой ипостаси одному из казахстанских изданий: «Было начало 90-х, и надо было заботиться о родителях, нужно было зарабатывать… Но далеко от музыки я не ушла: начала писать композиции для драматических спектаклей. Писала практически бесплатно только потому, что хотелось писать. Пусть в силу своей специфики музыка и носила прикладной характер, и была не совсем тем, что хотелось бы высказать, но она звучала. На сегодня мною написана музыка к 20 спектаклям, и я считаю, что это большая школа для композитора. Школа образов, лаконичности, жанров и т.п. Мне повезло, и я счастлива, что работала и работаю с нашими лучшими режиссерами – Булатом Атабаевым, Юрием Ханинга-Бекназаром, Есмуханом Обаевым, Жанатом Хаджиевым, Тунгышбаем Жаманкуловым, знаменитым туркменским режиссером Какаджаном Ашировым…»[2]. Работу с последним композитор выделяет особо. Спектакль «Каин – сын Адама» (1998 год) номинировался на получение Государственной премии РК.
Актоты Раимкулова активно общается с композиторами со всего мира, участвуя в различных стажировках, фестивалях, конкурсах, гастролях. Международные конкурсы композиторов «Gaudeamus Music» в г.Амстердам, Голландия (1991); «ALEA» в г. Бостон, США (1996), «Masterprize» г. Лондон, Великобритания (1997); стажировка в Театральной академии города Бохум, Германия (Schauspielschule Bochum, 1999); Международный фестиваль «Ильхом ХХ» г. Ташкент, Узбекистан (1998) дают массу творческих впечатлений, знакомств с зарубежными коллегами, незабываемый опыт общения с музыкантами со всего мира.
В это время появляются такие смелые эксперименты, как «Apple of Peace» («Яблоко мира») и Пьеса для виолончели и компьютера «Душа шамана» (1998, 1999). «Душа шамана», как и «Apple of Peace», – это попытка композитора объединить в одном произведении личные размышления, глубокий замысел, духовные традиции и современность посредством новой композиторской техники и новых электроакустических технологий. О её успехе говорят факты неоднократного исполнения Пьесы для виолончели и компьютера на фестивалях современной музыки, на концертах казахстанских исполнителей.
Впечатления от заграничных стажировок мотивируют не только Раимкулову-композитора, но и Раимкулову-организатора: с 1998 года она является автором и менеджером многих масштабных проектов, воплощенных агенством «Классика», сформированном при Казахской национальной консерватории. Среди наиболее заметных событий музыкальной жизни, в которых А.Раимкулова принимала участие как руководитель, идейный вдохновитель или активный участник организационных комитетов и рабочих групп – Гала-концерт (1998 сентябрь), образовательная программа «Восходящие звёзды» (с 2001 по настоящее время), Дни открытых дверей, Международный фестиваль современной музыки «Наурыз-XXI» (2004, 2006, 2008), Международный конкурс пианистов (2000, 2004, 2008, 2011). Без участия Раимкуловой-проректора по воспитательной работе невозможно представить поездки студенческих исполнительских коллективов КНК на Международные фестивали, конкурсы и в заграничные гастрольные туры. О масштабе этой части организаторской деятельности Актоты Рахметуллаевны можно судить по её географии: Берлин 2005 и 2008; Лондон 2006; Италия 2007; Урумчи 2007; Душанбе 2008; Крым 2008; Венеция 2009; США 2009; Шаосинь 2010; Германия 2010; и это не считая многочисленных гастрольных туров по всем областям Казахстана.
Период творческой зрелости
Организаторская деятельность нисколько не препятствует композиторскому творчеству, даже иногда ему активно способствует. Так для участия студенческого симфонического оркестра консерватории в различных международных проектах А.Раимкулова пишет три симфонические поэмы: «Толгау» (2007), «Дала сыры» (2008) и «Жамиля» (2009). Все три поэмы можно объединить в один цикл по их музыкальному языку, по времени создания, по идейной направленности замысла. В них формируется зрелый симфонический стиль композитора, её собственная трактовка оркестра и жанра поэмы.
Все три поэмы можно логически выстроить в один «суперцикл» на подобие цикла симфонических поэм «Моя Родина» Берджиха Сметаны. Все они с разных сторон раскрывают идею единства человека и родной культуры, прошлого и настоящего.
Деятельность Актоты Раимкуловой как композитора театра и кино в 2008 получила новое развитие: ею написан двухактный балет «Воздушное кочевье» («Аспан көші») на либретто Адама Капанова. Его написание стало возможным благодаря получению Государственного Гранта Министерства культуры и информации РК. На настоящее время балет не получил сценического воплощения, поэтому сложно судить о потенциале его популярности. Его простая и душевная музыка, на наш взгляд, заслуживает внимания современных хореографов, от чьего таланта уже будет зависеть дальнейшая судьба произведения. Возможно, для популяризации «Аспан көші» и привлечения к нему потенциальных постановщиков, автор сделает оркестровую сюиту из музыки балета.
Одна из последних творческих удач А.Раимкуловой – пьеса «Алатау» (2010), написанная специально для ансамбля Continuum – известного коллектива из Нью-Йорка (США), специализирующегося на исполнении «редкой» музыки, в поисках которой они путешествуют по всему миру. Результатом поездки по Центральной Азии стал их нью-йоркский концерт «Музыка на перекрёстках» (февраль 2011), в котором, кроме «Алатау», прозвучали произведения Дмитрия Янов-Яновского (Узбекистан), Бенжамина Юсупова (Таджикистан-Израиль), Жахонгира Шукурова (Узбекистан), Фарангис Нурулла-ходжа (Таджикистан-Канада).
Не избегает композитор и массовых жанров. По словам Актоты Рахметуллаевны, уже в детские годы написание песен ей давалось с лёгкостью, уже тогда ей удалось понять те законы массовой песни, которые на Западе называют «анатомия хита». Это отмечается не только официальными наградами (вспомним песню «Ел бақыты»), но и широким признанием среди самых разных категорий слушателей. Яркий тому пример – саундтрек к телесериалу «Астана – любовь моя». Простая душевная песня, являющаяся лейттемой сериала, сопровождающая титры и вышедшая ещё до начала показа фильма в музыкальном сопровождении рекламного трейлера, быстро стала популярной и в исполнении дуэта «Арнау» уже почти два года непрерывно находится в ротации ведущих теле- и радиостанций.
В настоящее время в творческой копилке Актоты Раимкуловой десятки интересных произведений, многие из которых уже вошли в золотой фонд казахской музыки. Несмотря на колоссальную занятость, композитор не оставляет педагогическую деятельность. За двадцать лет работы преподавателем консерватории А.Раимкулова обучила многих талантливых казахстанских музыкантов. К занятиям по классу композиции она подошла будучи зрелым мастером. Среди её учеников можно выделить уже добившихся определённых профессиональных успехов выпускников Дастана Раева, Нурсата Бесекожаева, Таскына Жармухамеда. Последний в апреле 2011 года стал лауреатом Международного конкурса композиторов им. Н.Г.Жиганова в Казани. Rомпозитор возлагает большие надежды на недавно пришедшего в её класс Д.Бержапракова.
Плоды преподавательского труда композитора – это не только её выпускники, но и целый ряд методических разработок, типовых программ и стандартов по предметам «Инструментоведение», «Инструментовка», «Композиция» для бакалавриата и магистратуры.
Раимкулова не только учит, но и учится, благодаря чему расширяет спектр преподавательской деятельности. В рамках совместного проекта Консерватории и Международной академии бизнеса в 2005-2007 годах она заканчивает магистратуру по специальности «Менеджмент», а в 2010 успешно защищает докторскую диссертацию на тему «Совершенствование организационно-экономического механизма, управление проектами в социально-культурной сфере», получая степень Доктора бизнес-администрирования (DBA). Параллельно активно участвует как методист и организатор в работе над открытием в консерватории новой специальности «Арт-менеджмент»: сначала в магистратуре, затем в бакалавриате. В настоящее время А.Раимкулова преподаёт помимо композиции многие спецкурсы для студентов и магистрантов этой специальности, возглавляет кафедру композиции и арт-менеджмента.
За годы плодотворной работы Актоты Рахметуллаевна, в подтверждение общественного признания, удостаивается многих званий. К юношеским победам на конкурсах прибавляются ещё ряд наград. А.Раимкулова Лауреат Республиканских конкурсов композиторов Казахстана (1992, 1995, 1997, 1998, 2000), Стипендиат Президентской стипендии (1997), Лауреат Премии Союза молодежи Казахстана (1998). С 1990 года она – Член Союза композиторов СССР и РК. В 2010 году указом Президента Н.А.Назарбаева композитору присвоено почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері» (Заслуженный деятель Казахстана). Успехи в творческой и педагогической деятельности отмечены Почетными грамотами Министерства культуры и информации РК (2004) и Министерства науки и образования РК (2009). В 2000-х годах государство на конкурсной основе начинает выделять гранты на написание крупных музыкальных произведений. Раимкулова дважды получает Государственные Гранты Министерства культуры и информации РК (2007, 2008).
Зарубежные исполнения произведений композитора, инициированные Казахской национальной консерваторией и Союзом композиторов РК, а также творческие контакты с зарубежными композиторами и исполнителями постепенно расширяют популярность музыки композитора вне пределов Родины. Раимкулова – член ISCM (Международное общество современной музыки), имеющего представительства в 50 странах мира, и выполняет обязанности секретаря его казахстанского отделения. Композитора приглашают в жюри международных конкурсов композиторов и на международные фестивали современной музыки.
Одним из индикаторов популярности являются публикации о самом композиторе или его произведениях. Персона Актоты Раимкуловой регулярно привлекает внимание журналистов республиканских СМИ. Её произведения становятся объектом изучения казахстанских музыковедов. Биография композитора отражена в различных каталогах и сборниках, например, в Информационном каталоге о творчестве деятелей культуры и искусства «Фонда духовного развития народа Казахстана» или на сайте республиканского проекта «Музыкальное наследие Казахстана».
Грани таланта А.Раимкуловой не ограничиваются композиторскими и педагогическими достижениями. Как и для её наставницы Газизы Жубановой, на первом месте в жизни стоит семья. Актоты Рахметуллаевна – любящая жена и заботливая мама.
Скромная и хрупкая, но в то же время всегда собранная и деловая Актоты Раимкулова далека от корифейской заносчивости и не собирается почивать на лаврах. В её планах новые творческие, организационные и педагогические горизонты, новая напряжённая работа и, конечно, новые достижения и свершения.
Валерия НЕДЛИНА, редактор musicnews.kz